Вид (тип) урока: урок усвоения новых знаний
Цели урока:
- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования;
- выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства;
- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности, предоставление возможности для творческого самовыражения
Задачи:
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- применить умения и навыки в художественной деятельности
Материалы и оборудование:
- Учебник “Искусство 8-9 класс”. М., Просвещение, 2012 г., тетрадь для записей, презентация к уроку, компьютер, монитор (или медиапроектор, экран), музыкальный фрагмент А.Скрябина “ Прометей. Поэма огня” (запись на презентации).
Для выполнения творческой работы: бумага формат А4, кисти, краски акварельные (или фломастеры, карандаши цветные).
План урока.
- Начало урока, организационная часть - 2 мин.
- Показ презентации - 30 мин
- Комментарии к слайдам
Слайд № 2
“Многие открытия ученых оказали неоценимую услугу искусству. Антисимметрия”
Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.
Многие открытия ученых оказали неоценимую услугу искусству.
Запись в тетрадь темы урока, кратких тезисов.
В середине ХХ века появилось понятие Антисимметрия, т.е. противоположно симметрии.
Слайд № 3
Определение: антисимметрия - это симметрия с полярными и контрастными свойствами.
Антисимметрия понятие противопоставления.
В жизни и в искусстве – это извечные противоположности: добро и зло, жизнь-смерть, лево-право, верх-низ и т.п.
Синтез научных и художественных знаний приводит к появлению новых наук (синергетика, фрактальная геометрия), формирует новый художественный язык искусства.
Слайд № 4
Голландский художник и геометр Мауриц Эшер (1898-1972) на основе антисимметрии строил свои декоративные работы. В его картинах находили ключи к доказательству теорем и смелые контрпримеры, противоречащие здравому смыслу. Сегодня Эшера называют интуитивным математиком.
Слайд № 5
Для сюжетов “классических” произведений Эшера “Метаморфозы”, “День и ночь”, “Рептилии”, “Встреча”, “Дом с лестницей” характерно остроумное осмысление логических и пластических парадоксов, в сочетании с виртуозной техникой это производит сильнейшее впечатление.
Слайд № 6
Одним из самых выдающихся аспектов творчества Эшера является изображение “метаморфоз”, фигурирующих в разных формах во множестве работ
Художник подробно исследует постепенность перехода от одной геометрической фигуры к другой, посредством незначительных изменений в очертаниях. Кроме того, Эшер неоднократно рисовал метаморфозы, происходящие с живыми существами (птицы превращаются у него в рыб и прочее) и даже “одушевлял” в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их, в живые существа.
Слайд № 7
Рекурсией называют такое явление, при котором объект повторяет сам себя, иногда — бесконечно.
Эшер много раз использовал рекурсивный метод в разных формах. Хотя Эшер не принадлежал к основному потоку авангардного искусства XX века, считается, что его творчество следует рассматривать в контексте теории относительности Эйнштейна, фрейдовского психоанализа, кубизма и прочих достижений в области соотношений пространства, времени и их тождественности. Эксперименты художника с пространством творят восхитительные и пугающие миры. В них можно падать вечно, они вспухают, причудливо изгибаются и замыкаются в себе.
Слайд № 8
Мауриц Эшер одним из первых стал изображать в своих мозаичных картинах фракталы. Во время XII Всемирного Математического Конгресса в Амстердаме в 1954 году была открыта выставка работ Эшера. Математическое описание фракталов было предложено только в 1970-е годы (Фрактал (лат. fractus — дроблёный, сломанный, разбитый) — геометрическая фигура, обладающая свойством самоподобия, то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком). Термин “фрактал” был введён в 1975 году.
Слайд № 9
В процессе работы художник брал идеи из математических статей, в которых рассказывалось о проецировании трёхмерных фигур на плоскость, неевклидовой геометрии, “невозможных фигурах”, логике трёхмерного пространства, рекурсии.
Многие графические и концептуальные находки Эшера вошли в число символов XX века и впоследствии неоднократно воспроизводились или “цитировались” другими художниками.
Слайд № 10
Нереальные конструкции
Жос де Мей родился в 1928 году в Бельгии. Обучался в Королевской Академии Изящных Искусств в Генте (Бельгия), а затем на протяжении 39 лет обучал студентов дизайну интерьеров.
Нереальные конструкции являются главной частью в каждой картине художника.
Слайд № 11
Невозможные фигуры и нереальные конструкции.
Первые его работы были основаны на использовании различных математических законов и последовательностей, таких как ряд Фибоначчи и золотое сечение.
