Форма проведения: комбинированный урок, целью которого является проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом.
Цель: Формирование интереса младших школьников к личности и творчеству К.И.Чуковского.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить уч-ся с творчеством великого поэта, писателя-сказочника;
- учить выделять главную мысль прочитанного;
- формировать навык выразительного чтения (слогового и целыми словами.).
- познакомить с новыми понятиями “псевдоним”
Развивающие:
- развивать речь детей, мышление, память.
- формировать умение анализировать, прислушиваться к требованиям учителя;
- формировать умение работать в паре.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать организованность, доброжелательность, умение слушать.
- воспитывать положительное отношение к соблюдению гигиены, чистоты и порядка.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- игровой.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- парная.
Технологии, применяемые на уроке:
- информационные,
- исследовательские,
- игровые,
- здоровьесберегающие,
- коммуникативные.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
формирую умения объяснять свой выбор, строить
фразы, отвечать на поставленный вопрос,
аргументировать; умение работать в парах,
учитывая позицию собеседника; организовать и
осуществить сотрудничество с учителем и
сверстниками.
Регулятивные УУД:
контроль в форме сличения способа действия и
его результата с заданным эталоном;
Оборудование:
- мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер с программой Power Point ,
- конверты с раздаточным материалом детям для работы в парах: загадки, отрывки из произведений, раскраска;
- выставка книг К.И.Чуковского.
Авторский медиапродукт: презентация
Методическая литература: Азбука: Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч.: Ч. 2 автор: Горецкий В.Г.
ХОД УРОКА
I. Психологическая установка
Учитель: Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты, повторяйте за мной.
(Читаю по одной строке, дети повторяют)
.– Я в школе на уроке.
– Сейчас я начну учиться.
– Я радуюсь этому.
– Внимание моё растёт.
– Я как разведчик, всё замечу.
– Память моя крепка.
– Голова мыслит ясно.
– Я хочу учиться.
– Я очень хочу учиться.
– Я готов к работе.
– Работаю.
II. Речевая разминка
Учитель:
Давайте разговаривать
И будем выговаривать.
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Доскажи строчку.
Ря-ря-ря – синие моря.
Рю-рю-рю – репку я варю.
Арь-арь-арь – у нас новый букварь.
Ру-ру-ру – коза грызёт кору.
Ры-ры-ры – летят комары.
Рок-рок-рок – начался урок.
III.
Зазвонил телефон. (Слайд)
Учитель: Кто звонит?
(Слайд)
Слон.Учитель:
Ребята, он хочет спросить у вас.– Какой сегодня день недели?
– Какое сегодня число и месяц?
– Какое время года?
Учитель:
При помощи чего мы общаемся?Дети:
Мы общаемся при помощи речи. (слайд)Учитель:
Какая бывает речь?Дети:
Речь бывает устная и письменная.Учитель:
Из чего состоит речь?Дети:
Из предложений.Учитель:
А сейчас мы поговорим о... Дети прислушайтесь и ответьте, что вы слышите? (медиаплеер на компьютере)Дети:
(Бой часов. Свисток милиционера. Гудок автомобиля. Зудение комара. Фырканье ежа).Учитель:
Может ли человеческий голос воспроизвести эти звуки?Дети:
Да.Учитель:
Так о чём же мы будем говорить?Дети: О звуках.
Учитель: Правильно о звуках и буквах. В чём отличие звуков и букв.
Дети: Звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем (Слайд)
Учитель: Какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные. (Слайд)
Учитель: Сколько гласных звуков?
Дети: 6.
Учитель: Назовите.
Дети: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].
Учитель: Как произносятся гласные звуки?
Дети: Они произносятся при свободном прохождении воздуха через рот.
Учитель: Ещё звуки, какие бывают?
Дети: Согласные.
Учитель: Как они произносятся?
Дети: При произнесении выходящего воздуха мешает преграда: губы, зубы и язык.
Учитель: Правильно. Какие бывают буквы?
Дети: Гласные и согласные. Гласных 10, согласных 21 и Ь, Ъ, которые не имеют звука. (слайд)
Учитель: Правильно. А теперь дайте характеристику звукам [ч], [и], [к].
Дети:
Звук [ч] – согласный, глухой, всегда мягкий.
Звук [и] – гласный, придаёт мягкость согласному.
Звук [к] – согласный, глухой, бывает твёрдым и мягким.
Учитель: Эти звуки обозначают буквами К, И, Ч. Запомните эти буквы. (слайд)
IV.
Учитель: К нам пришёл (слайд) Мойдодыр. Ребята, он любит чистоту и порядок. Сейчас он узнает, всё ли в порядке в ваших знаниях. Отгадайте загадку.
Чёрные, кривые
От рождения все немые
Только встанут в ряд
Сразу заговорят? (Буквы)
Когда – то давно решили, что буквы должны стоять в определённом порядке и получился АЛФАВИТ (слайд)
V .
– А что тут делает (слайд) бабочка? Она, оказывается, несла на урок слово. Но при полёте рассыпала буквы. Давайте соберём.
Дети: Айболит.
VI.
Учитель: (Слайд). Ну, вот пришла и коза. Растопырила глаза. Ничего не поймёт. Что мы здесь делаем. Ребята, прочтите какое слово напечатано? (Читают на слайде). СОЛНЫШКО. Найдите в этом слове другие слова. Назовите их.
Дети: Сок, нос, сон, косы, шок, сын, лоно. (Слайд)
VII.
Учитель: (Слайд). Смотрит Крокодил и не может сообразить. Какое слово подойдёт к схеме.
