Целевые установки урока
Предметные результаты
- иметь первоначальное представление о малой и большой Родине;
- знать столицу нашего государства, определять достопримечательности Московского Кремля и Красной площади;
- иметь первоначальное представление о разнообразии природы России;
- знать название своего города, происхождение его названия, называть достопримечательности своего города;
Метапредметные результаты
- Обсуждать пословицы о Родине, родной стороне;
- Исследовать понятие “малая родина”
- Сравнивать природу разных краёв России с природой своего края;
Личностные результаты
- понимать красоту родной природы;
- осознавать образ Родины как великой духовной ценности;
- испытывать чувство уважения к своей стране и городу;
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник окружающего мира, презентация.
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока
– Сегодня наш урок мы начнем с интересного задания. Выполнив его, вы узнаете тему нашего урока.
Игра “Собери пословицу” (Слайд 2. Слайд 1 скрыт во время демонстрации на уроке) На слайде деформированный текст пословицы.
На родной стороне весна красна.
– Ребята, я никак не пойму, о чём говорится в этой пословице? (Дети рассуждают.)
– Итак, говорится о родной стороне. А что это такое родная сторона? Как вы понимаете выражение родная сторона? (Дети рассуждают, ученик читает стихотворение.)
Жура – жура – журавель!
Облетел он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля? -
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!
– Ребята, а почему так ответил журавль? (Дети отвечают.)
– Как по-другому называется “родная сторона”? (Родина.) Как вы понимаете слова в пословице “весна красна”? (Дети рассуждают, учитель подводит их к пониманию слов пословицы.) “Красна, красный” - красивый, прекрасный. Это значит, что на родине всегда будет самая красивая и прекрасная весна. Как по-другому называется родная сторона? (Родина.) А теперь давайте подумаем, какая бывает родина? (Малая и большая.) А что значит малая родина? (Город, село, где ты родился.) Что называют большой родиной? (Страна, в которой ты живёшь.) А мы, ребята, в какой стране живём? (Россия.) Верно. Ещё нашу страну называют Российская Федерация. (Слайд 3)
3. Объяснение нового материала
– Прослушайте рассказ, который я прочитаю, и скажите, как по-другому автор рассказа (К. Ушинский) называет нашу страну – Россию:
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своим водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов... Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна родная мать – одна у него и родина.
– Какие же другие имена есть у нашей страны? (Отечество. Родина. Матушка.)
(Слайд 4)
– Россию называют богатой страной. А как же в словаре объясняется значение этого слова? (Слайд 5) Толковый словарь Ожегова объясняет: “Богатый – то же, что обильный, содержащий в себе много чего-нибудь ценного. Чем богата Россия? (Людьми, лесами, полями, водоемами, ископаемыми.)
– А как назвать всех людей, живущих в нашей стране? (Ответы детей.) Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия- многонациональное государство. В ней проживают больше 180 национальностей и народностей. (Слайд 6) Это и русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, буряты, чеченцы, татары, калмыки, чукчи, карелы, коми, удмурты, марийцы и другие. Даже в нашем классном коллективе есть разные национальности. Вот такой у нас многонациональный класс. А все мы вместе – россияне. (Слайд 7) Посмотрите на карту. Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Граница России проходит и по суше, и по воде.