Присмотритесь повнимательнее, на этих картинках очень сложно понять: верх это или низ, лево или право, вогнуто или выпукло. Передний план вдруг становится задним, а элементы конструкций образуют какие-то непонятные переплетения.
Слайд № 12
Изображение невозможных фигур как таковых только увеличивает кажущуюся реалистичность. На многих картинах художника изображены люди, которые изначально были персонажами картин известных голландских художников, земляков Жоса де Мея, М.К. Эшера, Питера Брейгеля и Рене Магритта.
По словам самого Жоса де Мея, они играют роль статистов, предназначенных для того, чтобы показать масштаб конструкций, ведь невозможные конструкции являются главной частью в каждой картине художника.
Сооружение выглядит больше, если люди изображены значительно меньше сооружения, и наоборот, чем больше люди на картине, тем меньше выглядит сооружение
Слайд № 13-14
Художник с особой выразительностью стал использовать обман зрения, наряду с точным воспроизведением материалов и эффекта света и тени.
Слайд № 15
Орфизм
Изучение проблем оптического восприятия живописи натолкнуло французского художника Роббера Делоне в начале ХХ века на идею образования характерных кругообразных поверхностей и плоскостей, которые, создавая разноцветную бурю, динамично овладевали пространством картины.
Слайд № 16
Стиль живописи, тесно связанный с музыкой, был назван орфизмом. Абстрактный цветовой ритм возбуждал эмоции зрителей. Взаимопроникновение основных цветов спектра и пересечение криволинейных поверхностей в работах Делоне создают динамику и истинно музыкальное развитие ритма.
Слайд № 17
Одна из наиболее известных работ художника Делоне: “Марсово поле: Красная башня” (1911—1923).
Делоне использовал цвет для создания чисто абстрактных картин: формы и образы в них порождались воображением и не имели никакого отношения к видимому миру.
Слайд № 18
Русский авангард
Павел Николаевич Филонов (8 января 1883, Москва-3 декабря 1941, Ленинград) - советский художник (художник-исследователь, как он официально именовал себя сам), поэт, один из лидеров русского авангарда; основатель и теоретик аналитического искусства — уникального реформирующего направления живописи и графики первой половины XX века, оказавшего и оказывающего заметное влияние на творческие умонастроения многих художников и литераторов новейшего времени.
Слайд № 19
Основатель и теоретик аналитического искусства Павел Николаевич Филонов писал: “Цель наша - работать картины и рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке - это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу ... мы первые открываем новую эру искусства - век сделанных картин и сделанных рисунков, и на нашу родину переносим центр тяжести искусства, на нашу родину, создавшую незабываемо дивные храмы, искусство кустарей и иконы” (манифест “Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков „Сделанные картины“, Изд. „Мировой расцвет“).
Выполнил графическую композицию “Формула Вселенной”. В ней он предугадал движение субатомных частиц, с помощью которых современные физики пытаются найти формулу мироздания.
Слайд № 20
Филонов развивает тезисы манифеста: “Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом”. Филонову важны методы, которыми действует природа, а не её формы. Художник указывает на то, что для него нет принципиальной разницы между формой, которой творят - все поголовно работают одною и тою же и только одною лишь реалистическою формой, иной формы нет и не может быть...”
Попытка художника зрительно воссоздать параллельный природе мир, то есть уйти от реальности в изобретаемое, отвлечённое, становится опасной утопией. Постепенно вокруг художника воздвигается стена изоляции и отвержения. Филонов умер в блокадном Ленинграде.
Слайд № 21
Задание:
Послушайте композицию А. Скрябина “Прометей. Поэма огня” и нарисуйте цветовую палитру этого фрагмента.
Материалы: Лист бумаги формат А4, карандаши цветные (фломастеры), краски, кисти.
Время работы - 10 мин.
Окончание урока: рефлексия, задание на дом – 3 мин.
Результаты:
- расширение и обогащение опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождение при этом оригинального решения;
- использование знаний, полученных на уроке при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
- подготовка к созданию средствами искусства композиции, отражающей будущее России.
Литература и интернет-ресурсы.
1.Учебник “Искусство 8-9 класс” М., Просвещение, 2012, стр.132-135
3. http://artrea.ru/art/maurits-escher.html
4. http://artrea.ru/art/jos-de-mey.html
5. http://artpeace.by/napravlenija/main/orfizm.html
6. http://staratel.com/pictures/rusavang/filonov/pic51.htm
7. http://vozduh.afisha.ru/art/ot-fraktala-do-rekursii-kratkiy-kurs-po-miru-mkeshera/