"Антонио Вивальди. Творческий портрет. Цикл концертов «Времена года»"

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (29 МБ)


Вид урока: комбинированный.

Цели урока:

  • Развивающие:
    • развивать познавательную активность учащихся, стимулировать интерес к музыке эпохи барокко;
    • на примере цикла концертов «Времена года» А. Вивальди формировать слушательские умения учащихся (определять образно-эмоциональную сторону, осмысливать определенные средства выразительности, анализировать, сравнивать, выделять главное).
  • Образовательные:
    • закрепить и систематизировать полученные ранее знания по теме «Барокко в музыке»;
    • опираясь на музыкальный опыт учащихся, формировать их знание о жизни и творчестве великого итальянского композитора А. Вивальди;
    • познакомить учащихся с зарождением и развитием жанра сольного инструментального концерта на примере цикла концертов А. Вивальди «Времена года»;
    • закрепить общетеоретические сведения, полученные на уроке.
  • Воспитательные:
    • воспитывать эмоциональный отклик учащихся на услышанное музыкальное произведение, способность к сопереживанию, сочувствию и соучастию.
    • Формировать у учащихся основу культуры слушания музыки, комплекс особых художественно-эстетических потребностей в диалоге с музыкой;
    • Приобщить учащихся  посредством музыки к основополагающим ценностям человеческой жизни.

Межпредметные связи: МХК, живопись, литература, элементарная теория музыки, специальный инструмент.

Оборудование: магнитофон, ноутбук.

Музыкальный материал:

  • Песня «Под музыку Вивальди». Слова А. Величанского, музыка В.Берковского и С.Никитина;
  • Г.Ф.Гендель. Оратория «Мессия», хор «Аллилуйя»;
  • И.С.Бах. Токката и фуга ре минор;
  • А.Вивальди. Цикл концертов для солирующей скрипки с оркестром «Времена года»
    • Концерт №1 «Весна», 1 часть «Пришла весна»;
    • Концерт №2 «Лето», 3 часть «Гроза»;
    • Концерт №3 «Осень», 3 часть «Охота»;
    • Концерт №4 «Зима», 2 часть «У камина»;
  • А.Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром ля минор, 1 часть;
  • А.Вивальди. Концерт для гобоя с оркестром, 1 часть.

Видеоматериал: фрагменты фильма «Вивальди. Рыжий священник» (режиссер Лиана Марабини, 2009).

Нотный материал: А.Вивальди. Цикл концертов для солирующей скрипки с оркестром «Времена года»

  • Концерт №1 «Весна», 1 часть «Пришла весна»;
  • Концерт №2 «Лето», 3 часть «Гроза»;
  • Концерт №3 «Осень», 3 часть «Охота»;
  • Концерт №4 «Зима», 2 часть «У камина»;

Художественный материал:

  • Дж.А.Каналетто «Вид на вход в Арсенал»;
  • Дж.А.Каналетто «Площадь Святого Марка»;
  • А.К.Саврасов «Грачи Прилетели»;
  • Б.М.Кустодиев «Гроза»;
  • Р.Р.Ильясов «Охота»;
  • Х.Аверкамп «Зима в городе».

Методы обучения:

  • Словесные: рассказ, беседа;
  • Наглядные: демонстрация музыки, наблюдение музыки по нотам, обращение к изобразительным средствам наглядности (картины, портреты, кинофильм), демонстрация наглядных пособий (цикл концертов «Времена года», сонеты к концертам, карта Европы), тестовые задания, карточки с опорными словами.
  • Практические: обучение эстетическому восприятию и слуховому анализу.

План урока:

  1. Определение темы урока.
  2. Опрос по теме «Барокко в музыке» (фронтальная беседа по вопросам, викторина).
  3. Изучение нового материала (обзор жизненного и творческого пути А.Вивальди, цикл концертов «Времена года», разбор отдельных номеров).
  4. Закрепление пройденного материала.
  5. Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.

ХОД УРОКА

У: Здравствуйте, ребята! Сейчас вы услышите песню, которая будет подсказкой темы нашего урока.

Звучит песня «под музыку Вивальди» (Слайд 1)

Ну что, догадались, о ком пойдет сегодня речь на уроке?

Д: О Вивальди.

