Задачи: показать место и значение человека в обществе, указать на ценные человеческие качества; формировать положительную я-конценцию, воспитывать доброе отношение к миру людей; развивать коммуникативные качества.
Ход классного часа
Анализ сказки.
- К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать сказку о добре и зле Ольги Москаленко. Понравилась вам сказка?
- Чем интересно государство, о котором шла речь в сказке? Расскажите о чарах, которые окутали сказочное государство.
- Кто правил государством? Опишите, какой была царица Нея. Что с ней стало происходить? Какое решение она приняла?
- Жизнь наладилась в государстве? Куда подевалась десятилетняя девочка, которую никак не могли найти? О каких чертах характера девочки мы можем сказать?
- Да, именно доброта спасла мир сказочного царства. Царица Нея приняла свой прежний прекрасный облик. Засияло солнце, запели птицы, и все стали жить по-прежнему счастливо.
- Чему учит нас сказка?
- Конечно, доброта - важное качество, которое спасает мир. Нельзя забывать о друзьях, о своих родных и особенно о тех, кто ждёт нашей помощи.
- Какие пословицы можно подобрать к сказке?
Жизнь дана на добрые дела.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Актуализация знаний.
- Судя по пословицам, которые вы назвали, определите тему сегодняшнего классного часа.
Сообщение темы.
- Сегодня мы поговорим о том, что человек не одинок в этом мире. Человек находится среди людей. Он – член общества и должен жить по законам, принятым в обществе. У каждого человека есть свои права и обязанности перед обществом. Об этом мы поговорим на следующих уроках.
Беседа.
- Можно сказать, что все люди одинаковы? Рассуждения учеников.
- Можно сказать, что внутренний мир людей одинаковый? В чём это проявляется? Можете привести примеры?
- Конечно, все люди разные и внешне, и характерами, и поступками. Не бывает двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек – это целый мир. Нужно стремиться к кому, чтобы этот мир был светлым, чистым, добрым, великодушным.
Игра “Какой я?”
- Итак, все люди разные. Я предлагаю рассказать о себе тремя прилагательными, отвечая на вопрос “Какой я?”. Это должны быть прилагательные в большей мере характеризующие вас. У меня в руках сердечко (можно взять цветок, ...). Я игру начинаю, кому сердечко передам, тот игру продолжит и передаст сердечко следующему ученику.
- Вот так мы узнали много нового о давно знакомых людях.
- Давайте подведём итог всему сказанному и создадим образ ученика 3-а класса. Какой это ученик? Дети называют прилагательные, которые чаще всего прозвучали во время проведения игры, учитель записывает на доске.
Чтение записанного на доске.
- Какой образ третьеклассника у нас получился? В целом, положительный.
А какие отрицательные качества прозвучали во время игры? Эти качества человеку в жизни будут помогать или мешать? Почему? Рассуждения детей.
- Эти качества будут нравиться окружающим? Почему? Что же делать? Рассуждения детей.
- Оказывается, не все человеческие качества нравятся окружающим нас людям.
Игра “Мне не нравится, если...”
- Предлагаю выяснить, что не нравится ученикам десятилетнего возраста.
Игра проводится цепочкой.
- Оказывается, всем не нравится грубость, невоспитанность, несправедливое отношение к себе. И всем хочется доброго, вежливого, культурного отношения к себе. Такого отношения к себе требует каждый из вас, и такого отношения к себе желает каждый человек в нашем обществе.
- Давайте составим список норм общения жителей нашего Доброграда.
Проводится работа в парах.
Сводный перечень норм поведения жителей Доброграда.
Музыкальная пауза.
Исполняется знакомая или разучивается новая песня о дружбе.
Игра “Подбери слово”
- Какое самое важное качество можете назвать, которым должны обладать все жители Доброграда? Доброта.
- Запишем буквы этого слова в столбик, поставим напротив каждой буквы тире. Назовите и запишите положительные качества жителей нашего города, которые начинаются с данных букв.
Д –
О –
Б –
Р –
О –
Т –
А –
Подведение итогов.
- Что важного, ценного, полезного вы взяли для себя с сегодняшнего классного часа? Какие выводы для себя сделали?
Дополнительный материал.
Сказка о добре и зле
В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были старик со старухой. И детей у них было семеро, и внуков с правнуками много, и радовали они стариков каждый день, но и с ними все же приключилась беда!
Королевство, в котором проживали старик со старухой, уже много веков назад было проклято страшной колдуньей. Об этом проклятье знали все жители королевства, И каждое поколение рассказывало детям своим о том, как надо себя вести.
