Урок-открытие "Назывные предложения". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели:

Образовательные:

1. Всё время схватывая нить
Урока, событий,
Жить, думать, чувствовать,
Свершать открытья.

(С помощью поисково-исследовательской работы дать понятие назывного предложения, выявить особенности употребления назывного предложения в письменной и устной речи).

2. Закрепить свои открытия, работая с поэтическими текстами.

Развивающие:

  • развивать умение наблюдать лингвистический материал;
  • самостоятельно находить нужную информацию;
  • развивать умение логически доказывать свою точку зрения;
  • развивать творческую интуицию;
  • развивать культуру устной и письменной речи.

Воспитательные:

  • обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к наследию русского языка и чувство гордости за своих земляков.

Тип урока: урок-открытие (изучение нового материала).

Методы проведения:

  • исследовательский;
  • поисковый.

Оборудование, наглядность:

  • сборники стихов С.А.Есенина;
  • фонохрестоматия “Сергей Есенин читает стихотворение “Я покинул родимый дом”;
  • аудиозапись Лауреата Всероссийского телерадиоконкурса “Голоса России” песенно-инструментального ансамбля “Радуница”, художественный руководитель – заслуженный деятель искусств России Александр Ермаков “Откроем томик Есенина…”, 2005 год;
  • презентация;
  • компьютер, проектор, экран.

План урока.

1. Мотивация к уроку, цели и задачи (1 мин.).

2. Повторение (5 мин.).

3. Встреча с поэтом (2 мин.).

4. Изучение нового материала:

- шаги к открытию (8 мин.);

- эврика! (6 мин.).

5. Физкультминутка для глаз (1 мин.)

6. Самостоятельная работа (лингвистический эксперимент) (7 мин.).

7. Закрепление нового материала (8 мин.).

8. Рефлексия. Подведение итогов (2 мин.).

9. Подарок С.А.Есенину и ученикам (презентация рукописной книги “В мире одежды” (по стихотворениям С.А.Есенина)) (4 мин.).

10. Домашнее задание (1 мин.).

Ход урока

I. Мотивация к обучению. (Слайд 1, 2) Презентация

Учитель. Орешек знаний тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Девиз урока: “Хочу все знать!”
Устанешь от науки мудрой-
Все объяснить сумеет вдруг
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с Вами не совсем обычный урок. Я приглашаю Вас побывать в роли ученых-лингвистов и, (Слайд 3)

Всё время схватывая нить
Урока, событий,
Жить, думать, чувствовать,
Свершать открытья.

Какое же открытие мы сегодня с Вами попробуем совершить?

Я приглашаю Вас с помощью поисково-исследовательской работы дать понятие одного из видов односоставного предложения, выявить особенности употребления данного вида в письменной и устной речи и закрепить свои открытия в грамотно оформленных примерах. Я уверена, что Вы с удовольствием попробуете свои силы и примените все Ваши знания.

II. Повторение – мать учения. (Cлайд 4)

Учитель. Давайте проверим Ваши знания. Перед Вами отрывок из стихотворения. Ответьте на вопросы: Какой литературный прием вы видите в данном отрывке? Перестройте это предложение так, чтобы удалить этот прием. Кто автор данного отрывка?

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою (с глубокою тоской)
Плывут в страну далекую (в далекую страну)
Седые облака.

(С.А.Есенин)

Ученики.

ИНВЕмРСИЯ, перестановка слов, нарушающая обычный порядок их в предложении; конструкция с обратным порядком слов.

- Отрывок из стихотворения С.А.Есенина.

(Слайд 5)

Задание: спишите предложения, выделите грамматические основы. Какие это предложения? Почему они так называются? Кто автор этого отрывка?

Ученики. Это односоставные предложения, т.к. в них только один главный член – сказуемое.

Учитель. Почему ТАЛЬЯНОЧКА и КРАСОТКА не являются подлежащим?

Ученики. Эти слова являются обращениями, а обращение не является членом предложения.

Учитель. Что такое ОБРАЩЕНИЕ?

Ученики. Обращение – слово или сочетание слов, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь.

III. Встреча с поэтом.

Учитель. Мне очень приятно, что Вы сразу же назвали автора отрывков стихотворений. Это, конечно же, наш земляк, которым мы все по праву гордимся, Сергей Александрович Есенин. И сегодня Сергей Александрович у нас в гостях (Cлайд 6) (фонохрестоматия “Сергей Есенин читает стихотворение “Я покинул родимый дом”). Мы очень благодарны поэту за его визит к нам на урок, пусть его стихотворения помогут нам в нашей поисково-исследовательской работе.

IV. Шаги к открытию. (Cлайд 7)

Учитель. А теперь я приглашаю Вас попробовать свои силы в умении логически думать.

Шаг первый: Выделите грамматическую основу в предложениях.

Шаг второй: из чего состоит грамматическая основа предложения; определите, чем выражен главный член предложения.

Шаг третий: сделайте вывод и запишите его в свои тетради.