У: Тема нашего урока: «Антонио Вивальди. Творческий портрет. Цикл концертов «Времена года». (Слайд 2)
Этот композитор жил и работал почти 300 лет назад. Середина XVII века и первая половина XVIII века. Ребята, а как называется эпохальный стиль данного периода?

Д: Барокко.

У: Может кто-нибудь вспомнит, как переводится слово барокко?

Д: От португальского – жемчужина неправильной формы, от итальянского – причудливый, странный, вычурный стиль.

У: А кто попробует дать полное определение термину «барокко»?

Д: Барокко – это художественное направление в искусстве конца XVI – начала XVIII века.

У: Верно. Именно эта эпоха подарила миру целую плеяду гениальных композиторов. Давайте вспомним их имена. (Слайды 3-6)

Д: В Германии – Бах и Гендель, во Франции – Люлли и Рамо, в Англии – Пёрселл, в Италии – Монтеверди, Альбинони, Вивальди.

У: Правильно. А теперь я предлагаю разделиться на группы (давайте так, как сидите за партами – 3 человека). Задание следующее. Один человек из вашей группы берет карточку с термином. Ваша задача – дать определение термину и попытаться объяснить, как он связан с эпохой барокко.

Дети берут карточки с терминами опера, полифония, фуга, импровизация. (Слайд 7)

Подумайте, кто из вашей группы даст определение, а кто прокомментирует, как термин связан с эпохой. Все остальные внимательно слушайте и можете дополнить ответ. Итак, первый термин – опера, кто даст определение?

Д: В переводе с итальянского опера – труд, дело, сочинение. Это музыкально-театральный жанр, который включает в себя музыку, поэзию и сценическое действие.

У: Верно, а как жанр оперы связан с эпохой барокко?

Д: Опера появилась именно в эпоху барокко. Первую оперу написал итальянский композитор Якопо Пери на сюжет древнегреческого сюжета об Орфее и Эвридике.

У: Все согласны с этим определением?

Д: Да.

У: Идем дальше, следующий термин – полифония. Кто отвечает?

Д: От греческого поли – много, фон – звук. Это многоголосие, где каждый голос ведет свою мелодическую линию.

У: А как этот термин связан с эпохой?

Д: Именно в эпоху барокко искусство полифонии достигло своего наивысшего рассвета.

У: Помните, полифоническая музыка создавалась по строгим и сложным правилам. Это требовало от композитора больших музыкальных знаний. А теперь разберем следующий термин – фуга.

Д: Фуга – от латинского – бег. Это полифоническое произведение в основе которого лежит одна музыкальная тема.

У: Верно, а как термин связан с эпохой?

Д: Жанр фуги появился в эпоху барокко.

У: Верно, следующий термин импровизация. Кто даст определение?

Д: Импровизация – это создание музыкального произведения в момент его исполнения без подготовки.

У: А как термин связан с эпохой?

Д: Музыканты барокко не только исполняли музыку, но и импровизировали, то есть сочиняли на ходу. А целью импровизации было удивление, поражение слушателей неожиданностью и изобретательностью исполнителя.

У: А какой композитор был великим импровизатором игры на органе?

Д: И.С. Бах.

У: Молодцы ребята, все достойно справились с заданием. А теперь вашему вниманию предлагается викторина по творчеству композиторов эпохи барокко. (Слайд 8) Я раздам вам карточки, на которых указаны музыкальные произведения, но звучать они будут не в той последовательности, в которой написаны. Ваша задача – расставить цифры в том порядке, в котором будут звучать музыкальные номера.

Звучат следующие аудиофрагменты: №1 Гендель – Оратория Мессия хор Аллилуйя, №2 Бах – Токката и фуга ре минор, №3 Вивальди – Времена года, концерт «Осень» 3-я часть «Охота».

Давайте проверим, что было первым номером

Д: Гендель. Оратория Мессия хор Аллилуйя

У: Все согласны?

Д: Да

У: Что было вторым номером?

Д: Бах. Токката и фуга ре минор. Токката

У: Правильно. И что было последним номером?

Д: Вивальди. Времена года, концерт «Осень» 3-я часть «Охота».