Заклятье гласило:
Если жители королевства были честны, добры и не держали плохих мыслей, то цари правили долго и славно, и не было в этом царстве никакой беды и войны. Но стоило только её подданным начать воровать, убивать, врать или сквернословить, то сама царица, постепенно начинала меняться. Как гласило предание, царица могла полностью превратиться в уродливую, страшную ведьму, с ужасными синими волосами. Ветры и ураганы будут носиться по земле, и солнышко закатится за горизонт. А когда зло полностью овладеет царицей, она потеряет человеческий облик. Мгла покроет небо, все живые твари и то, что сотворено добрым трудом человека, погибнет.
Даже каждый ребенок в королевстве знал об этом и поэтому везде царил мир и порядок. Прекрасная царица Нея, каждое утро, после придирчивого осмотра себя в большом королевском зеркале, уходила довольная в прекрасный сад, слушать соловья. Так продолжалось долгие годы. Постепенно все её мысли переключились на её прекрасный внешний вид. Она уже стала забывать о том, что у нее за стенами замка делается. Главное, чтобы этот народ не испортил её лица, её прекрасных глаз и волос! Порой ей казалось, что на лице появляются морщинки, и это вызывало её гнев.
И вот в один год случилось жаркое лето, какого давно не видывали в государстве. Зной стоял страшный. Реки пересохли. Птицы и звери не могли найти воды. Скотина начала дохнуть. Хлеба пожелтели, и зерно не уродилось. Царству грозил голод и болезни.
Долго ждали крестьяне, когда царица откроет закрома и раздаст своим подданным хлеб и воду. Но ворота царского дворца, почему-то были наглухо закрыты. В стародавние времена случалась такая напасть, но славные цари всегда вместе со своим народом переживали голодные времена. Царские ворота открывались настежь, и всякий просящий мог утолить голод и жажду.
Много народу собралось под стенами дворца царицы Неи. Пришел к воротам и старик со своими детьми и внуками. Молча, не ропща, ждали они милости. Вот уж день прошел и второй на исходе. Малые дети болеть начали. Тихий ропот пронесся в толпе. Но как не старались люди, чтобы их не слышали, зло – оно в небе летать умеет! И потянулись невидимые нити зла к прекрасной царице. Стало личико её темнеть и в волосах появились синие пряди.
Взбесилась царица, как смеют её подданные сердиться на неё. Ведь они погубят её и все её государство! Кто позволил им это делать! Неблагодарные! И приказала отогнать всех от стен царского дворца. Случилась великая смута среди подданных. Видит старик – великое горе стучится! И решил он тайно пробраться к царице и подсказать ей, как надо поступить, что бы избежать беды великой! Пробрался старик в тайный лаз под стеной и попал прямо в палаты к царице. То, что он увидел перед собой, испугало старика. Вместо прекрасной девицы, перед ним предстала толстая, с синими волосами, ведьма. Только ручки её белоснежные и глазки васильковые, были еще так же прекрасны, как и раньше.
Не успел старик и слова молвить, как схватили его слуги злобные и стали обвинять старика в том, что происходит. Мол, виновен ты старый в бедах государства, зачем народ мутишь, смерти царицы хочешь? Пытался старик слово молвить, да не стала царица его слушать, своим придворным поверила. Решила – уберу старика из государства – вот и зло уйдет с ним! Увезли старика в страну далекую и неведомую, в чащу непролазную. А царица бегом к зеркалу – не становится она красавицей! По царству её ветра гуляют, и черная мгла на горизонте появилась! Смотрит она на рученьки свои и не узнает их. Стали они покрываться бородавками, а вместо ноготочков розовых, когти расти стали.
Выгнала она из зала всех своих слуг. Села на ступенечку, и заплакала горькими слезами. Вспомнила девица, как батюшка и матушка в голодный год вместе с ней, пятилетней крошкой, ходили по деревням и раздавали хлеб. Поняла она, что сама виновата в уродстве своем и бедах в ее государстве! Размахнулась и кинула она гребень серебряный, батюшкин подарок, в зеркало и разбила его.
Уродливыми руками отворила она ворота и запустила в закрома свои всех жаждущих и голодающих. Толпа народа сбила её с ног. Никто не признал в этом чудище свою прекрасную царицу. Долго еще ветра носились по царству, но прошло какое-то время и снова вышло солнышко, и ушли тучи, и старик вернулся из чужой страны.
Вся семья собралась вместе, не могли найти только внучки десятилетней. Везде искали, с ног сбились, а нашлась она сама. Десять дней и десять ночей выхаживала она чудище страшное от смерти неминуемой. А дело было так: Нашла девчушка на дороге чудище растоптанное. Наклонилась девочка к нему, а чудище то застонало. Пожалела девочка его. Оттащила его в сарай, чтобы никто не видел, и десять дней поила и лечила. Чудище постепенно стало превращаться в царицу Нею. Только после этого вышло солнышко, и запели птицы. Мир воцарился в государстве.