Цель: показать, что языком лирики можно говорить и о переживаниях лирического героя, и о высоких патриотических чувствах.
Оборудование: проектор
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Историческая справка (учитель или заранее подготовленный ученик).
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск.
26 августа 1812 года под Бородином произошло генеральное сражение.
– Что вам известно о Бородинском сражении? (Высказывания детей.)
Слово учителя. Русской армией командовал М. И. Кутузов, французской – Наполеон. Русские солдаты понимали, что в этом сражении решается судьба Москвы, а значит – России. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: “Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью, раскаленные пушки не могли выдерживать действие пороха и лопались с треском...”
Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе об ее учреждении говорилось: “Воины! Славный... год, в который... поразили вы лютого и сильного врага... минул; но не пройдут и не умолкнут... громкие дела и подвиги ваши.
Потомство сохранит их в памяти своей!”
III. Объявление темы и цели урока.
– Посчитайте, сколько лет прошло после Бородинского сражения. (2007–1812=195 лет.)
– Рассмотрите репродукции картин художников. Что вы можете узнать об Отечественной войне 1812 года по репродукциям? (Ответы детей.)
Сегодня вы познакомитесь с произведением М. Ю. Лермонтова “Бородино”. Это стихотворение было написано к 25-й годовщине Бородинского сражения. “Бородино” – это первое печатное произведение поэта.
IV. Изучение нового материала.
1. Словарная работа.
Работа со словами: лафет, бивак, кивер, картечь, редут, улан, драгун, басурман, булат.
– Прочитайте слова. Пользуясь сносками учебника и иллюстрациями (репродукциями картин), объясните их лексическое значение.
– Подумайте, в каком словаре можно найти значения таких слов? (Дети анализируют предметы, которые называют эти слова, приходят к выводу, что некоторые из этих предметов ушли из нашей жизни (картечь), а другие – остались, но в настоящее время они называются по-другому (сеча). Значение и тех и других надо искать не в обыкновенном толковом словаре, а в “Историко-этимологическом словаре современного русского языка” П. Черных.)
2. Выразительное чтение учителем. Первичная проверка восприятия.
– Какие чувства вы испытали? (Гордость за наших предков, уважение к их подвигу, желание быть похожими на них.)
– Кто участвует в разговоре? (Солдаты – старый и молодой.)
– Почему автор ведет рассказ от лица старого солдата? (Вероятно, он был участником Бородинского сражения, правдиво рассказывает о пережитом.)
3. Самостоятельное чтение стихотворения.
1) Найдите слова, которые помогают передать картину сражения.
2) Какие слова усиливают картину ужаса от происходящего?
3) В каких звучат гордость и торжество?
4) На сколько частей можно разделить стихотворение?
Физкультминутка
V. Продолжение работы над новым материалом.
1. Беседа по содержанию.
Население тех мест, куда подходила наполеоновская армия, уезжало, захватывая с собой все, что можно было увезти. “Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот и ехали по улице”, – так писал об этом Л. Н. Толстой.
Если невозможно было вывезти из домов, из лавок свое добро, его раздавали. Так, один купец в Смоленске кричал, увидев наших солдат в своей лавке: “Тащи все, ребята! Не доставайся ничего для волков!” Он сам хватал мешки и выкидывал их на улицу: “Решилась Расея! Решилась! Сам запалю!” “Все сожгу, чтоб хранцузу не досталось”, – кричал другой.
Но армия русская продолжала отступать к Москве.
– Прочитайте, как говорит об этом М. Ю. Лермонтов. (“Мы долго молча отступали...”)
– Попробуйте объяснить причины этого отступления. (Ответы детей.)
– Что означает выражение “собрать силы в кулак”? (Ответы детей.)
– Объединив все войско, Кутузов выбрал место для будущего сражения. Ночью французы и наша армия готовились к бою. Прочитайте, как готовились к решающему сражению. (“И вот нашли большое поле...”)
