Учимся делать добро (из опыта работы)

Разделы: Внеклассная работа


“Красоту уносят годы – доброту не унесут”.

(Пословица)

В своей воспитательной работе я уделяю большое внимание процессу совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности классного коллектива.

Главной целью для развития коллектива:

  • создание дружного классного коллектива с навыками самоуправления;
  • воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения самостоятельность детей в учебном процессе и других видах деятельности.

Задачи:

  • воспитание быть добрым и милосердным;
  • формирование общения и доброжелательных отношений в коллективе;
  • совершенствование сознательного контроля деятельности и поведения детей;
  • развитие умений и навыков умственного труда;
  • воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду:
  • воспитание эстетической культуры;
  • физическое совершенствование, укрепление здоровья, формирование навыков санитарно-гигиенической культуры;
  • развитие самостоятельности;
  • интеллектуальный и личностный рост учащихся;
  • отношение и прелесть русской природы.

Ключевыми понятиями, которые характеризуют сущность воспитательной системы класса, являются "индивидуальность", "самостоятельность", "доброта", "творчество", "активность", "коллектив", которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Учитываю, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его "духа", а затем превратились в ценностные личности каждого ребенка.

Главное средство воспитания - заряд доброты. Дети учатся уважать и любить всех, объединяться для решения социальных задач, делать добро, а самое главное, видеть результат своей деятельности. Я верю, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни небольшого классного коллектива стали нравственные нормы. Их можно назвать, как заповеди:

  • Старайся делать добро!
  • Бойся обидеть человека!
  • Люби и прощай людей!
  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
  • Познай мир и себя!
  • Стремись найти свою цель в жизни!
  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
  • Лучше отдай свое, чем возьми чужое!
  • Воспринимай чужое несчастье и горе как своё собственное.

Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия.

Что такое доброта?

Л.Н. Толстой писал: “Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное”.

Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Она избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. В народе существует много различных пословиц и поговорок, говорящих о доброте.

Вот некоторые из них:

“Добро творить - себя веселить”, “Делай добро - не получишь зла”,

“От ласкового слова в избе светло”, “ Добрые дела красят человека”,

“Жизнь дана на добрые дела”, “Добро век не забудется”.

“Доброе сердце лучше богатства”, и др.

Эти пословицы я очень часто употребляю на уроках русского языка и чтения. Делать добрые дела, на первый взгляд могут показаться, что ничего особенного в них нет. Ну что такое - пойти и сделать доброе дело, что от этого изменится, каждый день что-то доброе происходит. А изменится очень многое.

Делать добрые дела можно по-разному: уступить место бабушке в троллейбусе, угостить знакомого ребенка шоколадкой, перечислить деньги в какой-то фонд, например: в детский дом, подарить вещи, книги, игрушки, или просто улыбнуться прохожему, принять участие в акции “Помоги собраться в школу” и т.д. - все это добрые дела. Ребенок не рождается добрым или злым. Таким он становится в зависимости от воспитания, условий жизни, примера окружающих.

В семье ребенок приобретает первый опыт нравственных отношений, именно здесь закладываются основы доброты, внимательности, чуткости, заботливости по отношению к людям, умение делить с другими счастье и горе.

О доброте впервые ребенок узнает из сказок, что вокруг него существует какая-то другая жизнь, основанная на взаимодействии двух составляющих: добра, которое всегда вознаграждается за положительные поступки и действия, и зла, которое непременно к концу сказки оказывается наказанным. Так они учатся быть добрыми и снисходительными к близким, друзьям и знакомым, жить в окружающем мире, творить добро, помогать тем, кто нуждается в помощи. Именно сказки прививают любовь к прекрасному, ответственность, целеустремленность, отзывчивость.

Воспитание у детей добрых чувств - это значит, первое, чему надо научить ребенка - не разрушать природу, второе - научить быть ее защитником, например, собирать семена деревьев и цветов, зимой подкармливать птиц, ухаживать за комнатными цветами, посадить растения (рис.1) и ухаживать за растениями в ближайшем окружении. Доброй традицией стали трудовые десанты по чистоте школьного двора, и красоте его. Любят трудиться все – посадили тюльпаны. Они видят пользу своего труда. Воспитание бережливости - длительный процесс. Также с ранних лет необходимо воспитывать чувство времени, умение беречь его. Ребенок должен знать свой режим дня: время утреннего подъема, занятий в школе, прогулок, развлечений, игр ...

