Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок–рассуждение.
Понятия урока:
- Предпринимательство;
- Индивидуальная фирма;
- Полное товарищество;
- Товарищество на вере (коммандитное товарищество);
- Общество с ограниченной ответственностью;
- Акционерное общество.
Проведение урока рассчитано на два (объединённых в пару) академических часа.
Методы обучения:
- Практические – заполнение таблиц, создание буклета.
- Активные – обсуждение достоинств и недостатков различных организационно-правовых форм предпринимательства, а также решение проблемных вопросов.
- Иллюстративные - демонстрация мультимедийной презентации, содержащая упражнения и наглядные материалы к уроку;
Цель урока - учащиеся должны научиться:
- приводить примеры фирм характерных для малого, среднего, крупного бизнеса;
- отличать одни виды фирм от других по основным характерным признакам;
- уяснить преимущества и недостатки различных форм предпринимательства
- приводить этапы создания новых фирм.
Задачи урока:
- научить учащихся вырабатывать собственное мнение по вопросам организационно-правовых форм предпринимательства, аргументировано выражать данное мнение;
- показать учащимся возможности использования программы Microsoft Office Publisher 2010 в решении задач рекламы;
- учеников к дальнейшему изучению экономики;
Раздаточный материал, подготовленный на каждого ученика:
Оборудование:
- фишки зелёного, синего, жёлтого, оранжевого, розового цвета. Количество фишек должно соответствовать количеству учеников в классе, и быть кратным 2.
- вырезанные из цветной бумаги круги - черновики зелёного, синего, жёлтого, оранжевого, розового цвета.
Использование ИКТ:
- презентация, выполненная в компьютерной программе Microsoft PowerPoint 2010;
- ОЭР:1С: Школа. Экономика и право. 9-11 класс.2CD.2004 год. (Индивидуальная работа учащихся с альтернативным учебнику источником информации).
Необходимое аппаратное и программное обеспечение:
- Наличие компьютерного класса с локальной сетью с пакетом средств Microsoft Office и установленными на каждом ПК ОЭР: 1С: Школа. Экономика и право. 9-11 класс. 2CD. 2004 год. (для создания условий индивидуальной самостоятельной работы учащихся по подготовке собственного рекламного продукта);
- мультимедийный компьютер с пакетом средств Microsoft Office для учителя + экран (для демонстрации информационных материалов, организации занятия – наглядности, пояснения, проверки заданий).
Перед началом урока, на перемене необходимо распределить учеников для последующей работы в парах. Произвольное деление можно провести, предложив учащимся выбрать при входе в класс фишку определённого цвета (см. оборудование к уроку). Количество фишек должно соответствовать количеству учеников в классе, и быть кратным 2.
Ход урока
1. Организационный момент (1 минута).
- Приветствие.
- Отметка отсутствующих в классном журнале.
- Сообщение темы и целей урока.
2. Актуализация знаний (5 минут).
Вопросы учителя:
- Что такое предпринимательство?
- Какими законами регулируются предпринимательские отношения?
- Какие принципы положены в основу регулирования предпринимательства?
- Какие организационно-правовые формы предпринимательства известны вам?
- Как вы думаете, какие организационно-правовые формы предпринимательства характерны для малого, среднего, крупного бизнеса?
Ученики отвечают на вопросы, перечисляют известные им формы предпринимательской деятельности, поясняют основное отличие хозяйственных обществ от хозяйственных товариществ. По ходу ответа обучающихся, учитель демонстрирует анимационный слайд 2.
Для малого бизнеса характерно – ИП, для среднего-товарищество, для крупного бизнеса – ООО, АО.
3. Изучение сущности различных форм предпринимательской деятельности. Самостоятельная работа (20 минут).
А) Ученикам предлагается по определениям[3], приведённых в таблице
(Приложение 1): обозначить форму предпринимательской деятельности (указать вид фирмы);
Учитель демонстрирует анимационный слайд 3, на котором появляется определение, затем правильный ответ.
Б) Самостоятельная работа в парах:
1) изобразить при помощи круга структуру фирмы.
2) указать, какие учредительные документы, необходимы для регистрации фирмы (работа с учебником – стр.61[2].).
3) привести пример, для какого вида деятельности характерна данная форма предпринимательства.
Учитель выдаёт паре учеников в зависимости от вытянутой фишки:
Вырезанный из цветной бумаги круги – черновик соответственно зелёного, синего, жёлтого, оранжевого, розового цвета.
Ученики, советуясь друг с другом, в парах выполняют указанные выше задания 1-3 только для одной формы предпринимательства в зависимости от вытянутой фишки:
- розового цвета - ООО (общества с ограниченной ответственностью),
- зелёного цвета - АО (акционерного общества),
- синего цвета – ПТ (полного товарищества),
- оранжевого цвета – КТ (коммандитного товарищества)
- жёлтого цвета – УП (унитарного предприятия).
