Добрый мир сказок К.И. Чуковского

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Форма проведения: комбинированный урок, целью которого является проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом.

Цель: Формирование интереса младших школьников к личности и творчеству К.И.Чуковского.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить уч-ся с творчеством великого поэта, писателя-сказочника;
  • учить выделять главную мысль прочитанного;
  • формировать навык выразительного чтения (слогового и целыми словами.).
  • познакомить с новыми понятиями “псевдоним”

Развивающие:

  • развивать речь детей, мышление, память.
  • формировать умение анализировать,  прислушиваться к требованиям учителя;
  • формировать умение работать в паре.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету;
  • воспитывать организованность, доброжелательность, умение слушать.
  • воспитывать положительное отношение к соблюдению гигиены, чистоты и порядка.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • частично-поисковый;
  • игровой.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • парная.

Технологии, применяемые на уроке:

  • информационные,
  • исследовательские,
  • игровые,
  • здоровьесберегающие,
  • коммуникативные.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

  • внутренняя позиция школьника;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • самоанализ и самоконтроль результата;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска;
  • способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

  • формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • коррекция;
  • оценка.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер с программой Power Point ,
  • конверты с раздаточным материалом детям для работы в парах: загадки, отрывки из произведений, раскраска;
  • выставка книг К.И.Чуковского. 

Авторский медиапродукт: презентация

Методическая литература: Азбука: Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч.: Ч. 2 автор: Горецкий В.Г.  

ХОД УРОКА

I. Психологическая установка

Учитель: Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты, повторяйте за мной.

(Читаю по одной строке, дети повторяют).

– Я в школе на уроке.
– Сейчас я начну учиться.
– Я радуюсь этому.
– Внимание моё растёт.
– Я как разведчик, всё замечу.
– Память моя крепка.
– Голова мыслит ясно.
– Я хочу учиться.
– Я очень хочу учиться.
– Я готов к работе.
– Работаю.

II. Речевая разминка

Учитель:

Давайте разговаривать
И будем выговаривать.
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Доскажи строчку.
Ря-ря-ря – синие моря.
Рю-рю-рю – репку я варю.
Арь-арь-арь – у нас новый букварь.
Ру-ру-ру – коза грызёт кору.
Ры-ры-ры – летят комары.
Рок-рок-рок – начался урок.

III.

Зазвонил телефон. (Слайд)

Учитель: Кто звонит?

(Слайд) Слон.

Учитель: Ребята, он хочет спросить у вас.

– Какой сегодня день недели?
– Какое сегодня число и месяц?
– Какое время года?

Учитель: При помощи чего мы общаемся?

Дети: Мы общаемся при помощи речи. (слайд)

Учитель: Какая бывает речь?

Дети: Речь бывает устная и письменная.

Учитель: Из чего состоит речь?

Дети: Из предложений.

Учитель: А сейчас мы поговорим о... Дети прислушайтесь и ответьте, что вы слышите? (медиаплеер на компьютере)

Дети: (Бой часов. Свисток милиционера. Гудок автомобиля. Зудение комара. Фырканье ежа).

Учитель: Может ли человеческий голос воспроизвести эти звуки?

Дети: Да.

Учитель: Так о чём же мы будем говорить?

Дети: О звуках.

Учитель: Правильно о звуках и буквах. В чём отличие звуков и букв.

Дети: Звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем (Слайд)

Учитель: Какие бывают звуки?

Дети: Гласные и согласные. (Слайд)

Учитель: Сколько гласных звуков?

Дети: 6.

Учитель: Назовите.

Дети: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

Учитель: Как произносятся гласные звуки?

Дети: Они произносятся при свободном прохождении воздуха через рот.

Учитель: Ещё звуки, какие бывают?

Дети: Согласные.

Учитель: Как они произносятся?

Дети: При произнесении выходящего воздуха мешает преграда: губы, зубы и язык.

Учитель: Правильно. Какие бывают буквы?

Дети: Гласные и согласные. Гласных 10, согласных 21 и Ь, Ъ, которые не имеют звука. (слайд)

Учитель: Правильно. А теперь дайте характеристику звукам [ч], [и], [к].

Дети:

Звук [ч] – согласный, глухой, всегда мягкий.

Звук [и] – гласный, придаёт мягкость согласному.

Звук [к] – согласный, глухой, бывает твёрдым и мягким.

Учитель: Эти звуки обозначают буквами К, И, Ч. Запомните эти буквы. (слайд)

IV.

Учитель: К нам пришёл (слайд) Мойдодыр. Ребята, он любит чистоту и порядок. Сейчас он узнает, всё ли в порядке в ваших знаниях. Отгадайте загадку.

Чёрные, кривые
От рождения все немые
Только встанут в ряд
Сразу заговорят?   (Буквы)

Когда – то давно решили, что буквы должны стоять в определённом порядке и получился АЛФАВИТ (слайд)

V .

– А что тут делает (слайд) бабочка? Она, оказывается, несла на урок слово. Но при полёте рассыпала буквы. Давайте соберём.

Дети: Айболит.

VI.

Учитель: (Слайд). Ну, вот пришла и коза. Растопырила глаза. Ничего не поймёт. Что мы здесь делаем. Ребята, прочтите какое слово напечатано? (Читают на слайде). СОЛНЫШКО. Найдите в этом слове другие слова. Назовите их.

Дети: Сок, нос, сон, косы, шок, сын, лоно. (Слайд)

VII.

Учитель: (Слайд). Смотрит Крокодил и не может сообразить. Какое слово подойдёт к схеме.