Целый день шел бой на подступах к Бородинскому полю, но перевеса ни на чьей стороне не было. У Наполеона в запасе была гвардия, самая сильная часть его армии. Но он берег ее для взятия Москвы. Утром следующего дня началось сражение. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка, в котором поэт описывает это сражение. (“Полковник наш рожден был хватом...”)
– Через несколько дней после сражения под Бородином в деревне Фили под Москвой собрался военный совет. Что делать дальше? Биться здесь или отступать из Москвы? Вспомните из курса “Окружающий мир”, какое решение было принято Кутузовым на военном совете. (Ответы детей.)
“ – С потерей Москвы, – тихо начал Кутузов, – еще не потеряна Россия Но коль уничтожится армия, погибли Москва и Россия... Властью, данной мне государем и Отечеством, повелеваю, – вновь повторил Кутузов, – отступление...
У всех перехватило дыхание – отдать Москву?! Но Кутузов решителен: да, отдать Москву, но спасти армию!”
– Расскажите, как встретила Москва Наполеона. (Высказывания детей.)
Учитель дополняет: когда Наполеон подошел к Москве, он остановился на Поклонной горе. Отсюда Наполеон видел всю Москву! Москва у его ног! За ним – гвардия. Ему кричат: “Слава! Слава!” Он стоял долго. Ждал, что ему на серебряном блюде принесут ключи от Москвы. Он надел парадный мундир, перчатки.
Прошел час, другой, третий идет. Наполеон был возмущен: “Что я, мальчишка? Сколько можно ждать?”
Вдруг скачут офицеры, которые были на разведке в Москве: “Ваше величество, жителей в Москве нет. За войском ушли и все горожане. Город пуст”. “А ключи?!” – воскликнул Наполеон. Офицеры развели руками.
Въехали французы в Москву. Наполеон поднялся на Кремлевскую стену – пустая Москва! Отдельные прохожие – и все. А французы ринулись по домам – мародерствовать (мародеры – те, кто в войну грабит чужие дома). Брали все: и посуду, и одежду, и продукты. Устраивались на ночлег. Разбивали лавки, чтобы добыть еду. Оставшихся жителей арестовывали.
А тут заполыхал пожар – Москва горела. Кто ее поджег? Французы из-за неосторожности с огнем? Русские, которые уходили из Москвы, оставив в ней лазутчиков и наказав им поджечь Москву с разных концов? Или даже граф Растопчин, который был в это время комендантом Москвы, поджег ее, чтобы она не досталась врагу? До сих пор историки не разгадали этой загадки. Сначала загорелись склады с продовольствием. Видимо, кто-то знал, что их надо поджечь, чтобы морить французов голодом. Огонь охватывал деревянные дома, затопил улицы, переулки. Нечем было дышать. А Наполеон, стоя на Кремлевской стене, видел, как бегут французы из Москвы.
Подробнее узнать о войне 1812 года вы, ребята, можете из книги С. Алексеева “Птица-слава”. А когда будете учиться в старших классах, вам откроется одно из сокровищ нашей культуры – произведение Л.Н. Толстого “Война и мир”. В нем война 1812 года и жизнь России в то время описаны подробно.
VI. Закрепление нового материала.
– Как, согласно тексту стихотворения “Бородино”, закончилось сражение?
– Как было на самом деле?
– Что наиболее значимо, по вашему мнению, в стихотворении: изображение хода битвы, описания чувств и мыслей простых солдат, размышление о цене победы в сражении? Ответ обоснуйте.
VII. Итог урока.
– Какова тема стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”?
Стихотворение “Бородино” получило второе рождение во время Великой Отечественной войны. Зимой 1941 года в один из дней боев на подступах к Москве боец упал в снег и, истекая кровью, крикнул:
Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой.
– Каково значение этого стихотворения сегодня? (Оно учит любить родину, гордиться ее славным героическим прошлым.)
Домашнее задание: выразительное чтение (по желанию выучить наизусть).