Цели урока:
- Познакомить с внешним и внутренним строением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса, с предметами специального назначения и их названиями.
- Уяснить принципы синтеза и взаимодействия искусств.
- Воспитывать доброту, милосердие, терпимость, бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа.
ХОД УРОКА
Эпиграф: «Истинное искусство есть единство содержания и способов выражения этого содержания... Даже самый легкий анализ любой из сторон церковного искусства покажет связанность этой стороны со всеми другими...» (Павел Флоренский).
I. Сообщение темы. Постановка главного вопроса урока
Парты в классе сгруппированы в форме трех отдельно стоящих столов. На каждом из них – эмблема:
1 стол – "Зодчие" – Картонная модель
православного храма.
2 стол – "Иконописцы" – Икона "Троицы"
Андрея Рублева".
3 стол – "Певчие и музыканты" – Колокол.
Камертон.
Свет выключается. Ведущая зажигает свечу и говорит: "Ученье – свет, а не ученье – тьма. На протяжении всей истории развития человечества именно свет знания воспламенял пытливые умы и побуждал их к открытиям неизведанного. Сегодня, на примере культуры русского и частично западного средневековья, мы попытаемся наглядно доказать, что храм является синтезом всех видов искусства.
(Звучит колокольный звон. По очереди ведущая подходит к каждому столу и от огня своей свечи зажигает свечу "зодчества", "иконописи", "музыки").
– Попробуем дать определение слову «храм». (Учащиеся
дают определения слову «храм»)
– Что чувствует человек, посещающий храм?
– Как называется ваша беседа со священником? (Исповедь)
– И если вы заметили, эта беседа была тайной,
потому что через священника вы открывали свою
душу самому Богу. Но для исповеди надо готовиться
очень тщательно.
– А, что происходит после исповеди? (Причащение)
– Таким образом, вы искренне покаялись и
получили прощение грехов и исцеление души.
Обычно человек говорит: «И на душе стало легче».
Так христианский храм соединяет в себе мир
земной (людей) с Небесным Божественным миром.
– Мы знаем, что церковь является Домом Кого? (Бога)
– Что принято называть Библией для неграмотных?
– Какие виды искусства воплощает в себе храм?
– Была бы эта Библия понятна, если бы в ней
отсутствовал один из указанных видов?
II. Архитектура (Приложение 6)
И.Снегова:
"Свечой на ладони – на голом лугу
– Прямой на ветру, гнущем реку в дугу.
Мерцает в излучине, будто из туч,
Сквозит к нему некий единственный луч.
Пропорций бесспорность иль магия лет? –
Струящийся в небо единственный свет!
И сколько б ни шел ты назад допоздна,
Идет за тобою его белизна
На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.
Символичность храмовой архитектуры и живописи
Проецируется диапозитив "Дмитровский собор во Владимире"
– Давайте вспомним особенности конструкции
Православного храма (крестово-купольная система,
ориентация храма по сторонам света, его
составные части).
– Существуют ли отличия во внешнем и внутреннем
облике храма?
– Как отражается во внешнем и внутреннем облике
храма значение его, как воссоздание модели микро
и макрокосма (человека и Вселенной)?
Каким образом храм отличается от всех
остальных зданий?
Храм Божий по своему внешнему виду отличается от
прочих зданий. Христианские храмы привлекают не
только красотой куполов, белокаменной резьбой
массивных стен. Они говорят о красоте духовного
мира.
Запись 1. Архитектура храма.
«Храм Божий, большею частью…» устраивается:
а) в виде креста (символика спасения через
крестные муки)
б) в виде продолговатого корабля (тоже
символика спасения: Ноев Ковчег)
в) в виде круга (символ вечности Церкви)
г) в виде восьмиугольника (символ Церкви как
путеводной звезды)
Купол символизирует собою небо, с
варьирующимся количеством глав (каждое число
глав имеет устойчивый смысл). «Православные
храмы строятся алтарём на восток – в сторону
света, где восходит солнце…».
На партах у вас раздаточный материал «Интеллектуальное лото», (Приложение 1) ваша задача, прослушав мои комментарии и рассмотрев фотографию предмета, подобрать термин к данному определению.
Учитель: Какие ещё части храма вы знаете?
– А теперь давайте войдём в храм, где мы увидим среднюю часть, которая предназначена для молящихся мирян.
3. Храм внутри
Запись 2. Внутреннее убранство храма.
Символично само деление внутреннего пространства храма на алтарь, среднюю часть и притвор, что может вызвать ассоциации и с социальной структурой общества (институт управления, «массы» и «отверженные»), и с духовными сферами человеческой жизни (возвышенное, практическое и низменное), и вообще с устройством христианского мира: рай, земля и ад и т.д.
Не будем углубляться в детали, наша цель – осветить именно СИНТЕЗ искусств в структуре службы. Архитектура храма воздействует на человека в ансамбле с храмовой живописью – расположением и красками икон. Давайте рассмотрим, как осуществляется СИНТЕЗ АРХИТЕКТУРЫ И ЖИВОПИСИ в Православном храме.