Рисунок 1

Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительного стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу становится конфликтным, причём эти конфликты они разрешить, не способны. Это создаёт много проблем, как для самих ребят, так и для меня.

Я, да и не только я, а все мы сталкиваемся с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков взаимодействия. В центре внимания ставлю воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения, быть добрым и милосердным.

С первого класс каждый учащийся живет в своей группе из 5 человек. У каждого есть свои поручения. Учу их помогать одноклассникам, участвовать при подготовке к мероприятиям, быть внимательным к больным детям (при заболевании одноклассников - ему приносят тетради и задание или сообщают по телефону). Ведь общение - суть жизни человека.

Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами – это радость познания совместного труда, совместной игры, отдыха, где каждый увлеченно и старательно участвовал. Работа проводится ненавязчиво, а как бы само собой. С первого дня школьника учу делать доброе. А начинается это с возложения цветов Герою Отечественной войны к мемориальной доске на улице Лебедева, находящей недалеко от школы, где дети впервые узнают о мужестве, доблести и героизме Героя Советского Союза Михаила Васильевича Лебедева, почему именно здесь находится мемориальная доска и о том, что в честь Михаила Васильевича Лебедева установлены мемориальные доски не только на нашей улице, а на здании школы вд. Немда – Обалыш и бывшего педагогического училища в пгт Новый Торъял. Его имя носит улица в  п. Новый Торьял родная Немдинская школа также названа его именем. В 1976 году  в школе был открыт музей М.В. Лебедева. Провожу экскурсии с обязательным возложением цветов к. памятникам Воинской славы и Воинам Афганистана (рис.2).

Рисунок 2

Доброта начинается с любви к людям, прежде всего к самым близким.

Стараюсь развивать чувство любви к окружающей природе и людям; учу ненавидеть зло и равнодушие, учу видеть прекрасное в окружающей природе, воспитываю не только любовь к животным, но заботу.

Это подтверждают записи из портфолио и сочинений: Вот, например, из портфолио ученицы 1 класса: “Однажды мы с мамой возвращались домой из школы. В подъезде была небольшая собачка. Она тряслась от холода, а на улице был мороз. Мы взяли её домой. Мы взяли её домой и накормили. Но она через некоторое время стала скулить и проситься на улицу. Мама сказала, что она, наверное, просто потерялась и озябла, вот и спряталась в подъезд погреться. Мы её выпустили. А на другой день она подбежала к нам и стала ласкаться. А потом подошел хозяин собаки. Мы рассказали ему, как мы познакомились с его другом. Он сказал нам “ большое спасибо за то, что мы приютили её”....

Ребята писали, что не обязательно брать животных домой, можно позаботиться о бездомных животных, просто накормить их или отвезти их в ближайший приют.

Мои ученики участвовали в конкурсах “Защитим лес”, “Зеркало природы”, в конкурсе Всероссийского детского экологического форума “Зеленая планета” и были награждены грамотами и дипломами.

О доброте дети узнают из сказок, например, рассмотрим сказку “Морозко”. Вроде бы все по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с ее дочкой-ленивицей? Да и где это видано, чтобы после смерти сразу свадьбы справляли?

Для того чтобы активизировать детей и выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, я использую карточки-символы. Для этого возможны и кружки различных цветов, разумеется, условных:

- красный кружок - радуюсь;

- синий - мне жалко;

- желтый - хочу помочь;

- зеленый - справедливо;

- коричневый - несправедливо.

Вначале выясним с помощью кружков-символов, как оценивают дети поступки героев сказки. И сами для себя выберем желтый кружок, объясняя детям: “Хочу помочь бабе и ее дочке, мне кажется, что слишком жестоко с ними поступил Морозко”. А потом предлагаю детям придумать более человечный способ как перевоспитать злую мачеху и ее ленивую дочь.

