Ich will. Das Wort ist mächtig.
Du sprichst es ernst und still.
Die Sterne reiβt vom Himmel
Das kleine Wort: ich will!Я хочу. Это слово могуче.
Ты говоришь его серьёзно и тихо.
Звёзды срывает с неба
Маленькое слово: ХОЧУ!
Мы имеем всё, что мы хотим! – Не правда ли? А то, чего мы не имеем, мы не очень-то и хотели!
Помню, в первом классе, учительница спросила первоклассников: «Кем вы хотите стать?» Когда очередь дошла до меня, я уверенно ответила: «Учителем немецкого языка!» «А ты знаешь, что такое немецкий язык?» - улыбаясь, уточнила учительница. «Нет, не знаю, но очень хочу!»
Придя работать в школу учителем немецкого языка, я была удивлена тому, что дети НЕ ХОТЯТ! Мне стало очень интересно знать, как такое может быть, почему не хотят учить иностранный язык?
Проведя ряд исследований среди учащихся среднего и старшего звена (наблюдение, беседы, анкетирование) и проанализировав их, наблюдая опыт учителей школ района, я пришла к выводу, что мотивация к изучению немецкого языка снижается. Родители и дети (а чаще всего родители!) выбирают для изучения английский и не хотят немецкого. Сложилось мнение, что немецкий язык учить не нужно, так как он не даёт перспективы применения его в жизни. Не превращается ли родительский расчёт в родительский просчёт?
На районном методическом объединении учителей немецкого языка мы анализировали ситуацию, искали пути повышения мотивации и пришли к выводу, что, используя возможности, заложенные в УМК, нам не удаётся сформировать у учащихся межкультурной компетенции, приобщить учащихся к культуре страны через язык. Изучение языка воспринимается учащимися как искусственная деятельность, не имеющая практического выхода, внутренняя мотивация не формируется.
Проведя повторную диагностику, я поняла, что в своей педагогической деятельности использую много приемов формирования учебной мотивации.
Цель своей педагогической деятельности вижу в создании системы приемов для развития мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу и опыт педагогов школы и района по данной проблеме;
- Изучить когнитивную сферу личности обучающихся;
- Отобрать наиболее эффективные педагогические приемы, влияющие на формирование внутренней мотивации учащихся;
- Апробировать отобранные приемы;
- Провести промежуточную диагностику апробации;
- Обобщить и структурировать материалы опыта;
- Разработать тематические дидактические материалы.
Заинтересовавшись проблемой формирования учебной мотивации учащихся, я обратилась к научной специальной литературе. Многочисленные психологические исследования Петра Яковлевича Гальперина, Василия Васильевича Давыдова, Леонида Владимировича Занкова, Даниила Борисовича Эльконина, Абрахама Харольда Маслоу показывают, что характер мотивации можно программировать, так как это длительный процесс, связанный со становлением личности школьника.
Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Психолог Ирина Алексеевна Зимняя называет мотивацию "запускным механизмом" всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, поэтапный и конечный результат. Если нет успеха, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Кроме потребностей, мотивов и целей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматривают также интересы, стремления, желания и намерения.
Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, учитель должен иметь в виду следующее: мотивация - сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Я могу лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе. Ученик только тогда станет субъектом учебно-воспитательного процесса, когда деятельность на уроке приобретёт личностно-значимый смысл.
Поэтому важную роль в организации обучения играет деятельностный подход. Это требование нового стандарта, национальной стратегии «Наша новая школа» и новой идеологии образования. Как нельзя научиться плавать, не входя в воду, невозможно выучить немецкий язык, изучая его только по учебникам, не погружаясь в языковую среду!
(Деятельностный подход – это специально организованный учителем процесс организации самостоятельной работы школьника по овладению различными видами деятельности.
Главный признак деятельностного подхода - наличие проблемно-ценностного общения.)
Собирая копилку приемов, способствующих повышению внутренней мотивации учащихся, пришла к выводу, что все это разнообразие необходимо структурировать.
Все приемы, необходимые для повышения мотивации учащихся, я представила в методическом конструкторе урока.
Любой из основных разделов урока (последовательность не столь важна) может быть реализован разными приемами повышения мотивации учащихся, или их комбинацией. То есть приемы, по сути, и есть элементы нашего конструктора.
Пользуясь таблицей «Методический конструктор урока» (идея конструктора принадлежит педагогу Анатолию Гину) как универсальной шпаргалкой, я в соответствии со своими целями составляю формулу (схему, структуру) конкретного урока.
