Цель: подвести итоги логопедической работы за первое полугодие, продемонстрировать родителям уровень сформированности языковых средств у детей.
Задачи по образовательным областям:
- Социально-коммуникативное развитие – воспитывать любовь к родному языку, желание говорить правильно и красиво; создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки; привлекать родителей к участию в праздниках; воспитывать у детей и родителей интерес к логопедическим занятиям.
- Познавательное развитие – уточнить и активизировать словарь по теме «Зима», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы».
- Физическая культура – развивать мелкую моторику; развивать координацию речи с движением.
- Речевое развитие – автоматизировать поставленные звуки в чистоговорках, развивать навыки самоконтроля за речью; формировать лексико-грамматические категории (употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением; подбор антонимов к словам по лексической теме «Зима»); развивать связную речь.
- Здоровье – сохранять психическое здоровье детей; создавать эмоционально – благоприятную обстановку на занятиях.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Дети и родители входят в музыкальный зал под музыку М. Мокиенко «Кружится снежинок хоровод». (На экране музыкальный слайд с зимней тематикой – слайд 1). Дети и родители рассаживаются за парты.
Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! У меня для вас есть видеообращение, а от кого оно, вы узнаете, отгадав мою загадку.
Он совсем не молодой,
С длинной, белой бородой.
Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занес,
Изо льда мосты построил.
Кто же это? (Дед Мороз.)
– Правильно, это Дед Мороз. Внимание на экран. (Слайд 2: говорящий Дед Мороз).
Дед Мороз: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! У меня приключилась беда. Пока я был в отъезде (развозил вам подарки к Новому году), на мою вотчину в Великий Устюг пробрался Злой Волшебник и заколдовал моих друзей. Я Вас прошу помочь мне их расколдовать, но для этого вам необходимо будет отправиться со мной в путешествие в Великий Устюг на волшебных санях. Согласны?
Дети и родители: Да.
(Слайд № 3: говорящий Дед Мороз).
Дед Мороз: Тогда отправляемся в путь. Мои сани нас быстро довезут. (Слайд 4: Дед Мороз на санях вместе с детьми под музыку мчатся по зимней дороге).
2. Развитие слухового внимания
Музыка замолкает. (Слайд 5: говорящий Дед Мороз).
Дед Мороз: Ребята, чтобы преодолеть этот путь, нам надо с вами выполнить одно задание: прислушаться к звукам, которые мы услышим в дороге. (Слайды 6-11: слышится поочередно: звон бубенчиков, скрип снега под санями, вой вьюги, карканье ворон и вой волков, совы ухают).
3. Основная часть
(Слайд 12: открывающиеся ворота и общий вид вотчины)
Дед Мороз: А вот и мои владения! (Слайд 13: говорящий Дед Мороз). Я вам отдаю свиток, в котором записаны все злодеяния Волшебника . Помогите мне расколдовать моих друзей.
(Слайд 14: свиток Деда Мороза).
Из-за экрана падает свиток, учитель – логопед его поднимает, развертывает и пытается разобрать, что в нем написано.
Учитель-логопед: Вы знаете, тут все написано какими-то загадками, давайте попробуем разобраться.
Учитель-логопед загадывает загадку о Снегурочке.
С дедушкой Морозом рядом,
Блещет праздничным нарядом,
Нам загадки задаёт,
Водит хоровод, поёт.
Из снежинок ее курточка,
Кто это?… (Снегурочка!)
(Слайд 15: Снегурочка с Ледяным сердцем в руках).
Учитель-логопед: Дед Мороз сообщает нам в своем свитке о том, что Злой волшебник заморозил Снегурочке сердце, и она из доброй превратилась в злую. Давайте поможем растопить лед в ее сердце, заново научим ее ласково называть предметы и слова. Давайте каждый из участников по очереди ей поможет. Я буду называть слово, а вы его должны назвать ласково. Начинаем?
Лексико-грамматическое упражнение «Назови ласково»
Словарный материал:
Зима – зимушка, мороз – морозец, холод – холодок, ветер – ветерок, метель – метелица; снег – снежок, снеговик – снеговичок, снежинки – снежиночки, горка – горочка, санки – саночки; сосулька – сосулечка, лед – ледок, день – денек, узор – узорчик, дерево – деревце; ледянка – ледяночка, шуба – шубка, сапоги – сапожки, солнце – солнышко, буря – бурюшка, валенки – валеночки.
(Слайд 16: добрая Снегурочка).