– Сегодня мы совершим путешествие по нашей огромной стране и посетим только некоторые её места. Нам необходимо выбрать транспорт для путешествия. Как вы думаете, какой будет самый удобный вид транспорта? (Вертолёт.) (Слайд 8)
Начнем его с самого дальнего, холодного уголка, где дольше всего гостит зима. Эту часть нашей необъятной страны называют Крайним Севером. (Слайд 9) Здесь дольше всего гостит зима. На этой земле всё время лежит снег, кружат метели. Эту землю так и зовут “Белая земля”. Суровая северная земля никогда не оттаивает. Передвигаются здесь только на оленях. Олень – верный друг северян. Олени быстро мчат нарты по снегу. Нарты – так называют специальные сани, в которые запрягают оленей. А из шкур оленей жители Севера собирают жилища. Эти жилища называют чумы. Это гордое животное и кормит, и одевает. Поэтому и почитают на Севере оленя и устраивают в его честь особые праздники. Там живут и другие животные. Это песец, белый медведь, полярная сова. Они хорошо приспособились к сильным морозам Крайнего Севера. Эти животные имеют густую длинную шерсть. Северное сияние – одно из самых потрясающих по красоте и захватывающее дух зрелище. Описать это явление трудно словами, настолько оно разнообразно, необычно и волшебно. С ним связано множество мифов и легенд.(Слайд10)
Нам пора лететь дальше, и мы отправляемся на Дальний Восток. (Слайд 11) Дальний Восток обладает удивительно красивой природой. Волшебный край, где бродят самые крупные в мире бурые медведи, уссурийские тигры, а в Долине гейзеров, можно видеть необычное явление, когда из недр земли вырываются фонтаны горячей воды. Животный мир Дальнего Востока не менее удивителен, чем растительный.
На островах шумят птичьи базары, устраивают лежбища морские тюлени, у берегов покачиваются каланы. А среди дикой природы вблизи реки Уссури, в одном месте можно встретить и северных обитателей - лося и соболя, и южных - пятнистого оленя и леопарда. В кронах деревьев сверкают яркими перьями экзотические птицы, а речку переходит вброд амурский тигр. В морях Дальнего Востока много рыбы. На кораблях рыбу привозят в порт. (Слайд 12) В порт приходят корабли из разных стран с различными товарами. На Тихом океане находится город-порт Владивосток. Его называют морскими воротами России.
Но нам пора продолжать путешествие. Если лететь с дальнего Востока в глубь страны, мы увидим тайгу. (Слайд 13) Что такое тайга? (Ответы детей.)
– Правильно, тайга – это огромный хвойный лес. Зима в тайге холодная, а лето короткое и прохладное. В тайге растут деревья, которые не очень требовательны к теплу. (Слайд 14) Это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – хвоинки, они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями – ель, сосна, пихта, лиственница, кедр. Среди этих деревьев есть необычное растение – лиственница. Только это хвойное дерево сбрасывает иголки на зиму. Богат животный мир тайги. (Слайд 15) Это медведь, волк, лось, росомаха, заяц, белка, бурундук, рысь, глухарь, кедровка, клёст, дятел. В этих краях люди издавна занимались охотой, собирали в лесу лечебные травы, ягоды, грибы.
Работа с кроссвордом
– А теперь проверим, как вы внимательно
слушали. Я предлагаю вам поработать с
кроссвордом. (Слайд 16)
Летом ходит - зиму спит
(Медведь)
На шкуре много черных пятен.
Он – хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку.
(Леопард)
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы
Уши больше головы?
(Заяц)
Ног нет, а я гуляю,
По земле не хожу,
На небо не гляжу,
Звезд не считаю
Людей избегаю.
(Рыба)
А станет светло –
Спать летит в дупло
(Сова)
Его мне вспомнить помоги:
Ведь часто мы с тобой без спешки
Грызем вкуснейшие орешки.
(Кедр)
Ребятам миленька.
(Черника)
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные поля.
(Олень)
По деревьям побежал.
Ни один его прыжок
и листочка не обжег!
(Белка)
Бороды торчит клочок,
Как летун – он плоховат
И порою глуховат.
(Глухарь)
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
(Сосна)
Дальний родственник немножко.
Но хвоста нет и крупнее,
Да и лапы помощнее.
(Рысь)
Даже в морозы выводит птенцов.
(Клест)
Крупен сам и с мощной лапой.
Эта киска, не иначе,
Всех сильней в семье кошачьей.
(Тигр)
Червяка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
(Дятел)
Путешествуя дальше, мы видим реки, горы, города нашей огромной страны. (Слайд 17)
Знакомство со столицей России – Москвой
– А далее мы делаем остановку в городе. Как вы думаете какой это город? (Слайд 18)
– Как вы догадались?