Для проверки правильности выполнения задания Б имеются слайды, содержащие наглядный материал. Демонстрировать данные слайды лучше после ответа учеников у доски. Ребята представляют свой круг-черновик, на котором изображена структуры соответствующей фирмы, приводят названия учредительных документов, характерных для сознания фирмы, приводят пример фирмы. Переход к слайдам проверки правильности ответов осуществляется через гиперссылку – круг соответствующего цвета, расположенную на слайде 3. Возврат на слайд 3 через управляющую кнопку “Домой”.
Заполнение учениками таблицы (Приложение 1) происходит после ответа учеников у доски, затем дома ребята вклеивают таблицу в рабочую тетрадь.
4. Мини-беседа: от чего зависит выбор организационно-правовой формы предпринимательства? (2 минуты)
Ответы учащихся:
1) Цель деятельности;
2) Что разрешено законом;
3) Наличие стартового капитала;
4) Достоинства и недостатки различных форм предпринимательства.
По ходу ответа учащихся учитель демонстрирует слайд 4, на котором появляются по мере поступления правильные ответы.
5. Обуждаем достоинства “+” и недостатки “-” различных форм предпринимательства. (Слайды 5-6). (17 минут)
На слайде появляется характеристика, которая может быть достоинством или недостатком фирмы”[1].Ребята голосуют при помощи карточек (Приложение 3), по ходу обсуждения заполняют таблицу (Приложение 2), которую затем дома вклеивают в рабочую тетрадь;
Примечание: карточки приложения 3 предварительно распечатать, разрезать и создать комплект (АО+, АО-, Т+, Т-ИП+, ИП-) на каждого ученика.
6. Просмотр и обсуждение анимации “Создание новых фирм”. (слайд 7). (10 минут)
Данный этап урока служит мостиком и эмоциональным настроем для выполнения следующего этапа урока – создание буклета-памятки будущему предпринимателю.
После просмотра анимации ученики должны сделать вывод, что создание нового предприятия дело непростое, и иногда может вызвать гнев и досаду – так уж непросто всё предусмотреть и всё правильно оформить!
Предложите учащимся поразмышлять: с чего бы они начали, если бы задумали открыть собственное дело...
В ответах учащихся должна прозвучать следующая приблизительная последовательность:
1) Обоснование предпринимательской идей (т.е. чем будет заниматься будущее созданное предприятие);
2) Если выбор пришёлся на создание коммерческой организации нужно определить состав учредителей и выбрать организационно-правовую форму будущей организации;
3) Разработать наименования коммерческой организации;
4) Оформить учредительные документы;
5) Прохождение государственной регистрации:
- подать заявление о государственной регистрации по утверждённой форме с обязательной нотариальной регистрацией подписи заявителя;
- предъявить решение о создании юридического лица в соответствии с законодательством РФ;
- приложить подлинники или нотариально заверенные учредительные документы;
- приложить документ об уплате государственной пошлины.
6) После того как регистрация пройдена необходимо изготовить печать, которая также регистрируется в соответствующих реестрах, встать на учёт в налоговую службу, в государственные внебюджетные фонды: пенсионный, занятости населения, государственного медицинского и социального страхования.
7) Для отдельных видов предпринимательства необходимо получить ещё один документ -лицензию - специальное разрешение на осуществление определённого вида деятельности (образование, медицинская, юридическая, биржевая, страховая и иные виды деятельности).
7. Создание буклета - памятки будущему предпринимателю “Как открыть своё дело?” при помощи материалов ОЭР:1С: Школа. Экономика и право. 9 - 11 класс. 2CD.2004 год
В ОЭР используется раздел “Курсы” - тема 8: “Как открыть фирму и как её закрыть?”. Материалы легко копируются и вставляются в создаваемый рекламный буклет. Главное – правильно отобрать нужные предложения и хорошо, красочно оформить! Время работы 25 минут. Примеры выполненных учениками работ в приложении 4.
8. Демонстрация выполненных работ – рекламных буклетов. (5 минут)
9. Домашнее задание: Письменные ответы на вопросы и задания к документу на странице учебника “Обществознание .11 класс”[2]. ( Слайд 9). (1 минута)
10. Подведение итога урока. (3 минуты)
11. Выставление отметок. (1 минута)
Информационные источники.
- Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: в 2Кн.1. Пособие для учителя.-3-е изд. – М.: Вита-Пресс,2000. – 447с.6 ил.
- Обществознание.11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкий, А.И. Матвеев и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во “Просвещение”.-5-е изд.-М.:Просвещение,2010.-349с.-(Академический школьный учебник).
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика: Пособие к разделам “Экономика” и “Право” курса “Обществознание” для 10-11 классов школ гуманитарного профиля. В 2-х книгах. Кн1./Российский фонд правовых реформ. Проект” “Правовое образование в школе”. Серия “Основы правовых знаний”. - М.:Вита-Пресс,2000.-216с.:ил.
- 1С.школа. Экономика и право.9-11 классы. под редакцией Абросимовой Е.А.,Автономова В.С., Золотова А.В. 2 CD.ОЭР:1С: Школа. Экономика и право. 9 - 11 класс. 2CD.2004 год.