У: Сейчас мы с вами обратимся к жизни и творчеству великого итальянского композитора эпохи барокко – Антонио Вивальди. Родиной Вивальди была Италия. Эта страна находится на юге Европы. Посмотрите на карту. (Слайд 9) Италия богата своей музыкальной культурой. Дома вам необходимо было найти интересные музыкальные факты, которые прославили Италию. Вы подготовили это задание?

Д:

– В начале XI века итальянский монах Гвидо Аретинский изобрел нотный стан, который состоял из четырех линеек разного цвета.
– Музыканты пользуются итальянскими обозначениями темпа и громкости
– Италия известна стилем вокального исполнения – бельканто, что означает «прекрасное пение».
– Италия – страна, где зародилось искусство игры на скрипке. Здесь были созданы первые скрипки. В Италии сложились различные школы скрипичных мастеров. Самые известные: Амати, Гварнели, Страдивари.
– В Милане находится известный оперный театр «Ла-Скала»

У: Молодцы, ребята, вы нашли интересные факты, которые говорят о богатстве музыкальной культуры этой страны.

Д: Антонио Вивальди прожил большую часть своей жизни в удивительном итальянском городе Венеции. Давайте вновь обратимся к карте. (Слайд 9) До нас дошли картины итальянского художника эпохи барокко – Каналетто. Он изобразил Венецию времен Вивальди. Я покажу вам его картины. Эта картины называется «Площадь Сан Марко» (Слайд 10) А эта картина – «Вид на вход в арсенал» (Слайд 11)Как вы видите, этот город отмечен великолепной архитектурой. Венецию называют городом на воде. В итальянской народной песне пелось: «Вместо улиц там каналы, вместо будней – карнавалы». С давних пор люди перемещаются по каналам на лодках, которые называются гондолами, а управляют лодками гондольеры. Именно здесь возник жанр баркаролы, что в переводе обозначает «песнь венецианского гондольера». Музыка в Венеции звучала повсеместно: во время церковных богослужений, в оперных театрах, в аристократических салонах, в домашних концертах и на улицах. Музыкальная атмосфера города, бесспорно, плодотворно влияла на жизнь и творчество Вивальди.
Он родился 4 марта 1678 года. В этот же день он был крещен и получил имя Антонио Лучио. Вы видите Церковь Святого Иоанна в Брагоре (Слайд 12), где в 1678 году был крещён Антонио Вивальди. Он был старшим из шестерых детей в семье. Его отец Джованни был профессиональным скрипачом. Он служил в оркестре собора Святого Марка. Здесь были четыре органа, большой хор и оркестр. Величественная музыка, звучавшая в соборе, поражала воображение маленького Антонио. Он старался не пропускать репетиции оркестра. Именно здесь он мог услышать музыку великих мастеров, в том числе и Монтеверди, которого называли отцом итальянской оперы. Первые уроки игры на скрипке Антонио получил от отца. Уже в 10 лет он мог замещать его, когда тот выступал за пределами Венеции. Так же известно, что Антонио обучался композиции и теории музыки  у известного итальянского композитора и органиста Джованни Легренци. А во время пребывания в Риме, когда ему было уже 22 года, он брал уроки у итальянского скрипача и композитора Арканджело Корелли. (Слайд 13) Как и во многих семьях среднего достатка для старшего сына была выбрана карьера священника. Церковный сан в это время обеспечивал достойное положение в обществе. В 25 лет он закончил духовное обучение, получил сан священника и право служить мессу. За ним закрепилось необычное прозвище – «Рыжий священник» (Слайд 14).  От отца он унаследовал огненный темперамент и рыжий цвет волос. Посмотрите, здесь он изображен в парике, а парик было принято надевать в высшем светском обществе. Видимо, как священник церкви, он ходил без парика. Его жизнь, как и его эпоха, была полна причудливых событий. Однажды Вивальди служил мессу, как вдруг ему в голову пришла музыкальная тема. Недолго думая Вивальди спешно покинул алтарь и ушел записывать мелодию. Вот такая причудливая история. Но Вивальди работал в церкви недолго, ведь от рождения у него был серьезный недуг – сужение грудной клетки. Всю жизнь его мучили приступы бронхиальной астмы. И вскоре, сославшись на плохое состояние здоровья, он отказался служить мессу в церкви. Патриарх Венеции вошел в его положение и освободил его от этой обязанности. После этого Вивальди поступает на службу в женскую консерваторию «Оспедале дела Пьета», что в