В современном мире неуклонно возрастает антропогенное и техногенное воздействие на биосферу. Поэтому перед человеческим обществом стоит задача рационального и продуманного формирования техносферы, которая обеспечивала бы приемлемые для человека и природных экосистем условия существования. Это очень трудная задача, решение которой могут найти только грамотные, думающие люди. Воспитание таких людей и есть основная задача школы в условиях введения ФГОС. Необходимо научить подрастающее поколение мыслить экологично, экономично и научно, а так же применять полученные знания в жизни.
Изучение химических производств на уроках химии даёт возможность показать связь между теорией и практическим применением знаний по предмету.
Так при изучении производства серной кислоты учащиеся знакомятся с общенаучными принципами организации производства:
а) увеличение поверхности реагирующих веществ,
б) теплообмен,
в) противоток,
г) циркуляция реагирующих веществ,
д) изменение скорости и направления химических
реакций (использование катализатора,
оптимальных температур, давления и
концентрации).
Все перечисленные общие принципы современных химических производств основываются на закономерностях химических процессов, изучаемых в курсе химии средней школы. Поэтому учитель на примерах отдельных химических производств должен знакомить учащихся, как с научными принципами производств, так и с лежащими в их основе теориями и химическими закономерностями.
В части описания химического производства серной кислоты материал учебника недостаточен и поэтому большую роль играет использование презентации по теме.
Презентация «Производство серной кислоты» может быть использована учителем в качестве пособия в следующих случаях:
- при изучении темы «Серная кислота» на уроке в 9 классе;
- на уроках «Классификация химических реакций» и «Скорость химических реакций» в 11 классе;
- при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ;
- на занятиях химического кружка и т.д.
В самом начале презентации показано значение производства серной кислоты и доля расхода серной кислоты в различных отраслях химической промышленности (СЛАЙД 2).
Далее предлагается план изучения производства (СЛАЙД 3). Этот слайд призван акцентировать внимание учащихся на наиболее важные моменты при изучении химического производства.
В данной презентации не дается полная характеристика сырья для производства серной кислоты, а лишь приводятся иллюстрации различных видов сырья и их химические формулы (СЛАЙД 4).
На следующем слайде приводится общая схема производства серной кислоты (СЛАЙД 5). Данная схема поможет учащимся проследить последовательность превращений от сырья до конечного продукта.
Далее в презентации следует краткая характеристика основных и промежуточных стадий производства (СЛАЙДЫ 6-10). На слайдах приводятся иллюстрации аппаратов, которые в учебнике, к сожалению, отсутствуют.
Так как транспортировка олеума вопрос непростой из-за высокой активности вещества, то при рассмотрении производства следует и на это обратить внимание (СЛАЙД 11). Здесь логично будет активизировать знания учащихся о взаимодействии концентрированной серной кислоты с различными металлами.
В завершении изучения производства серной кислоты обязательно стоит обратить внимание на экологические проблемы, возникающие при данном производстве (СЛАЙД 12). На уроке можно лишь перечислить эти проблемы, а более подробное их описание дать учащимся для самостоятельного изучения дома.
Данная презентация поможет учителю в изложении непростого вопроса химического производства серной кислоты и поможет расставить акценты на самые важные моменты при изучении любого производства в дальнейшем.
Как показывает практика, использование презентации на уроке всегда способствует повышению интереса учащихся к изучаемому вопросу. И даже дети с невысокой учебной мотивацией способны усвоить сложный материал, изложенный в доступной, иллюстративной форме.