Например: А23, Б12, Б6, В14, Г12, Д7, Е6, Ж13
А (начало урока) 23: Апелляция к жизненному опыту.
Б(объяснение нового материала)12: «Цель и цели».Учитель, сообщая тему и основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои (важные для них лично) цели учебной деятельности (разобраться в сути явления; понять главное определение; составить опорный конспект и пр.). Таким образом, учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники. Учителю необходимо вернуться к целям учащихся на заключительном этапе урока.
Б6: Связь теории с практикой.
В (закрепление, тренировка, отработка умений) 14: Прием: ролевой подход.
В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, в роли главного героя прочитанной истории. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью. Впрочем, ролевой подход мотивационно используется и во многих других ситуациях.
Например: "Расскажите неправдоподобную историю о своём путешествии", "Представьте, что вы гид, и проведите экскурсию по Берлину", "Расскажите туристам о достопримечательностях". Подобные задания предоставляют ученику право выбора, что очень важно, так как он может выбрать ту часть материала, которую лучше усвоил, тем самым устраняются отрицательные эмоции.
Г (повторение) 12: Показательный ответ
Д (контроль) 7: «Светофор»
Е (домашнее задание) 6: «Необычная обычность» (Ментальная карта)
Ж (конец урока) 13: Прием «Фантастическое животное»
Конструктор повышает эффективность проектирования урока учителем. Даже если все эти приемы знаешь, без конструктора трудно удержать их в голове. С конструктором можно разнообразные уроки готовить довольно быстро.
Методический конструктор урока в руках каждого учителя будет «дышать» по-своему и изменяться, как живое существо. Какие-то приемы окажутся не нужны – их можно просто исключить из таблицы. А возможно, появятся свои, фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор, я привожу лишь его форму.
Подробное описание конструктора и приемов опубликованы на сайте http://napolskich.ucoz.ru/
Логическим продолжением урока считается внеурочная деятельность. Новые информационные технологии сегодня играют большую роль в повышении мотивации к обучению, они позволяют оживить урок на любом этапе, а также создают новое пространство для организации проблемно-ценностного общения. Компьютер стал неотъемлемой частью и учеников, и учителей. И я стараюсь использовать возможности сетевых технологий для организации общения учащихся с детьми из других стран. Я и мои ученики зарегистрировались на сайте института им. Гёте в Германии (http://www.goethe.de/deindex2.htm), каждый желающий нашел себе друга, а то и нескольких друзей по переписке. Материалы переписки мы используем как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Чтобы создать условия для понимания культуры немецкоговорящих стран, мною разработаны программы кружков «Немецкий играя» (начальная ступень), «Немецкий без проблем» (средняя ступень), элективный курс «Путешествие по Германии» (старшая ступень).
Работа по развитию детской одарённости также играет существенную роль в повышении мотивации к изучению немецкого языка. Это и подготовка к участию в олимпиадах, также участие в традиционном уже в нашей школе «Параде наук», на котором учащиеся представляют «Немецкий язык» как учебную дисциплину, участие в празднике немецкого языка, смотр знаний в начальной школе и среднем звене.
Кроме того, учащиеся с интересом выполняют творческие проектные работы.
В процессе работы над развитием мотивации обучающихся к изучению немецкого языка сформировалась система диагностирования результатов деятельности обучающихся.
Для оценки личностных достижений обучающихся ежегодно применяется авторская методика «Траектория роста», которая позволяет не только выявить степень сформированности универсальных действий (самоопределение, смыслообразование), но и смоделировать «путь» развития (траекторию) каждого обучающегося.
Метапредметные результаты ежегодно оцениваются по диагностике коммуникативных и организаторских способностей по методике КОС (авт. В.В. Синявский и Б.А. Федоришин).
Предметные результаты оцениваются ежегодно внешней экспертизой при проведении промежуточной и итоговой аттестации. Средний балл промежуточной и итоговой аттестации ежегодно выше среднего по школе, району.
Инновационность опыта вижу в обогащении коммуникативной технологии обучения иноязычной культуре деятельностными приемами (приемами технологии модерации, проектной технологии, элементами информационно-коммуникационных технологий), что значительно повышает уровень мотивации учащихся к изучению немецкого языка. Именно мотив побуждает человека к деятельности, в деятельности мы добиваемся определенных результатов. При получении желаемых результатов, у нас появляются новые мотивы, которые ведут нас на новый этап развития. В этом и заключается смысл непрерывности образования.
В любых делах при максимуме сложностей
Подход к проблеме все-таки один:
Желанье — это множество возможностей,
А нежеланье — множество причин.
Э. Асадов