переводе означает «приют для страждущих». Консерваториями в то время называли приюты при монастырях, где жили и воспитывались девочки-сироты. Уровень образования в приютах был настолько высок, что даже состоятельные граждане отдавали сюда своих дочерей. Вивальди работал учителем игры на скрипке, а также руководил приютским оркестром. В его обязанности входило регулярное сочинение музыки для своих учащихся. У него была прекрасная возможность сразу прослушивать свои новые сочинения. Оркестр консерватории, которым руководил Вивальди, стал одним из лучших в Италии. Всех поражала невероятно виртуозная игра оркестра. Да и сам Вивальди был популярен как скрипач-виртуоз. Для него не существовало исполнительских трудностей.
У Вивальди была волевая кипучая натура и практический склад ума. Он успешно сочетал различные виды деятельности, везде успевал. Он не только работал в консерватории, но и занимался вопросами постановки своих опер. Именно оперу Вивальди считал своим призванием, главным делом жизни, отдавал ей максимум сил. Именно этот жанр открывал ему возможность творить целые музыкальные миры. Вивальди работал в театре за десятерых: писал оперы, сам занимался их постановкой, сам решал финансовые вопросы. Занимаясь постановками своих опер, он много путешествовал. Вивальди побывал в Мантуе, Риме, Флоренции. Вивальди вошел в моду. Он получал много заказов от иностранных монархов, включая короля Франции Людовика XV.
Мирские дела его привлекали намного больше, чем церковные, поэтому церкви он был неугоден. Трения с церковными властями Венеции привели к тому, что уже на склоне лет, когда ему было 62 года, великий маэстро вынужден был покинуть родной город и искать пристанище в Вене у своего покровителя австрийского короля Карла VI, но здесь его ждала неудача – король умер, а в следующем году 28 июля 1741 года умер и сам Вивальди. Он был похоронен на кладбище бедняков, которое впоследствии было срыто. Вскоре после смерти имя выдающегося мастера было забыто. И только в начале XX века его музыке было суждено обрести второе рождение. История открытия его сочинений  такова. В одной из школ северной Италии было найдено большое количество нот. Для их оценки был приглашен итальянский музыковед Альберто Джентили. Когда он рассмотрел ноты, на всех рукописях он увидел подпись Вивальди. (Слайд 15) Он был потрясен, понимая сенсационность этого открытия. Вскоре в итальянском городе Сиена открывается институт имени Вивальди. Он положил начало публикации полного собрания сочинений этого композитора. Его творческое наследие огромно (Слайд 16): более 40 опер, 23 симфонии, более 20 светских кантат, 46 кончерто гроссо. Это неудивительно – Вивальди сочинял музыку с феноменальной быстротой, он любил повторять, что сможет сочинить концерт со всеми его партиями быстрее, чем переписчик сумеет его переписать. Итог внушителен:  более 450 концертов для различных инструментов (виолы, флейты, гобоя, кларнета, валторны). Однако больше всего он написал концертов для солирующей скрипки с оркестром. А.Вивальди  вошел в историю музыки именно как создатель жанра сольного инструментального концерта. Его предшественником в создании этого жанра был Арканджело Корелли. В творчестве Корелли был сформирован жанр кончерто гроссо (большой концерт). Ребята, а кто вспомнит, что такое концерт?

Д: Концерт, от латинского – «состязаться». Это музыкальное произведение для одного или несколько солирующих инструментов с оркестром.

У: Верно. Это состязание кто лучше сыграет: солирующий музыкальный инструмент или оркестр. Обычно концерт состоял из трех частей. Первая часть быстрая, вторая медленная и третья быстрая. Наибольшую популярность приобрел цикл концертов «Времена года». Впервые эти концерты были опубликованы в 1725 в Амстердаме. Они вошли в сборник сочинений, которые получил название: «Опыт гармонии и фантазии». Вообще тема Времен года была особенно популярна в искусстве. История музыки знает 4 интерпретации этой темы. В каждую эпоху появлялись свои Времена года. В эпоху барокко – это цикл концертов Вивальди, в эпоху классицизма – оратория Гайдна, в 19 веке в русской музыке – цикл пьес Чайковского и балет Глазунова. «Времена года» Вивальди – это ранний образец программной музыки. Кто попробует объяснить, почему это произведение мы считаем программным?