Учитель-логопед: Ой, дорогие друзья, посмотрите на Снегурочку, она вновь стала доброй, с какой любовью она угощает своих друзей Снегирей их любимым лакомством – рябиной. А Ледяное сердце исчезло из ее рук!Ну, что же, давайте опять обратимся к свитку и попробуем угадать, кому еще мы должны помочь.
(Слайд 17: свиток Деда Мороза).
Учитель-логопед зачитывает загадку о снеговике:
Лепит детвора зимой
Чудо с круглой головой:
Ком на ком поставят ловко,
Рот — дуга, и нос морковка,
А два глаза — угольки,
Да из веток две руки.
Солнце вышло, он и сник.
Кто же это? … (Снеговик)
(Слайд 18: Снеговик).
– Дед Мороз сообщает нам в свитке о том, что Злой волшебник заколдовал Снеговику ротик и ручки. Он теперь не может ни говорить, ни шевелить руками. Чтобы расколдовать ему ротик, я предлагаю вам показать ему артикуляционную гимнастику для того, чтобы его ротик стал подвижен.
Артикуляционная гимнастика
Учитель-логопед: Давайте попробуем.Родители будут озвучивать различные артикуляционные упражнения, а дети выполнять. Итак, начинаем:
1) «Окошко»
Рот откроем широко,
Ну-ка, загляни в окно:
Язычок улегся спать,
Не будем мы ему мешать.
2) «Заборчик» – «Трубочка»
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
3) «Киска сердится»
Выгляни в окошко,
Там увидишь кошку.
Кошка спинку выгнула,
Зашипела, прыгнула.
Рассердилась киска –
Не подходите близко!
4) «Блинчик»
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
5) «Ремешок»
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
6) «Вкусное варенье»
Каждый раз по воскресеньям
Мы едим с тобой варенье.
Верхнюю губу вареньем
Мы намажем, а потом
Язычком широким сразу
Мы варенье облизнем.
7) «Чашечка»
Будешь пить с друзьями чай
Ты из чашки новой.
Эту чашку показать
Ты сейчас пробуй!
8) «Лошадка»
Цок-цок-цок по мостовой –
Идет лошадка к нам с тобой.
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее.
9) «Барабанщик»
В руки барабан возьмем
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.
Пальчиковая гимнастика
Учитель-логопед: А теперь нам надо расколдовать ему и руки. Для этого давайте покажем ему две музыкальные пальчиковые гимнастики : «Все что только захотим» и «Один, два, три, четыре, пять…»
Учитель-логопед: Ой, посмотрите, Снеговик ожил, он бросается в нас снежками. Интересно, а его ротик ожил? (Слайд 19: Снеговик, кидающийся снежками).
Из-за экрана летят снежки. Выходи Снеговик. (На экране слайд 20 – зимняя картина).
Снеговик: Ожил, еще как ожил! Я снова умею разговаривать! Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Как я рад вас видеть! Спасибо, что помогли меня расколдовать. Я предлагаю вам сыграть со мной в снежки.
Снеговик выбрасывает из корзины снежки и просит детей и взрослых взять по одному снежку в руки и встать в круг.
Снеговик: Я вам сейчас буду называть слова, а вы, кидая снежок в мою корзинку, должны будете назвать слово с противоположным значением, то есть сыграем в игру «Скажи наоборот».
Лексико-грамматическое упражнение «Скажи наоборот»
Словарный материал:
Зимой дни короткие, а летом … (длинные).Зимой
ночи темные, а летом … (светлые). Зимой ветер
холодный, а летом … (теплый). Снег бывает
рассыпчатый, а бывает … (липкий). Лед бывает
хрупкий, а бывает …(прочный). Летом жарко, а
зимой … (холодно). Сугробы бывают глубокие, а
бывают … (мелкие). Зимой лед на реках
толстый, а весной … (тонкий). В городе у вас
дороги широкие, а у нас на вотчине тропинки … (узкие).
На улице бывает ветрено, а бывает … (тихо).
Одни сосульки короткие, а другие – … (длинные).
Снег мягкий, а лед … (твердый). Летом солнце
яркое, а зимой … (тусклое). Снег бывает
грязный, а бывает ... (чистый). Дни бывают
ясные, а бывают … (пасмурные). Дети бывают
веселые, а бывают … (грустные). Дома, в
которых вы живете в городе высокие, а терем
Деда Мороза на вотчине … (низкий). Бывают
друзья новые, а бывают ... (старые). Зима
бывает морозной, а бывает ... (теплой). Если на
улице холодно, то вы одеваетесь тепло, а если на
улице тепло, то вы одеваетесь … (легко).