Читая сказку “Лиса и журавль” (о том, как они ходили друг к другу в гости, угощали друг друга), которая заканчивается сказка, что лиса и журавль раздружились и перестали ходить друг к другу в гости. Как аукнется, так и откликнется, - такова идея этой сказки. В данном случае тоже использую карточки-символы. Изменить конец сказки по плану, как исправить положение и сделать так, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями.

При помощи сказок можно учить детей решать возникшие противоречия. Нас взрослых постоянно окружают противоречия в делах, явлениях, поступках. Научить видеть, понимать, решать противоречия - это значит научить детей думать и придумывать, то есть творить. Гораздо важнее сотворить маленькое добро, но важнее научиться придумывать. И дети придумывают и превращают, например, горошину в кусочек льда в сказке “Принцесса на горошине”.

Или в сказке “Гуси-лебеди” рекомендуемый проблемный вопрос: “А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке - что бы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?” Может быть, она сама что-нибудь придумает? Проблемные вопросы можно встретить почти во всех сказках. Например, если бы не прибежала мышка в сказке “РЕПКА, или в сказке “ Красная Шапочка”: а если бы не подоспели дровосеки?

В сказке “Петушок и бобовое зернышко очень хотел съесть петушок зернышко, но ведь видел, что оно уж очень большое для его горлышка. Это и есть противоречие - хочется, но нельзя. А ведь можно было решить вопрос безопасно для героя: раздробить зернышко на мелкие кусочки.

Очень яркий пример противоречий в сказке К. Чуковского “Бармалей”: знали ведь дети, что нельзя в Африку идти самим, а пошли…

Таких примеров можно привести много.

А вот в сказке “Кот в сапогах” мы предлагается рассмотреть пословицу “Чужими руками хорошо жар загребать”. Прежде всего, потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво ведет себя, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чем не повинных героев сказки? Важно не опоздать с главным - научить малышей оценивать своих любимых героев с этической позиции.

В сказке “Рукавичка” нравственный урок предлагает раскрывать с помощью следующей поговорки: “В тесноте, да не в обиде”. Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия. Понять их на доступном уровне школьнику и творчески решать противоречия – дед, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (бабушка свяжет новые рукавички).

На уроках чтения, используя тексты, стараюсь расширить представления детей об истинном товариществе и верной дружбе. Пытаюсь помочь детям разобраться в поведении и поступках детей, почувствовать красоту добра и осудить зло. Например, при чтении рассказа Н. Богданова “Солдатская каша”, ребята при характеристике бойца - повара отметили его главную черту характера: доброту - “Он накормил голодных детей, несмотря на то, что это были дети врагов. Он понимал, что дети не виноваты”.

Все это помогает мне воспитывать не только добрые чувства, но и творчество, помогает воспринимать реальную действительность в более светлых тонах и воспитывать позитивное отношение ко всему окружающему.

На уроках технологии первостепенной задачей считаю воспитание у ребенка чувства радости, которое создается трудом и что только в труде окружающий мир делается лучше. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками изделий! А особенно при изготовлении подарков и сувениров для родителей, бабушек или друзей. Это подтверждают изделия (рис. 3-6).

Рис.3

Рис.4

Рис.5

Рис.6

Одной из важнейших задач является – заинтересовать детей процессом созидания, вселить в них уверенность, что они смогут сделать задуманные изделия. На изготовление их требуется определенные волевые усилия, ребенок встречается с трудностями и пытается их самостоятельно разрешить. Необходимо вовремя заметить это и помочь преодолеть препятствия, тем самым формируется целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Работая в маленьких группах или в парах, позволяет сформировать навык дружной коллективной работы, умения договориться между собой при распределении и выполнении изделий, а также способствует развитию личности ребенка.

Разъясняя важность и необходимость работы сообща, дружной, быстротой и аккуратной, сравниваю с трудом взрослых, которые трудятся на заводах и фабриках бригадами.