- Воробей.
- Телефон.
- Медведь.
Проверить!
VIII. Сообщение темы и цели
Учитель: У нас побывали (слайд) Слон, Мойдодыр, Бабочка, Коза, Крокодил. Скажите, у какого писателя, сказочника они встречаются? Вы с ними знакомы? А теперь вспомните те три буквы. Они вам помогут ответить на мой вопрос.
Дети: Корней Иванович Чуковский.
Учитель: Правильно. Мы сегодня познакомимся с творчеством Корнея Ивановича Чуковского и его произведениями. (Слайд) Это великий сказочник, переводчик, писатель, критик. Посмотрите, какое количество книг он написал. (Выставка книг слайд).
IX. Рассказ учителя об авторе и его произведениях
Учитель: К. И. Чуковский родился 1 апреля 1882 г.
Его нет в живых, но его книги живут, и долго будут
жить. Настоящие имя и фамилия этого русского
пяисателя и переводчика Николай Васильевич
Корнейчуков. Корней Иванович Чуковский – это его
псевдоним. Псевдоним - вымышленное имя, которым
некоторые писатели, артисты, политические
деятели и т.п. заменяют свое подлинное имя.
Посмотрите на него. Высокий рост, длинные руки,
щеточка усов, смеющиеся глаза. Он был очень
трудолюбив. Писал везде. В трамвае, у врача, в
очереди за хлебом, на пляже. Детским поэтом и
сказочником он стал неслучайно. Заболел его
сынишка. Корней Иванович вёз его в поезде.
Мальчик плакал, капризничал и отец стал
рассказывать сказку:
“Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил”.
– Так он успокоился. Появилась его старая-престарая сказка “Крокодил”. Самая первая книга “Крокодил” (слайд),
Этот герой встречается почти в каждой сказке писателя.
- С кем проходил по аллее крокодил? Тотоша и Кокошей
- Что просил крокодил? калоши
- Что было в зубах крокодила? папиросы
- Кого проглотил крокодил? Солнце, мочалка
Однажды он услышал громкий плач младшей дочери. Слёзы текли в три ручья. Она не хотела мыться (слайд). Чуковский взял её на руки и неожиданно стал рассказывать.
“Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!”
– Вы догадались, из какого это произведения?
Дети: Мойдодыр.
Учитель: А вот ещё один случай. Как-то раз Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины различные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти далеко. Брюки от грязи были тяжёлыми. Прохожие с удивлением глядели на него. Но сказочник был весел. Он слагал стихи. Это было “Федорино горе”.
X. Чтение стихов детьми по карточкам наизусть
Учитель: У вас на столах карточки, на которых написаны названия произведений Корнея Ивановича Чуковского, прочтите про себя, затем вслух. (Дети читают “цепочкой” стихи).
Учитель: Кто знает из вас наизусть отрывки из произведений Корнея Ивановича Чуковского? (Дети рассказывают).
ФИЗМИНУТКА
XI.
Кроме сказок у Чуковского есть и загадки. Я раздала вам их на карточках. А вы будете загадывать их друг другу. (карточки раздаются хорошо читающим ученикам) Отгадки на экране (слайд)
Чтение и разгадывание загадок детьми.
загадки К. И. Чуковского
1)
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (расчёска).
3)
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (зеркало)
4)
Паровоз без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел! (пароход)
5)
Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне. (ковер)
6)
Растет она вниз головою.
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (сосулька)
7)
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха
Как паутину я тяну. (иголка)
8)
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! (крапива)
9)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, -
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. (яйцо)
XII.
Учитель:А сейчас проведём игру “Найди владельца. Чья это вещь?” (Слайд) Эти вещи кто-то потерял. Но вы должны назвать не только это произведение, но и прочитать строчки, где встречается этот предмет.
- шоколад. “У меня зазвонил телефон”. “ТЕЛЕФОН”
- мыло. “Вот и мыло подскочило и вцепилось в волоса...” “МОЙДОДЫР”
- воздушный шар. “Ехали медведи на велосипеде. А за ним комарики на воздушном шарике”. “ТАРАКАНИЩЕ”
- термометр. “И ставит, и ставит им градусники”. “АЙБОЛИТ”
- копейка. “Муха, муха- Цокотуха, позолоченное брюхо. Муха по полю пошла. Муха денежку нашла” “МУХА-ЦОКОТУХА”
- ножи и блюдце “И помчалися по улице ножи....” “Федорино горе”
Слова даны на доске, на карточках. Задание: найти пару, соединить стрелками (интерактивная доска). За каждый правильный ответ-жетон.
- Первая сказка Чуковского Крокодил
- Он спас муху Комарик
- Знаменитый умывальник Мойдодыр
- Добрый доктор Айболит
- Злой разбойник Бармалей
- Прозвище мухи Цокотуха
- Кто просил прислать перчатки Зайчатки
- В какой сказке кошечки захрюкали “Путаница”
XIII. Итог урока.
- Герои одной из сказок К.И.Чуковского приготовили для вас задание. Вам нужно внимательно посмотреть на рисунок. Здесь спрятался предмет, благодаря которому состоялся разговор автора с животными. Найдите его и разукрасьте. Из букв составьте слово – похвалу.
– Кому понравился урок?
– Что запомнилось?
– О чём вы расскажите дома?
– С творчеством, какого сказочника вы познакомились?
– С какими произведениями познакомились?
XIV. Д/з:
с. 96–97 “Азбука”. Название сказок записать в тетрадочку.