После игры Снеговик предлагает детям и взрослым занять свои места и задает вопрос:
– Ух, жарко стало, устал! А знаете ли вы, что у нас на вотчине в Великом Устюге в том году проходил турнир по метанию снежков? И кто же победил в этом турнире, как вы думаете? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам составить из разрезных картинок изображение победителя.
Упражнение «Собери картинку из нескольких частей»
Развитие наглядно-образного мышления
Ребенок и взрослый из разрезных картинок составляют целостный образ Кота в сапогах.
Снеговик: Кто же это? (Кот в сапогах.)
(Слайд 21: Кот в Сапогах).
Игровое упражнение «Во что одет Кот в Сапогах?» (закрепление в активной речи обобщающих понятий)
Снеговик: Верно. Посмотрите, какой он
нарядный. Что у него надето на голове? (Шляпа)
– А к какому обобщающему понятию можно ее
отнести? (К головным уборам)
– А что надето на нем еще? (Кафтан)
– К какому обобщающему понятию можно отнести
кафтан? (К одежде)
– А на ногах что у него обуто? (Сапоги)
– А к какому обобщающему понятию можно отнести
сапоги? (К обуви)
Игровое упражнение «Назови части»
Пополнение словарно запаса в активной речи детей.
Учитель-логопед: Снеговик, а вот мы тебе тоже хотим дать задание. Сможешь ли ты назвать части шляпы, кафтана и сапог?
Снеговик (чешет голову, затем пробует назвать, путая между собой детали: вместо тульи «стул», вместо «полей» огороды): пожалуй, нет, трудная задача! А вы сами-то знаете?
Учитель-логопед: Конечно, знаем, правда, ребята? Давайте вместе с родителями по цепочке будем называть части предметов. А Снеговик пусть запоминает. Начнем со шляпы, что у нее есть? (Ведущий указывает указкой на детали, а дети и родители отвечают: тулья, поля, лента, перо.) Молодцы! А какие детали есть у кафтана? (Воротник, рукава, манжеты, полы, застежка в виде пуговиц, карманы.) А у сапога? (Подошва, задник, голенище, носок, застежка в виде молнии, каблук, ремешок).
Снеговик: Здорово, молодцы, я постараюсь запомнить (бормочет шепотом название нескольких деталей одежды или обуви).
Учитель-логопед: Что-то мы заигрались, надо и других друзей деда Мороза из беды выручать.
Снеговик (берет корзину с собой):
Правда, правда! Побежал я, что это я вас тут
отвлекаю?
Спасибо вам, дорогие ребята и родители! До новых
встреч!
(Слайд 22: свиток Деда Мороза).
Учитель-логопед: А мы с вами снова обратимся к свитку.
Учитель-логопед загадывает загадку о Мудрой Сове:
Весь день она спит, ну а ночью летает.
Своими большими глазами сверкает.
Ее острый слух и внимательный взгляд
Разыщут в траве лягушат и мышат.
Вращается кругом её голова
И скажет: "Угу" нам лесная … (Сова).
(Слайд: 23: Мудрая Сова.)
– Злой Волшебник заколдовал Мудрую Сову (помощницу Деда Мороза) и теперь, кто бы не обратился к ней за советом, ее никто не понимает. Она говорит так невнятно, словно у нее каша во рту. Давайте попробуем ей помочь. Мы с вами знаем, чтобы научиться говорить чисто и внятно, необходимо разучивать чистоговорки. Давайте вспомним несколько чистоговорок, которые мы с вами разучивали совместно с родителями и проговорим их для Мудрой Совы. Пусть тренируется каждый день в их произношении, и ее речь станет снова чистой и красивой.
– Чистоговорки будут проиллюстрированы на экране, кто первый догадается, что это за чистоговорка, пусть поднимает руку. Будем чередоваться: ребенок – родитель.
Проговаривание чистоговорок (автоматизация вызванных звуков)
Словарный материал (Слайды 24-41)
Заяц белый, заяц белый!
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал:
Я не бегал, я скакал.
Ослик был сегодня зол,
он узнал, что он – осел!
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыло не любила,
Миле в глаз попало мыло.
– Что ты плачешь, наша Мила?
– Я выплакиваю мыло!
Все бело, бело, бело!
Много снега намело!
Вот веселые деньки!
Все на лыжи и коньки!
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Окна и полы.
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой белка не была!
Две букашки на опушке
Отдыхают на подушке.
Уж шипит мышонку: — Кыш! –
Ты мышонок, а не мышь!
Шапка да шубка –
Вот и наш Мишутка.
Маша шьёт штанишки
Плюшевому мишке.
