Занятие для учащихся старших классов «Развитие креативности»

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Креативность – слово, модное в современном мире. У многих оно ассоциируется с одаренностью, успехом, и, часто, с чем-то далеким и не касающимся самого человека. Старшеклассник – старший подросток, находящийся в процессе становления личности, мировоззрения, ценностей, профессионального самоопределения, готовящийся к созданию своей будущей семьи. Именно в этот период, когда нет никакого “готового рецепта” для решения стоящих перед ним задач, старшекласснику предстоит создавать себя, свою будущую профессию, свои ценности, т.е. создавать новое. А это и есть креативность – от английского слова “create” – создавать, творить.

Цель занятия: формирование представления о креативности, ее влиянии на различные сферы жизни человека, способах ее развития.

Форма проведения: интерактивная лекция.

Время: 45 минут.

Структура занятия

Этап Cодержание
1 Приветствие.

Слайд 1.

Знакомство и представление педагога-психолога.

2 Инициирование дискуссии на тему, что такое креативность и зачем она нужна.

Слайд 2,3.

3 Подведение итогов дискуссии.

Слайд 4.

Креативность подразумевает способность человека генерировать новые идеи, отличающиеся от принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность может проявляться смекалкой, способностью найти выход из любой ситуации, используя подручные средства. А раз можно найти выход из любой ситуации, то никакая трудность не выбьет такого человека из колеи, он будет меньше подвержен стрессу, более эмоционально и физически устойчив, а это важные качества во взрослом мире. Они пригодятся и при подготовке к выпускным экзаменам, и в будущей профессиональной деятельности, и в личных отношениях.

Креативность проявляется в разных сферах жизни: от одежды и оформления комнаты, до решения интеллектуальных задачек, придумывания тем для сочинения, а также в межличностных отношениях, и даже при создании новой идеи для бизнеса.

4 Конвергентное и дивергентное мышление.

Слайд 5.

Одной из самых популярных концепций интеллекта в ХХ веке стала теория американского психолога Джоя Пола Гилфорда (модель структуры интеллекта). Его работы и выступления послужили толчком к бурному развитию исследований и разработок в области креативности во всем мире. Гилфорд выделил 2 типа мышления: конвергентное и дивергентное. Конвергентное мышление – это логическое, однонаправленное, сходящееся мышление, когда есть задача, и для нее существует единственное правильное решение. В отличие от конвергентного мышления, дивергентное мышление – идущее одновременно в разных направлениях, когда есть задача и для нее существует множество решений, которые все являются правильными. Например, чтобы решить задачу “2+2=?”, мы пользуемся конвергентным мышлением, логикой, и в этой задаче существует только одно правильное решение. Но для задачи “что подарить другу на день рождение?” существует множество правильных решений.

5 Критерии креативности

Слайд 6.

Основными критериями креативности являются беглость, гибкость и оригинальность.

Рассмотрим их на примере задачи: как можно построить забор.

Беглость – быстрота выполнения задания, количество и скорость генерирования новых идей. В нашей задаче это будет количество предложенных за определенное время вариантов построения забора.

Гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой класс объектов в ходе ответов. Например, в нашей задаче ответы построить забор из “кирпича”, “дерева”, “сетки” относятся к одной категории строительных материалов, а ответ “сделать живую изгородь” – уже к другой категории.

Оригинальность оценивается как минимальная частота данного ответа среди ответов однородной группы испытуемых. Т.е., если 100 испытуемых из 100 назвали вариант “построить из кирпича” - он не считается оригинальным, а если только 1 из 100 предложил его построить из использованных пластиковых бутылок из-под минеральной воды, то этот ответ считается оригинальным.

6 Этапы творческого мышления

Слайд 7.

Разные этапы творческого мышления проходят в разных полушариях головного мозга.

1. Постановка задачи – левое полушарие.

2. Подготовка – перебор известных вариантов, левое полушарие.

3. Фрустрация – раздражение от того, что решение еще не найдено, левое полушарие.

4. Инкубация – поиск решения переходит в правое полушарие, о задаче мы перестаем думать на сознательном уровне, работа происходит на бессознательном уровне.

5. Инсайт – озарение, когда решение выходит на сознательный уровень, происходит взаимодействие правого и левого полушария.

6. Проверка того, что найденное решение удовлетворяет поставленной задаче, левое полушарие.

Часто дети и взрослые бросают задачу на этапе фрустрации, раздражения от того, что задача не решается, но, т.к. это закономерный этап процесса творческого мышления, к этому нужно относиться не как к личной неудаче, а как к шагу, который нужно пройти.

Также важно понимать, что без достаточной работы на подготовительном этапе, т.е. тщательном переборе возможных вариантов, вероятность озарения меньше.

7 Как развивать креативность?

Слайд 8.

“Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет темиобъектами, которые он любит” (Карл Густав Юнг)

Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным, т.к. именно в игре можно создавать новое, сочетать несочетаемое, выдумывать несуществующее. Полезно: быть в творческой атмосфере, общаться с творческими людьми; иметь разносторонние интересы; узнавать новое и получать новые ощущения. Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, выделяют следующие: ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях. Также важна поддержка ваших увлечений со стороны взрослых.

8 Практические советы по развитию креативности

Слайды 9, 10, 11.

Развивают креативность такие игры как:

“На что похожи облака?”

Дудлы (от англ. doodle – машинальный, бессмысленный рисунок, который обычно рисуют на полях тетради). Придумать на что похоже.

Придумать как можно больше способов использовать предмет (вспоминаем критерии креативности)

Придумывание как можно больше разных картинок из одинакового начального рисунка (например, просто круг в центре).

Придумывание слов, историй, сказок, стихов на заданную рифму.

Эти игры – приятный и веселый досуг и одновременно – развитие креативности.

9 Давайте попробуем.

Слайд 12, 13.

Решение творческих задач (помнить про “фрустрацию” - этап творческого мышления).

В течение минуты назовите как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: “К”.

Задача “как положить жирафа в холодильник” (“TheGiraffeTest”) http://4brain.ru/tvorcheskoe-myshlenie/_kak-polozhit-zhirafa-v-holodilnik.php

Продолжи последовательность: О, Д, Т, Ч?

Соединить 9 точек четырьмя линиями не отрывая руки.

10 Подведение итогов, прощание

Слайд 14.

Креативность проявляется в различных сферах жизни. Зная особенности творческого мышления и способы развития креативности, ее можно применять в самых разных ситуациях, избегая монотонности и делая свою жизнь более интересной.

Литература.

  1. Дружинин В.Н. Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность). СПб.; Питер,2007.
  2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2012.
  3. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998.