III. Иконопись
Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный, –
отрывок из «Казачьей колыбельной песни», написанной великим русским поэтом М.Ю.Лермонтовым. Из него видно, что о святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождал православного христианина от рождения до смерти. Обратите внимание на то, что в храме главное место занимает икона. Икона – обращение к Богу языком линий и красок.
– Застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. Что же такое икона? (Беседа с учащимися)
Учитель: Икона – слово
греческое и по – русски означает «образ»,
«изображение». Священное предание гласит, что
сам Иисус Христос дал людям свой видимый образ.
Что это за предание? О чём оно говорит?
– Ребята, за этим чудотворным образом
закрепилось название «Спас Нерукотворный». И
сейчас это одна из самых почитаемых икон
Православной Церкви. (Показ слайда)
"Икона есть видимый образ невидимого"
(Преподобный Иоанн Дамаскин). Но мыслить
духовно человеку в земных условиях очень трудно,
и Церковь установила некое посредство, как бы
мост от мира вещественного к духовному, создав
символ — наглядное изображение истин веры.
«Истоки иконописи» – сообщение
подготовленного ученика
«Особенности иконографии». Выявление особенностей русской иконописи на примере иконы «Троица» Андрея Рублёва.
Учитель: Создание иконы. (Приложение 2)
«Творцы святыни» – слово учителя о школах иконописи.
Сообщение учащихся: «Мастера русской иконописи»
Беседа с учащимися об основных вехах жизни А.Рублёва, Дионисия, С.Ушакова
Сравнительный анализ разных изображений
Богородицы: А.Рублёв Икона Владимировской
Богоматери, Дионисий Икона Богоматери Одигитрии,
С.Ушаков Богоматерь Елеуса-Кикская.
Сейчас мы просмотрим с вами фрагмент видеофильма
«Древнерусская икона», после которого вы должны
ответить на вопрос: «Каким правилам (канонам)
следуют иконописцы при создании своих творений?»
(Просмотр фрагмента видеофильма
«Древнерусская икона») – 4 мин. 30 сек.
– Завершился фрагмент видеофильма, теперь вы
готовы ответить на вопрос: «Каким правилам
(канонам) следуют иконописцы при создании своих
творений?»
Слово учителя на фоне церковной музыки о роли иконы в жизни человека:
Запись 3. «Икона – окно в мир иной»
Икона сопровождает человека на протяжении
всей жизни: от рождения, крещения и до смерти.
– Для воинов – это символ непобедимой веры
(вспомните Тараса Бульбу, отправляющегося с
сыновьями в Запорожскую Сечь и требующего у жены
благословения перед иконой).
– Для страждущих – опора в надежде на
окончание страданий.
– Для всех верующих – настоящее окно в Царство
Божие.
И для нас сегодня икона – удивительное
произведение искусства, и как на символ любви,
веры и надежды.
1. Какими качествами должен был обладать
иконописец по сравнению с художником?
2. Чем икона отличается от картины? «Окно в
царство Божие»
Работа в группах. Икона и картина
Учитель. Начиная с 18 века, икона вытесняется иконами «акдемическогописьма» – картинами на религиозные темы. Этот стиль иконописанияпришёл в Россию с Запада получил развитие в послепетровское время, в период истории Русской Православной Церкви. Давайте с вами рассмотрим, чем отличается икона от картины.
Задание учащимся: Перед вами икона «Донской Богоматери» Феофана Грека и картина «Секстниская мадонна» Рафаэля, чем они отличаются друг от друга.
Вывод: картину – произведение искусства – мы созерцаем, а перед священным изображением – иконой – предстоим в молитве. Картина – веха на пути эстетического становления человека, икона веха на пути спасения!
Беседа по вопросам:
– Какие эпитеты вы бы подобрали, если бы вас
попросили описать фигуру Богородицы?
– Какие чувства выражает взгляд Божьей Матери? –
Куда она смотрит? (В будущее)
– Что можно прочесть во взгляде Богородицы?
Выявление особенностей в изображении Богородицы
в соответствии с канонами:
– Какой канон и в каком изображении нарушен?
Загадка иконы Владимирской Богоматери
«Роль иконы и место её». Беседа с учащимися о месте иконы (в красном углу, на воротах города, в храме).
Итог этапа урока: Мы заглянули в прекрасный мир иконописи. В иконе мы находим полное изображение всей внутренней истории русского религиозного и вместе с тем национального самосознания и мысли.
– Мы с вами были в храме. Вы помните, что
изображено под куполом храма? (Проецируется
диапозитив “Пантократор из купола
Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге”).
– С чем у вас ассоциируется подкупольное
пространство с изображенным в нем Пантократом?
– Как вы думаете, возникла бы такая ассоциация с
изображением Пантократа, если бы оно было
расположено на стене?
– В свою очередь купол без изображения
Пантократа был бы для верующего символом места
обитания небесных жителей? Мы с вами увидели, что
в соответствии с символикой пространства и
ориентацией на богослужение строилась система
росписей в древнерусском храме.