  • Воробей.
  • Телефон.
  • Медведь.

Проверить!

VIII. Сообщение темы и цели

Учитель: У нас побывали (слайд) Слон, Мойдодыр, Бабочка, Коза, Крокодил. Скажите, у какого писателя, сказочника они встречаются? Вы с ними знакомы? А теперь вспомните те три буквы. Они вам помогут ответить на мой вопрос.

Дети: Корней Иванович Чуковский.

Учитель: Правильно. Мы сегодня познакомимся с творчеством Корнея Ивановича  Чуковского и его произведениями. (Слайд) Это великий сказочник, переводчик, писатель, критик. Посмотрите, какое количество книг он написал. (Выставка книг слайд).

IX. Рассказ учителя об авторе и его произведениях

Учитель: К. И. Чуковский родился 1 апреля 1882 г. Его нет в живых, но его книги живут, и долго будут жить. Настоящие имя и фамилия этого русского пяисателя и переводчика Николай Васильевич Корнейчуков. Корней Иванович Чуковский – это его псевдоним. Псевдоним - вымышленное имя, которым некоторые писатели, артисты, политические деятели и т.п. заменяют свое подлинное имя.
Посмотрите на него. Высокий рост, длинные руки, щеточка усов, смеющиеся глаза. Он был очень трудолюбив. Писал везде. В трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Детским поэтом и сказочником он стал неслучайно. Заболел его сынишка. Корней Иванович вёз его в поезде. Мальчик плакал, капризничал и отец стал рассказывать сказку:

“Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил”.

– Так он успокоился. Появилась его старая-престарая сказка “Крокодил”. Самая первая книга “Крокодил” (слайд),

Этот герой встречается почти в каждой сказке писателя.

  • С кем проходил по аллее крокодил? Тотоша и Кокошей
  • Что просил крокодил? калоши
  • Что было в зубах крокодила? папиросы
  • Кого проглотил крокодил? Солнце, мочалка

Однажды он услышал громкий плач младшей дочери. Слёзы текли в три ручья. Она не хотела мыться (слайд). Чуковский взял её на руки и неожиданно стал рассказывать.

“Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!”

– Вы догадались, из какого это произведения?

Дети: Мойдодыр.

Учитель: А вот ещё один случай. Как-то раз Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины различные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти далеко. Брюки от грязи были тяжёлыми. Прохожие с удивлением глядели на него. Но сказочник был весел. Он слагал стихи. Это было “Федорино горе”.

X. Чтение стихов детьми по карточкам наизусть

Учитель: У вас на столах карточки, на которых написаны названия произведений Корнея Ивановича Чуковского, прочтите про себя, затем вслух. (Дети читают “цепочкой” стихи).

Учитель: Кто знает из вас наизусть отрывки из произведений Корнея Ивановича Чуковского? (Дети рассказывают).

ФИЗМИНУТКА

XI.

Кроме сказок у Чуковского есть и загадки. Я раздала вам их на карточках. А вы будете загадывать их друг другу. (карточки раздаются хорошо читающим ученикам) Отгадки на экране (слайд)

Чтение и разгадывание загадок детьми.

загадки К. И. Чуковского

1)

Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (расчёска).

 3)

Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (зеркало)

4)

Паровоз без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел! (пароход)

5)

Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне. (ковер)

6)

Растет она вниз головою.
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (сосулька)

7)

Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха
Как паутину я тяну. (иголка)

8)

Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! (крапива)

9)

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, -
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. (яйцо)

XII. Учитель:

А сейчас проведём игру “Найди владельца. Чья это вещь?” (Слайд) Эти вещи кто-то потерял. Но вы должны назвать не только это произведение, но и прочитать строчки, где встречается этот предмет.

  • шоколад. “У меня зазвонил телефон”. “ТЕЛЕФОН”
  • мыло. “Вот и мыло подскочило и вцепилось в волоса...” “МОЙДОДЫР”
  • воздушный шар. “Ехали медведи на велосипеде. А за ним комарики на воздушном шарике”. “ТАРАКАНИЩЕ”
  • термометр. “И ставит, и ставит им градусники”. “АЙБОЛИТ”
  • копейка. “Муха, муха- Цокотуха, позолоченное брюхо. Муха по полю пошла. Муха денежку нашла” “МУХА-ЦОКОТУХА”
  • ножи и блюдце “И помчалися по улице ножи....” “Федорино горе”

Слова даны на доске, на карточках. Задание: найти пару, соединить стрелками (интерактивная доска). За каждый правильный ответ-жетон.

  1. Первая сказка Чуковского Крокодил
  2. Он спас муху Комарик
  3. Знаменитый умывальник Мойдодыр
  4. Добрый доктор Айболит
  5. Злой разбойник Бармалей
  6. Прозвище мухи Цокотуха
  7. Кто просил прислать перчатки Зайчатки
  8. В какой сказке кошечки захрюкали “Путаница”

XIII. Итог урока.

- Герои одной из сказок К.И.Чуковского приготовили для вас задание. Вам нужно внимательно посмотреть на рисунок. Здесь спрятался предмет, благодаря которому состоялся разговор автора с животными. Найдите его и разукрасьте. Из букв составьте слово – похвалу.

– Кому понравился урок?

– Что запомнилось?

– О чём вы расскажите дома?

– С творчеством, какого сказочника вы познакомились?

– С какими произведениями познакомились?

XIV. Д/з: с. 96–97 “Азбука”. Название сказок записать в тетрадочку.