– Назовите, что вы узнали на этом рисунке? (Кремль.)
– Кто из вас там был?
– Что интересного вы там видели? (Ответы детей.) (Слайд 19)
– Москва – этот главный город нашего государства. Столица нашей родины. В Москве проходят заседания правительства, на которых решаются важные вопросы нашей страны.
– Посмотрите внимательно на карту, здесь можно увидеть великое множество точек, наверное, как звёзд на небе. И, как звёзды, эти точки по-разному – то сильнее, то слабее – светят, но светят всегда. Каждая точка – город, посёлок, деревня. А светят потому, что живут там люди, и от их работы – доброй и необходимой, на всю страну идёт тепло и свет. И среди этих городов есть город, дорогой нашему сердцу уголок – город Смоленск, наш дом, наша малая Родина.
– Найдите на карте наш город.
– Обозначьте его маленькой звёздочкой.
Знакомство с историей нашего города
– Смоленск является одним из первых городов Руси. (Слайд 20)
– Ребята, а кто из вас знает, почему наш город носит именно такое название?
– Существует несколько версий происхождения названия города. Так, например, есть версии о том, что оно восходит к названию реки Смольня. Самая распространённая версия происхождения упоминает “путь из варяг в греки”. Город находился на окончании места, где переволакивали корабли из Западной Двины в Днепр. Этот волок проходил по первоначальному месту возникновения Смоленска, где местные ремесленники смолили лодки торговцев.
– А какая река протекает через наш город? (Днепр)
Достопримечательности города
– Главной достопримечательностью Смоленска является Успенский Кафедральный Собор. (Слайд 21) Он расположен на Соборной горе и виден почти из любой точки города. Красавец Собор с отливающими золотом куполами по праву считается одним из величественных и знаменитых храмов нашего Отечества.
– Много раз враги мечтали захватить наш город, завоевать и победить смолян. Смоленск был пограничным городом и первые удары врага приходились на него. Русский царь приказал укрепить город и сделать его неприступным. Так была создана знаменитая Смоленская крепостная стена. (Слайд 22)
– Руководил строительством знаменитый русский зодчий Фёдор Савельевич Конь. Благодарные жители города Смоленска и области поставили Фёдору Коню памятник. Этот памятник находится около крепостной стены у башни Громовой.
– Подвиг защитников Смоленска 1812 года увековечен в целом комплексе памятников, сосредоточенных в центре города. (Слайд 23)
– Сюда относится и знаменитый памятник с орлами, символизирующим силу и мощь Смоленска - города-щита, хранящего покой всей России.
– На Королевском бастионе установлен памятник Софийскому полку, принимавшему участие в Смоленском сражении. В центре парка находится памятник защитникам Смоленска в сражении 4-5 августа 1812 года.
– Благодарные смоляне свято чтут память о тех, кто, не щадя своей жизни, защищал их землю в суровые годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. (Слайд 24)
В центре города находится сквер Памяти героев, где горит Вечный Огонь, зажжённый от Вечного огня у могилы Неизвестного солдата в Москве.
В парке Реадовка находится сооруженный смолянами в память о погибших на смоленской земле Курган Бессмертия.
Работа с пословицами
Игра “Половинки” (Слайд 25)
Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую. Игру можно усложнить. Прочитать конец пословицы, предложив детям найти её начало.
Нет в мире краше умей за неё постоять. Родина краше солнца, Родины нашей. Родина-мать, дороже золота.
4. Итог урока
Задание – игра “Продолжай – не зевай”: (Слайд26)
а) Наша страна называется... (Россия.)
б) Столица нашей страны... (Москва.)
г) Мой родной город ... (Смоленск.)
д) Главные достопримечательности Смоленска... (Ответы детей.)
5. Рефлексия
“Букет для моего города”
На партах у детей лежат красные (всё понравилось) и голубые (что-то осталось не понятым) цветы. Учитель предлагает детям создать букет цветов для своего родного города. Каждый ребёнок выходит к доске и прикрепляет свой цветок. На доске появляется букет.