Основы светской этики. Тема: «Доброта»

Разделы: Начальная школа, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цели урока: Обучающие: актуализировать субъектный (личностный) опыт учащихся, обеспечить усвоение понятия «доброта», расширить и обогатить словарный запас учащихся.
Развивающие: содействовать развитию умения общаться между собой и с учителем, способствовать развитию чувств, речи, мышления.
Воспитательные: создать условия для воспитания нравственных ценностей личности, убедить в значимости добрых слов, дел и поступков.
Планируемый результат обучения: В результате изучения темы обучающиеся
  • познакомятся с понятием «доброта», «добро»;
  • научатся:
    • принимать и сохранять учебную задачу;
    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
    • оценивать правильность выполнения действий;
    • адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей.
    • основам смыслового восприятия информации, выделять существенную информацию;
    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.
Основные понятия: «доброта», «добро»
Межпредметные связи: литературное чтение, технология
Ресурсы:
  • Учебник М.Т. Студеникин «Основы светской этики».
  • Презентация к уроку. Сборка песен о добре. Технологическая карта по оригами «сердце».
  • Дидактический материал: клубок ниток, листочки деревьев с изображением разных поступков, текст рассказа В.Осеевой «Просто старушка», стихи Г. Остера «Вредные советы», листы цветной бумаги на каждого ученика, очки из цветного картона.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивация к учебной деятельности. Регулятивные:
– уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Познавательные:
– уметь выделять существенную информацию из текста песен.
Поздороваемся глазами, руками, словами.
– Здравствуйте. Слайд 1
– Прослушайте фрагменты песен. (сборка песен о доброте) Слайд 2
– О чем поется в песнях?
Самоконтроль готовности.
Настрой на работу. Дети стоят в кругу. Выполняют просьбы учителя.
Садятся на стульчики.
Слушают сборку песен.
Отвечают на вопрос учителя.
II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи. Познавательные:
осознавать познавательную задачу
– уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные:
– принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
– уметь оформлять свои мысли в устной форме.
– слушать собеседника
– Доброта. Какое старое слово. Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает.
– Определите тему урока.
– Для чего будем говорить о доброте?
Слушают текст о доброте.
Выдвигают предположения темы и цели урока. Принятие учебной задачи
III. Открытие новых знаний.
Знакомство с понятием доброта, с нравственными качествами человека.
Познавательные:
– уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
– аргументировать свою точку зрения. Читать, слушать информацию, критически ее оценивать;
Регулятивные:
– понимать и принимать, сохранять учебную задачу;
– уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Коммуникативные:
– уметь оформлять свои мысли в устной форме;
–уметь слушать другого;
– Ребята, поразмышляем вместе.
– Как вы понимаете смысл слова «доброта»?
– А в словаре Ожегова слово доброта определяется так. Прочитайте! Слайд 3

– Вспомните и назовите слова, в которых спряталось слово «добро».
– Образуйте из двух слов одно (составляются лучи солнца) Слайд 4

добро и сердце – добросердечный
добро и желание – доброжелательный
добро и сосед – добрососедство
добро и совесть – добросовестный
добро и нрав – добронравный
добро и порядок – добропорядочный
добро и душа – добродушный

– Эти слова обозначают качества человека: "Доброта что солнце, лучики которого, как люди согревают своей добротой". Слайд 5
– Подумайте, какого человека можно назвать добродушным, доброжелательным?

Выражение своих мыслей и предложений.
Работа со словарем
(читает один ученик по словарю)
Восприятие информации на слух. Чтение про себя по слайду «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». «добро» – все положительное, хорошее, полезное, все, что помогает человеку и природе, идет им на пользу».

Называют слова. Демонстрация знаний

Составляют слова. Демонстрация умений

Отвечают на вопрос.
Демонстрация знаний.

IV. Закрепление

1 этап. Понимание сути слова доброта.

Познавательные:
– уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Регулятивные:
– уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные:
– вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками;
– участвовать в
диалоге, беседе,
выполнять нормы
речевого поведения,
культуры речи;
– Как проявляется доброта?
– Добрыми должны быть не только дела, но и слова.

– Игра «Клубочек добрых слов» напомнит эти слова. Называем вслух громко четко доброе слово, передаем клубочек соседу, руками держимся за ниточку.

– Молодцы! А теперь вместе скажем слова: «Добрые слова не лень повторять нам трижды в день».

– Эти слова помогают нам по – доброму общаться.
– Обратимся к словарю Ожегова, уточним значение слова добрый. Слайд 6

– Основное назначение человека творить добро. Недаром в старой азбуке буквы назывались Слайд 7

Л – люди
З – земля
М – мыслите
Т – творить
Д – добро

Она призывала Люди Земли Мыслите Творить Добро

Высказывают свои мысли.
Отвечают на вопрос.

Вспоминают и называют добрые слова, передают клубочек из рук в руки.

Вслух хором повторяют, держась за ниточку. Вывод.

Работа со словарем (читает ученик) «Добрый – делающий добро другим».

Слушают.

Восприятие информации.

2 этап. Работа над смысловыми поступками. Познавательные:
проводить сравнение, обобщение;
– подводить под понятие, доказывать;
Коммуникативные:
уметь участвовать в учебном диалоге;
– уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Регулятивные:
понимать и сохранять учебную задачу;
– пользоваться различными видами помощи;
– Под теплыми лучами солнца все быстро растет. Поэтому мы посадим дерево. Слайд 8
Наше дерево будет непростое – дерево «Добрых дел». Чтобы посадить его, нужно выбрать листочки с добрыми делами. Выбираем.
– Выйдите те ребята, у которых листочки с добрыми делами.

