Цели:
- уточнить и расширить знания детей о творительном падеже;
- формировать умения определять творительный падеж по его признакам, и использовать в письменной речи;
- совершенствовать правильное написание слов с изученными орфограммами;
- развивать мышление и творческие способности учащихся.
Оборудование: учебники Т.Г. Рамзаевой “Русский язык” часть 1 для 4 класса, карточка с окончаниями в Т. п., компьютер, проектор, карточки для самостоятельной работы в парах, сигнальные карточки трёх цветов.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.
II. Проверка домашней работ, повторение пройденного.
- Сколько падежей в русском языке? Каким членом предложения чаще всего является имя существительное в Им.п.? Перечислите несклоняемые имена существительные.
- Какое было домашнее задание? (Подготовиться рассказать об именах существительных в В.п., упр.134) Слайд 2. Расскажите об именах существительных в винительном падеже. (Ученик за доской выполняет разбор слов по составу из домашнего упражнения, вставив предварительно пропущенные проверяемые безударные гласные в корне.) Проверим, как вы выполнили задания к тексту упр.134. Назвать основы каждого предложения и падежи имен существительных в третьем предложении. (Ученик отвечает на оценку.) Слайд 3. – А вы, ребята, как помогаете дома, какие поручения у вас есть? Проверим работу на доске. Слайд 4. Что общего в этих словах? (Это глаголы прошедшего времени женского рода с проверяемой безударной гласной в корне.)
- Оцените свою работу “За впечатление”. Кто поставил себе отметку меньше, чем “5”, почему? (В работе есть исправления, не все буквы написаны правильно.) Давайте в очередной раз потренируемся в каллиграфии.
III. Чистописание. Слайд 5.
Кк клк кок кос
коса косой косилка косит
- Выделите корень в словах.
- Какое из этих слов лишнее? (Косой – все остальные слова однокоренные, а это - является формой слова коса; или по значению – например, заяц “косой”, “косой”- прилагательное, тогда оно тоже не будет однокоренным). Слайд 6.
- Прочитайте стихотворение, в котором это слово встречается несколько раз. Слайд 6.
Смотрит зайка косой,
Как девчонка с косой
За речною косой
Травы косит косой.
(М.Митрейкин).
Что заметили? (повторяется слово “косой”).
Как называются в русском языке слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но разные по значению? (Омонимы.) Какой частью речи являются эти слова в данном четверостишии? Что они обозначают? (зайка косой – косит глазами, косоглазый; девочка с косой – на голове сплетённые вместе пряди волос; речная коса – идущая от берега узкая полоса земли, отмель; косит косой – сельскохозяйственное орудие, длинный изогнутый нож на длинной рукоятке для срезания травы, злаков и т.д.)
IV. Изучение нового материала.
Посмотрите внимательно, на какие вопросы отвечают эти существительные. Кто из вас догадался, о каком падеже мы поговорим сегодня на уроке более подробно? А что продолжим учиться делать на уроке? Слайд 8.
Да, сегодня мы продолжим учиться определять падеж имён существительных; изменять слова по падежам и вспомним, что знаем о Т. п.
Слайд 8. Составим рассказ об этом падеже по следующему плану:
Вспомогательное слово и основное значение Т.п.
Падежные и смысловые вопросы Т.п.
Окончания имен существительных в Т.п.
Предлоги и роль в предложении имен существительных в Т.п. Слайд 9.
- Какое вспомогательное слово вы уже знаете? (Доволен.) Есть ещё одно слово, которое прячется в названии падежа. Это слово связано со значением этого падежа. (Основное значение – слова называют предметы, с помощью которых что-то создают, творят.)
- Закончите предложения:
Дрова рубят ... (Дрова рубят топором.)
Доски пилят... (Доски пилят пилой.)
Запишите эти предложения, обозначьте Т.п. у имен существительных, выделите окончания.
- А ещё имена существительные в Т.п. обозначают деятеля, создателя, творца. Дополните предложения:
... написана ... (Книга написана писателем.)
... сшито ... (Платье сшито швеёй.)
Запишите эти предложения, обозначьте Т.п. у имен существительных, выделите окончания.
- Какое же вспомогательное слово, спряталось в названии и в значении Т.п.? (творить) Слайд 10.
- Назовите вопросы, на которые отвечают имена существительные в Т.п.
- Какие окончания имен существительных в Т.п. мы выделили. Обратите внимание, что в данных словах гласные в этих окончаниях стоят под ударением, а значит, и без ударения в Т.п. в окончаниях пишутся буквы “е” или “о”. (Вывешивается на доску карточка с окончаниями.)
- Познакомимся с предлогами Т.п. и ещё с одним значением падежа. Откройте учебник на странице 74, прочитайте тему сегодняшнего урока и найдите записанные ниже предлоги. Назовите эти предлоги с любыми именами существительными.
- Слова указывают “на место” или “с кем вместе”. Прочитаем стихотворение из упражнения 136. За кем шёл на водопой слонёнок (лисёнок, ежонок, медвежонок)? Какие окончания в этих словах? (-ой, -ей)
V. Физминутка.
- Расскажите, что мы уже знаем о творительном падеже?
Слайд 14 (по гиперссылке). – Прочитайте предложение, в котором встречаются имена существительные в Т.п. с предлогами.
Школа был пруд чистой вода и песчаным пляж.
- Ой, что-то видимо случилось с компьютером, в работе произошёл сбой, имена существительные рассогласовались. Нужно восстановить предлоги и изменить окончания у имен существительных. Помню, что падеж у всех был творительный.
(За школой был пруд с чистой водой и песчаным пляжем.)
- Молодцы, ребята, давайте запишем это предложение. Не забудьте, какие надо писать окончания у имен существительных в Т.п.
- Выполним разбор этого предложения по членам предложения и ответим на последний пункт нашего плана. Слайд 10 (по гиперссылке).
- Итак, каким членом предложения являются имена существительные в Т.п.? (Второстепенным: дополнением или обстоятельством.)
VI. Домашнее задание.
- Подготовиться рассказать об имени существительном в творительном падеже, упр.138 (Закончить пословицы подходящим по смыслу словом в Т.п.)
VII. Закрепление изученного.
- Расскажите, что вы знаете о творительном падеже.
- Ребята, не путайте имена существительные в творительном падеже с именами прилагательными! Слайд 11.
Работа в парах. Слайд 12.
- Вставьте пропущенные буквы и добавьте в предложения подходящие по смыслу словарные слова.
1. Пассажирский ... прил _тел поз _ но веч _ ром.
2. (Не) переб _ гайте дорогу перед идущем ... .
3. Под з _ млёй рабочие строят ... .
4. Лет _ м мы с с_строй х _ дили в лес за ...
- Запишите полученные предложения, обозначьте падеж имен существительных.
Взаимопроверка самостоятельной работы. Оценка работы товарища.
Дополнительное задание: с сестрой – разбор как части речи.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Расскажите по плану всё, что вы теперь знаете о творительном падеже.
- Что можно сказать о наших знаниях и умениях в конце урока?
- Отметьте свою работу на уроке зелёным сигналом – “всё понял”, жёлтым – “есть пробелы”, красным – “было сложно”.
- Спасибо за работу.
Слайд 13.