Д.С. Лихачев писал: «Росписи храма охватывали
собой всю священную историю, были посвящены
прошлому, настоящему и будущему» (композиции
Страшного суда, деисис).
– Что отделяет алтарь от центральной части
храма? (Приложение 3)
Теперь давайте попытаемся увидеть, как процесс
богослужения, который тоже представляет собой
синтез различных искусств, наполняет духовное
пространство храма еще более глубоким
смыслом, еще более детально конкретизирует его символическое
значение.
Звучит литургия Рахманинова, последовательно
проецируются диапозитивы: Алтарный крест, Оклад
евангелие 1571 г., оклад евангелия 1678 г., паникадило
Исаакиевского собора.
IV. Музыка (Приложение 4)
Какая в сердце музыка возникла у звонаря из древнего села!
Вновь заиграли по Руси великой
Молчавшие досель колокола.
В их перезвоне было меньше горя,
Чем радости, надежды, торжества…И музыка дошла до Белогорья,
и известила: Родина жива!..
Жива святая Русь, жива Россия…
Горят ее, сияют купола.
От моря и до моря с новой силой
Звонят, звонят ее колокола
– Вы услышите несколько видов колокольных звонов. Назовите их, что они обозначают? Вернёмся к вопросу: «Чем уникально православное храмовое пение?»
Прослушивание муз фрагмента (время 1.20)
Запись 4. «Православие – единственная религия, в которой песнопение не имеет музыкального сопровождения, но музыкально само по себе. Это очень красиво. Православное храмовое пение включает в себя культурные традиции многих веков, которые сохраняются в малоизменённом виде. Оно делает слушающего человека лучше, облегчает душевные страдания, не дает сосредотачиваться на своём мелком эгоизме, заставляет думать о вечном.
– Какие чувства, образы, эмоции вызвало у вас храмовое пение? Какие особенности пения вы заметили'? Ещё в XIX веке поэт Евгений Баратынский сказал о пении церковного хора «БОЛЯЩИЙ ДУХ ВРАЧУЕТ ПЕСНОПЕНЬЕ...» – как вы понимаете этого высказывания? (Ответы учеников)
Вывод: Действительно, церковное пение
умиротворяет человека, он забывает о Мирских,
проблемах и думает о Боге, о вечности... – А что
поёт церковный хор'? (Молитву)
– Какие особенности пения вы отметили во время
просмотра слайд-шоу? (Песнопения исполнялись
без музыки, только голос), но при этом
создавалось ощущение музыкальности. Это
характерно только для православия.
«Особенности храмового пения» (Приложение 5)
– Задумывались ли вы, ребята, над тем, чем
отличается церковная музыка от обычной светской?
– Каково значение декоративно-прикладного
искусства в Православном храме, каков смысл
такого богатого украшения церковной утвари?
– Как вы думаете, почему так торжественна, так
продуманна церемония проведения службы в
Православном храме? (Ученики должны попытаться
дать самостоятельные ответы). Все эти вопросы
очень сложны. Тот ритуал богослужения, который мы
видим в храме сейчас, складывался на протяжении
многих веков. Этот процесс сопровождался долгими
и сложными богословскими спорами и
размышлениями. Церемония проведения службы
торжественна и продумана до мельчайших
подробностей, много внимания уделяется всем
элементам литургического действа.
V. Искусство слова
Запись 5. Основа канонических текстов – «священно-богослужебные» книги, к которым относятся: а) Евангелие б) Апостол.в) Псалтырь
Остальные книги («церковно-богослужебные») являются, по сути, практическими руководствами для разных чинов и групп священников и певцов, ведущих службу (непосредственно совершающих обряд): «Служебник», «Часослов», «Требник», «Минеи» – Месячная, Общая и Праздничная, Триодь Постная, Триодь Цветная и общий Устав службы – Типикон. Через книги «Октоих» и «Ирмологий» переходим к следующему динамическому элементу: Слово — это великая могущеcтвенная сила. Но, кроме слова, есть вещи, которые тоже могут выражать наши состояния, наши переживания. Это музыка,. это пластика, это живопись, изобразительное искусство.
VI. Одежда и церковная утварь (Приложение 7)
VII. Домашнее задание на выбор
1) написать мини-сочинение «Моя первая встреча с
иконой», «Моё восприятие иконы»
2) нарисовать храм вашей мечты и подобрать
стихотворение о храме
3) cоставить кроссворд по теме урока + материал
прошлого урока.
4) подготовить реферат на тему «Традиции
церковно-певческого искусства
а) в творчестве композиторов П.И.Чайковского. СВ.
Рахманинова. Рыбникова,
б) в современной России.
VIII. Подведение итогов
– Скажите, почему православные христиане с
такой любовью и заботой относятся к храмам?
– Таким образом, большая часть основных видов
древнерусского искусства функционировала в системе
храмового синтеза искусств или была так или
иначе с ним связана. Поэтому культовая
архитектура, иконопись, церковная музыка и
поэзия может быть правильно осмыслена только с
учетом места и функций этих искусств в системе
храмового действа, как синтеза различных
искусств.(вывод записывается в тетрадях).