У плюшевого мишки
Будут новые штанишки.
В лесу темно,
Все спят давно.
Одна сова не спит,
На суку сидит.
Есть у Зои коза,
Зовут козу Егоза.
Не знает Зоя покою
С козою своей Егозою.
Са-са-са, са-са-са,
Ой-ой-ой, летит оса.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Не боимся мы осы.
Мы видим на суку совят.
Совята вместе тут сидят.
Когда не спят, они едят,
Когда едят, они не спят.
Дружит Рома с носорогом,
Носорог тот – недотрога!
Не дает потрогать рог
Недотрога – носорог!
Робот Роме помогает:
С ним игрушки собирает.
Белый волк на свете жил,
Чисто лапы с мылом мыл,
Чистоплотный очень был,
И без мыла долго выл.
Молоток стучал, стучал,
Гвозди в доску загонял.
Колотил он с толком –
Получилась полка.
Учитель-логопед: Ну, что же, я думаю, Мудрая Сова запомнила несколько чистоговорок и потренируется в их произношении, а колдовство Злого Волшебника после этого потеряет силу. А мы с вами еще одному герою помогли, надо двигаться дальше. И снова обратимся к свитку.
(Слайд 42: свиток Деда Мороза).
Учитель-логопед загадывает загадку о зиме:
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я ... (Зима)
(Слайд 43: Зима).
Учитель-логопед: Последней, кому мы
окажем помощь – это помощнице Деда Мороза –
зиме.
Мороз сообщает, что Зиме Злой Волшебник
заколдовал память, и она теперь ничего не
помнит о себе. Давайте опишем зиму, какая же она
на самом деле?
Упражнение на словообразование
Учитель-логопед: Если зимой идет снег, значит, она какая? (Снежная.) Если зимой бывают морозы, она какая? (Морозная). Если зимой холодно, значит, она какая? (Холодная). А как вы думаете, зимой красиво на улице? (Да.) Значит, зима какая? (Красивая). А вам, ребята, весело зимой на улице? (Да.) Значит, зима – это какое время года? (Веселое.)
Составление рассказа о зиме по опорным схемам (развитие связной речи)
Учитель-логопед: А теперь давайте составим с вами рассказ о приметах зимы с помощью знакомых уже вам схем. Посмотрите на экран и давайте по цепочке будем составлять предложения.
(Слайд 44: опорные схемы рассказу о зиме).
Наступила зима. Я знаю три зимних месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой дни короткие, а ночи длинные. Тусклое солнце светит, но не греет. Зимой часто бывают снегопады и метели. Метели наметают глубокие сугробы. Мороз рисует на окнах красивые узоры. Деревья, земля и крыши домов покрыты снегом. Реки и озера покрыты льдом. Люди одеваются тепло: в зимние шапки, в шубы, в зимние пальто; обуваются в валенки или в зимние сапоги. Дети зимой катаются на лыжах, на коньках, на санках, на ледянках, играют в снежки, лепят снеговиков. Какое прекрасное время года – зима!
(Слайд 45: Зима).
Учитель-логопед: Ну, что же, ребята, вот
мы и помогли зиме вспомнить ее приметы.
Колдовство Злого Волшебника вновь потеряло свою
силу.
Итак, ребята, мы с вами выручили всех друзей деда
Мороза из беды, пора его порадовать, а вот и он на
связи с нами.
(Слайд 46: говорящий Дед Мороз).
– Дорогие мои друзья, как же я рад, что все злоключения этого проказника устранены и с моими друзьями все в порядке, спасибо большое за оказанную помощь. Я хотел бы вас отблагодарить и вручить вам подарки и помочь вам добраться на моих санях обратно в детский сад. Итак, в путь дорогу!
(Слайд 47: Дед Мороз на санях вместе с детьми под музыку мчатся по зимней дороге).
3. Итог занятия
Учитель-логопед: Вот мы и вернулись назад в детский сад.
(Слайд 48: вид детского сада № 60 и сундука с подарками)
– Где же мы с вами побывали? (В гостях у Деда
Мороза на вотчине).
– Для чего мы туда с вами ездили? (Мы оказывали
помощь друзьям деда Мороза, выручали их из беды).
– Совершенно верно, а сейчас я предлагаю вам
открыть сундук с подарками от Деда Мороза.
Готовы? (Да). Тогда подходите сюда и
получайте свои призы.
После того, как дети с родителями получат призы, они строятся и выходят организованно из зала, прощаясь с гостями.
(На экране слайд 49: «Спасибо за внимание» с музыкальным сопровождением «Кружится снежинок хоровод»).