Д: Программная музыка – это музыка, которая имеет название. И в этом произведении тоже есть свое название.

У: Верно. А теперь давайте посмотрим на доске композицию концертов. Цикл Времена года состоит из четырех концертов, каждый имеет свое название. (Слайд 17-18) Оно соответствует определенной поре года: концерт №1 Весна ми мажор, концерт №2 Лето соль минор, концерт №3 Осень фа мажор и концерт № 4 Зима фа минор. Каждому из четырех концертов Вивальди предпослал стихотворение – сонет, это своего рода литературная  программа, которая помогает слушателю понять, о чем рассказывает музыка. Имя автора сонетов нигде не указано, поэтому можно предположить, что сам Вивальди сочинил эти стихи. У нас есть возможность познакомиться с этими сонетами в переводе Владимира Григорьева. Подготовьте, пожалуйста, папки «Сонеты к концертам Времена года».

Дети получают распечатки файла (Приложение 1)

Открывается цикл Времена года концертом №1 Весна ми мажор. В нем три части. 1-я часть «Пришла весна» Алегро, 2-я часть – «Спящий пастух» Ларго, 3 часть – «Пасторальный танец» Алегро. Мы будем знакомиться с отдельными номерами из цикла. А теперь познакомимся с сонетом «Весна». (Приложение 1, стр. 2)
Великий итальянский художник Леонардо да Винчи назвал музыку сестрой живописи. Поэтому я прошу обратить внимание на картины великих художников, которые размещены в ваших папках. Дома некоторые учащиеся нарисовали рисунок на тему «Любимое время года» (Слайд 19) А теперь прослушаем музыку первой части, которая точно соответствует первым двум четверостишиям сонета. Внимательно следите по нотам, где будут отмечены тема и эпизоды. Сначала вы услышите тему весны, которая будет повторяться несколько раз.

Звучит 1-я часть (Слайд 20)

Давайте попробуем описать основную музыкальную тему, которая повторялась несколько раз. Я попрошу Ваню исполнить эту мелодию на скрипке.

Ваня играет тему.

Какой характер темы?

Д: Тема яркая светлая мажорная, энергичная, бодрая.

У: Верно, ведь эта тема символизирует приход весны. Солнечный свет. Исполняет ее солирующая скрипка и весь оркестр. А какие музыкальные особенности вы услышали? Посмотрите в ноты.

Д: Быстрый темп, мажорный лад, контраст динамики, сначала исполняется на форте, затем на пиано.

У: На какие ступени гаммы опирается композитор?

Д: На устойчивые тонические первую и пятую ступень.

У: А какой необычный ритм использует композитор?

Д: Синкопа.

У: Верно, теперь послушаем первый эпизод, который называется  «Пение птиц». Какие средства выразительности использует композитор.

Д: Солирующая скрипка в высоком регистре подражает трелям птиц.

У: Хочу отметить, что 1-я часть написана в так называемой концертной форме, которая строится на чередовании темы и интермедии. Интермедия – это участок музыки между темами, от слова интер – между. Подумайте, на какую музыкальную форму похожа концертная. Напомню, здесь есть темы, которые чередуются с интермедиями.

Д: На форму рондо, там тоже есть темы, которые чередуются с различными эпизодами.

У: Поразмышляйте, созвучна ли эта музыка с картиной Саврасова «Грачи прилетели»? (Слайд 20)

Д: ...

У: А теперь давайте перейдем к Следующему концерту. №2 Лето соль минор. В нем три части. 1-я «Томительная жара» Алегро нон мольто, 2-я «Летняя страда» Адажио, и 3-я часть «Летняя гроза» Престо. Давайте прочтем сонет. И посмотрим, как представлял лето человек XVIII века. (см. Приложение 1, стр. 4)

У: Давайте прочтем сноску кто такой борей

Д: Борей – порывистый холодный ветер

У: Предвестник грозы. Сейчас мы прослушаем 3-ю часть, которая называется «Летняя гроза». Музыка точно следует 3-му, 4-му четверостишию сонета. Обратите внимание на картину Б.Кустодиева «Гроза». (Слайд 21) Какие краски использует художник?

