Локальная контрастотермия и ледяная аппликация для затормаживания гиперкинезов и саливации

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Вопросы коррекции дизартрии остаются актуальными и по сей день.

Значительное время (12 лет) я проработала в реабилитационном центре школы-интерната для детей ДЦП. Поэтому, мой опыт работы с дизартриками, безусловно, помог мне в логопедической практике с дошкольниками, где встречаются дети с легкой и средней степенью выраженности дизартрии.

Мой метод прост в использовании, не требует дорогостоящих материалов и специально оборудованного помещения. Практически не имеет противопоказаний, за исключением острых воспалительных заболеваний.

Применение метода искусственной локальной гипотермии позволит значительно повысить эффективность логопедических приемов в условиях специализированных детских учреждений, детских садов и школ-интернатов.

Я познакомлю вас с методикой искусственной локальной гипотермии.

Этот метод осуществляется следующим образом: ледяную крошку в хлопчатобумажной салфетке (марле, бинт, несколько слоев) накладывают поочередно на определенные мышцы речедвигательного аппарата:

 

  • на круговую мышцу рта;
  • большую скуловую;
  • мышцу смеха;
  • ментальную мышцу;
  • буцинаторы в области подбородка.

Продолжительность ледяной аппликации во время одного сеанса от 2 до 5 минут.

Одномоментное наложение льда на одну из зон от 5 до 30 сек.

Курс лечения: от 10 до 15 сеансов, проводимых ежедневно или через день, зависит от степени выраженности симптоматики.

Ледяную аппликацию начинать детям с 3 лет. Сразу после сеанса проводится занятие по выработке новых речедвигательных навыков.

После ледяной аппликации отмечалось: значительное снижение тонуса и уменьшение напряжения мышц речевого аппарата; снижение гиперкинетических проявлений в мимико-артикуляционной мускулатуре; увеличилась работоспособность включаемых мышечных групп речевого аппарата; увеличились амплитуда и объем активных движений губ, языка; ускорилась переключаемость артикуляционных движений; прослеживалась позитивная динамика произносительной стороны речи.

При гипотонусе мышц эффективен метод контрастной аппликации

Для этой процедуры необходимы ­ 2 прорезывателя с наполнителем.

Один предмет замораживают в морозильной камере, второй опускают в кастрюлю с горячей водой и удерживают 15 минут. Перед массажем положить логоинструменты на салфетку и можно проводить наложение по определенным точкам. Продолжительность контрастной аппликации от 2 до 4 минут. Одномоментное наложение на одну из зон от 5 до 30 сек. Курс лечения от 10 до 20 сеансов, перерыв 1­1,5 мес. При необходимости курс повторить.

Накладывание контрастной аппликации по определенным точкам

  • у крыльев носа – 2 точки
  • над верхней губой – 1 точка
  • под нижней губой – 1 точка
  • у уголков рта – 2 точки

Комплекс упражнений и точечного массажа по устранению саливации

Полоскание полости рта настоем из трав: крапивы, подорожника, бессмертника, тысячелистника (1:1). Заварить 1 ст. ложку на 200 гр. кипятка на 12 часов в термосе. Держать во рту горячим, если аллергия заменит чаем.

Запрокинуть голову и выполнить жевательные движения.

Полоскать горло, запрокинув голову:

  • 3­4 дня ­ чай
  • 3­4 дня ­ газ. вода
  • 3­4 дня ­ жидкий кефир
  • 3­4 дня ­ кисель жидкий затем густой

Имитация жевания.

С усилием глотать слюну, если не получается то покапать на кончик языка из пипетки.

Вывод: этот комплекс упражнений помогает устранить не только саливацию, но и носовой оттенок голоса.

Устранение саливации

Находим две парные точки двумя указательными пальцами под челюстью и выполняем легкими вращательными движениями по часовой стрелке ­ 9 раз, затем против часовой.

Производим вибрацию пальцами (указательными или большими) по этим же точкам до ­ 9 раз и обратно до ­1

Вывод

Практический опыт показал, что сочетание специальных массажных упражнений для детей с дизартрией, позволяют нормализовать мышцы артикуляционного аппарата, выработать полноценные движения, необходимые для правильного произношения звуков речи, и что самое главное сократить сроки постановки звуков.