– У вас в классе или в школе проходили акции «добрых дел»? Какие дела провели?
– Добрых дел вокруг не счесть. Это: «Акции добрых дел», «Письмо ветерану», «Открытие благотворительных счетов и фондов», «Не забудь поздравить свою маму», «Позвони своим родителям!», «Повесь скворечник», «Благотворительные концерты детям инвалидам», «Аллея добрых дел». Слайд 9

Как наше дерево ожило.
Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади

Слушают задание.

Выполняют задание, работая в парах, советуются друг с другом. Выбирают только те картинки, на которых изображены добрые дела. Выходят к доске около веточки дерева. Называют доброе дело. Развешивают листочки.

Отвечают на вопрос.

Слушают информацию.

Слушают стихотворение

3 этап Разыгрывание анализ ситуаций Познавательные:
осознавать познавательную задачу;
– пользоваться разными видами речи;
– читать слушать, извлекать информацию, критически ее оценивать;
– понимать информацию в разных формах, переводить ее в словесную форму;
Регулятивные:
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
– уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные:
– уметь оформлять свои мысли в устной
форме;
уметь слушать другого;
– допускать возможность различных точек зрения, понимать собеседника;
– Путь к доброте нелегкий. Бывает, попадаем в такие ситуации, что не знаем, порой, как поступить правильно и что сказать.
Попробуем представить жизненные ситуации и оценить их.
Первой группе предлагаю разыграть сценку по рассказу Валентины Осеевой «Просто старушка».
Вторая группа покажет ситуацию, в которой можете оказаться вы. Сыграть в игру со всем классом.
Третья группа выразительно прочитает строчки из стихотворения «Вредные советы» Г.Остера.
Эти задания на выбор. Определитесь и выберите, то задание, с которым справитесь лучше. Подготовьтесь минуточку.

– Первая группа, вам слово.
Вопросы ко всему классу. Вы посмотрели сценку.
– О чем нам хотел напомнить автор?

– Подберите пословицу к этой ситуации.
Слайд 10
– Обсуждаем вторую ситуацию.
– Что для этого нужно сказать или сделать?
– Как вы поступите?

– Выберите пословицу. Слайд 10

– Послушаем третью группу. Превратим вредные поступки в полезные.

– Выберите пословицу. Слайд 10

– Что получилось?

Что может быть дороже дома?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром.

Восприятие информации.

Принятие учебной задачи. Слушают задания.

Советуются в группах, которое задание выбрать.
Выбирают задания, начинают готовиться.
Показывают сценку, остальные смотрят.
Слушают и отвечают на вопрос. Высказывают свои мнение и мысли. Рассуждают.
Читают пословицы, выбирают верную.

Предлагают провести игру. Приглашают всех ребят. Вспоминают правила игры. Все вместе играют.
Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли и суждения.
Выбирают верную пословицу.

Читают громко и выразительно стихи. Остальные воспринимают текст на слух.
Называют полезные советы, аргументируют.
Выбирают верную пословицу.

Отвечают : «Дом»
Слушают стихотворение.
Осмысливают.

4 этап
Работа над личностными качествами.
Личностные УУД:
– стремление понимать других людей, осознание ответственности за свои действия;
Регулятивные:
– уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;
– Есть в жизни моменты, когда не получается быть добрым.
– Почему?
– Кому приходилось поступать не по-доброму? Поделитесь.
– У меня есть волшебные очки. Они помогают разглядеть в человеке только хорошее. Примерим их. Постараемся увидеть как можно больше хорошего. Скажите, что вы увидели в этом мальчике? А что увидели в школе? Дома? Вокруг?
– Доброта везде и повсюду, ее надо только уметь видеть и говорить о ней.
Слушают вопрос.
Осмысливают.
Понимание на слух. Рассказывают свои ситуации.
Слушают задание.

Берут очки, надевают. Осмысливают.

Формулируют свои ответы, аргументируют.
Вывод.

5 этап
Выполнение поделки.
Познавательные:
– уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
Регулятивные:
– уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Коммуникативные:
– уметь оформлять свои мысли в устной форме.
– Где живет доброта?

Сердце – поток доброты, наш преданный друг не обман предаст, не обманет. Слайд 11.

Предлагаю с помощью оригами сделать свою частичку сердца. Перед вами схема. Работу можно выполнить самостоятельно. Кто затрудняется, работают вместе с учителем. Слайд 12

Отвечают на вопрос.

Восприятие информации.

Берут приготовленные листы бумаги. Определяются. Самостоятельно работают по схеме. Остальные – с учителем.

V. Итог урока. Рефлексия. Познавательные:
– уметь формулировать основные выводы;
Регулятивные:
– уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;
Коммуникативные:
уметь участвовать в учебном диалоге;
Личностные:
– способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Получилось сердце. А если собрать их вместе, у нас получится одно большое сердце.
– Кому бы вы хотели подарить свою частичку сердца и почему?

– Я отметила, что в жизни вас окружают только добрые люди. Вам самим нужно быть добрыми, чтобы и вы получили сердечки. Это большое сердце дарю вам. Слайд 13

Наш мир – в твоих руках,
В руках твоих Земля
От счастья твоего, добра и света,
Зависит все, что любим и храним,
Что согреваем сердцем своим светлым.

Спасибо. Слайд 14

Выстраивают большое сердце.
Отвечают и аргументируют свои ответы.

Встают в круг.