Д:

У: Перед нами картина страшной и захватывающей стихии, разразившейся бури. В музыке вы услышите, как хлещет настоящий ливень, сверкают вспышки молнии на грозном небе. Потоки воды устремляются в разных направлениях. Слушаем музыку и следим по нотам.

Звучит третья часть. (Слайд 21)

У: Какими средствами выразительности композитор передает грозу?

Д: Быстрый темп, минорный лад, гаммообразные пассажи вверх и вниз, арпеджио.

У: Правильно, завершается грозным унисоном всего оркестра.
Музыка из концерта «Осень» сегодня звучала в викторине.
Перейдем к последнему концерту цикла – Зима. В нем три части: 1-я часть «На льду» Алегро, 2-я «У камина» Ларго, 3-я «Сильный ветер» Алегро нон мольто. Давайте прочтем сонет. (см. Приложение 1, стр. 8)

У: Давайте прослушаем 2-ю часть «У камина», которая соответствует 2-му четверостишию сонета. Эта часть необычайно популярна как самостоятельное произведение. Музыка этой части рисует нам тепло очага. Как славно проводили время крестьяне у камина в тихие зимние вечера. В ней чувствуется согревающее тепло огня, а за окном слышны капли дождя. Льется чудесная ария в стиле бельканто.

Звучит 2-я часть. (Слайд 22)

Какой характер музыки?

Д: Музыка звучит трепетно и нежно, спокойная, светлая, прекрасная, в звучании оркестра слышится капли дождя.

У: Как будто время замедляет свой бег в этой красивой музыке. Соло скрипки – это тончайшие струны человеческой души.

У: Созвучна ли музыка с картиной? (Слайд 22)

Д: Не очень, а с последними строками сонета, где говорится на зимнем просторе ликует народ – созвучна.

У: Концерты А.Вивальди стали образцом для последующих поколений композиторов. Это произведение имеет тонкий и глубокий смысл. Дирижер оркестра «Виртуозы Москвы» Владимир Спиваков назвал его фреской человеческой жизни. Действительно, человеческую жизнь можно сравнить с временами года. Весна – это рождение, Лето – это юность, Осень – это зрелость и Зима – это старость. Творение гения всегда выходит за рамки обычного времени. В этой музыке есть то, на что душа откликается в любую эпоху. Сегодня музыка Вивальди очень популярна. Темы из времен года можно услышать повсеместно: в телевизионной рекламе, концертах старинной музыки, на радио.
Послушайте концерт для гобоя с оркестром. Может вспомните, где можно услышать эту музыку?

Звучит концерт для гобоя. (Слайд 23)

Д: Эта музыка звучит в популярной телепередаче «Жди меня».

У: Сегодня интерес к его музыке не иссякает. В чем же секрет такой популярности? А  секрет прост. Его музыка раскрывает простые человеческие чувства, что радует и что огорчает человека, к чему он стремится и как воспринимает окружающий мир. Его музыка всегда стремится к свету, в ней утверждение радости жизни. А теперь давайте вспомним, о каком композиторе сегодня говорили?

Д: О Вивальди

У: Каково его значение?

Д: Итальянский композитор, дирижер, педагог, основоположник жанра сольного концерта.

У: С каким музыкальным произведением мы познакомились?

Д: Времена года.

У: А какие из частей вы услышали на уроке?

Д: Гроза, Пришла весна, Охота, У камина.

У: Посмотрите внимательно на схему концертов и ответьте, что общего между концертами.

Д: Все концерты трехчастные, крайние части пишутся в быстром темпе, а середина – в медленном.

У: Завершим наш урок песней «Под музыку Вивальди». Пусть слова из песни станут заключением нашего урока.

Звучит 2-й куплет под музыку Вивальди. (Слайд 24)

У: Спасибо за плодотворную работу на уроке. Ваше домашнее задание – ответить на вопросы теста по жизни и творчеству А.Вивальди. Поможет ответить на вопросы материал для дополнительного чтения.

Выставление оценок.

Приложение 2