Коллективный труд (рис.7) позволяет сформировать у детей дружеские и доброжелательные отношения, взаимопомощь, товарищество и побуждают ребят к выполнению других более сложных работ. Сколько искренней радости, восторга приносят замысловатые поделки, изготовленными своими руками. Эти эмоции являются важным стимулом воспитания у них трудолюбия. Какой восторг вызывает у детей поделка, изготовленная на уроке технологии. При изготовлении, которой формируется не только комплекс знаний и навыков, но главное её можно использовать как сувенир для ветеранов (рис.8, 9), пожилых людей (рис.10, 11).

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

В начале учебного года 3 класса провожу сочинение на тему: “Каким бы ты хотел видеть наш класс?”. Ребята фантазировали, придумывали различные истории, которые бы улучшили и облегчили труд учителя, мечтали о том, чтобы все учились только на 4 и 5”, чтобы все были дружными, добрыми, отзывчивыми критиковали себя и искренне верили. Что их класс будет таким через некоторое время.

Недавно, перебирая записи из сочинений прошлых лет, я нашла очень интересные высказывания в них “Я хотела бы учиться в таком классе, где бы ребята добрыми делами и оценками радовали учителя и родителей, были смелыми и добрыми, а самое главное - всегда были бы дружными. (Аня.)

А мечта этого высказывания в сочинении Сергея К. (1991 г.) сбылась: “Хочу, чтобы учителям не приходилось долго стоять у доски и писать мелом, отчего пачкаются руки. Достаточно как на печатной машинке слова будут появляться на специальной доске. В таком классе годовую программу можно изучить за половину года, а остальное время гулять, заниматься спортом, ходить в кино”.

“Я хотела учиться только в своем классе. Если кто-то заболел, ребята навестят и принесут ему задание. Я хотела бы учиться в классе и, чтобы всегда была с нами первая учительница”. (Наташа).

“Я хочу учиться в своем классе. Если ты стал плохо заниматься, тебе помогут понять твои ошибки. Правда есть недостатки в нашем классе, ученики забудут то тетрадь, то задание выполнить. Но зато все очень любят трудиться, а особенно коллективно и делать, что- то полезное для других”. (Юля.)

С первых лет обучения учу детей творить добро и быть милосердным.

Неправда, что этому нельзя научиться. Можно. Ведь доброе, отзывчивое отношение к человеку - это теплота, заботливое отношение к людям - это внимание. Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.

Доброй традицией становится у детей делать приятно к окружающим: будущим первоклассникам (рис.12) или просто для учителей школы (рис.13).

Рисунок 12

Рисунок 13

В своих сочинения на тему “Что такое добро” дети писали:

- “Добро – это просто. Нужно поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Доброта и милосердие делает человека человеком. Человек не должен относиться равнодушно к горю другого человека. Каждый человек должен совершать добрые дела. Чем больше, тем лучше. Тогда люди будут дружными”. (Марат)

- “Однажды я подала руку старушке и помогла ей спуститься с троллейбуса. Она сказала: “Дай Бог тебе здоровья”. Я думаю, что добрые дела надо делать не за награду, а от чистого сердца. От этого становится хорошо на душе”. (Гульшат)

- “На нашей планете существует и добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела. Злые дела приносят горе и несчастья в семьи. А добрые дела никогда не забудутся. Я думаю, что всем людям нужна только доброта. Пусть будет побольше добрых людей, которые будут делать только хорошие дела и говорить добрые слова, ведь добрые слова дороже богатства”. (Лиза)

На протяжении моей работы, каждый выпуск был по-своему дружным и с добрыми намерениями, возможно, не все проблемы были решены до конца. Но очень хочется верить, что я сумела заложить в их сердца семена добра и научила дорожить дружбой. Доброта делает ребят отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь, воспитывает умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувство ответственности при работе в группах, развитие творческих способностей. И как бы жизнь не летела, продолжаю сеять семена и учить делать доброе дело, ради счастья детей.

Литература

1. Алексеенко В. Нравственное и эмоциональное развитие дошкольника, М., 2008.

2. Кротов В. “Капризы и обиды”, М., 2007.

3. Петрова В.И. “Этические беседы с детьми”, М., 2007.