(Cлайд 8)

Балаганы, пни и колья,
Карусельный пересвист.
(Пересвист – отглагольное существительное (пересвистать))
От вихлистого приволья
Гнутся травы, мнется лист.

Найдите в данном отрывке односоставные предложения и определите, чем выражены главные члены предложения. Составьте схему односоставного предложения. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.

Учитель. Давайте прочитаем Ваши записи, какие выводы Вы сделали на основе данных исследований.

Ученики.

- Это односоставные предложения, в которых один главный член предложения - подлежащее, выраженное именем существительным в именительном падеже.

- Главный член предложения может быть выражен и отглагольным существительным.

- Главные члены такого односоставного предложения могут быть однородными.

Учитель. Так какие предложения являются назывными (или номинативными, именно такое понятие ввели лингвисты к такому виду односоставного предложения)?

Ученики. Назывные предложения – это односоставные предложения, у которых главный член выражен существительным в именительном падеже (или словосочетанием существительное + числительное).

Учитель. Какую цель преследуют назывные предложения?

Ученики. Называя предметы и явления, констатируя их наличие, указывая место, время и т.д., назывные предложения способствуют стремительному развитию сюжета.

Учитель. Молодцы, ребята! Вы настоящие лингвисты, но Вам необходимо немного отдохнуть перед лингвистическими экспериментами, поэтому предлагаю провести физкультминутку для глаз.

V. Физкультминутка для глаз. (Cлайд 10, 11)

VI. Лингвистический эксперимент/ (Cлайд 12)

Учитель. Вы теперь знаете, что такое назывные предложения, но это не значит, что работа завершена. На опытах и примерах мы с Вами должны удостовериться в правильности нашего открытия. А вдруг мы что-то напутали или недоглядели? Поэтому начинаем лингвистический эксперимент.

(Слайд 12)

Учитель. Определите значение назывных предложений.

Ученики. Основное значение назывных предложений – утверждение бытия предметов или явлений.

Учитель.

Мелколесье, степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Заливные бубенцы.

Картина, созданная при помощи назывных предложений, не изменяется, не живет во времени. Почему?

Ученики. Т.к. в назывных предложениях отсутствует глагол, поэтому такие предложения имеют значение реальности настоящего времени. Чтобы изменить это значение, необходимо вставить глагол. Для назывных предложений это невозможно. Попробуйте в наш пример вставить глаголы прошедшего или будущего времени. Что у Вас получилось?

Ученики. Ничего. Нельзя сказать: “Было мелколесье, степь и дали…”. Ведь ни мелколесье, ни степь, ни дали никуда не исчезли, они есть и будут. И нельзя поставить глагол в будущем времени по этой же причине.

Учитель. Вот Вы и на основе эксперимента доказали, что среди односоставных предложений существуют назывные (или как их еще называют, номинативные) предложения. Давайте закрепим наше открытие.

(Слайд 13)

Задание. Выпишите номинативные (назывные) предложения и сделайте их синтаксический разбор. Какой вывод Вы можете сделать?

Ученики. Назывные предложения могут быть как распространенными, так и нераспространенными.

VII. Закрепление открытия. (Cлайд 14)

1. Найдите примеры назывных предложений в стихотворениях С.А.Есенина. Составьте схемы этих предложений (3-4 примера).

2. Придумайте свои примеры с назывными распространенными и нераспространенными предложениями.

VIII. Рефлексия. (Cлайд 15)

  1. Что Вам понравилось на уроке?
  2. Что было самым трудным в ходе урока?
  3. Что Вам далось легко?
  4. Много ли назывных предложений встретилось в стихотворениях С.А.Есенина? Как Вы объясните, что назывных предложений Вы обнаружили малое количество?
  5. Понравилось ли Вам быть учеными-лингвистами? Почему?

IX. Подарок С.А.Есенину и ученикам (гиперссылка, слайд 19)

Учитель. А закончить наш урок я попрошу ученицу 7А класса Кузнецову Анастасию. Она хочет преподнести подарок и Сергею Александровичу, и Вам, ребята. Настя расскажет о своей рукописной книге, с которой она стала победителем в межрегиональном конкурсе детского литературно-художественного творчества “Начало”.

Выступление ученицы 7А класса Кузнецовой Анастасии с презентацией рукописной книги “В мире одежды” (по стихотворениям С.А.Есенина)”.

“Отряхают старухи дулейки,
Вяжут девки косницы до пят.
Из подворья с высокой келейки
На платки их монахи глядят

(“По дороге идут богомолки…)

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

(“Письмо матери”)

Знаете ли Вы, что означают слова “дулейка”, “шушун” в стихотворениях Сергея Есенина? Я тоже не знала их значения, поэтому решила обратиться к словарям. Оказалось, что дулейка (дулетка) - род верхней женской одежды; безрукавка с ватной подкладкой и накладными украшениями, а шушун - женская верхняя короткополая одежда или кофта (из сукна, холста и др.). (БСЭ). Но мне очень захотелось увидеть эти вещи воочию. Тогда я пошла в Рязанский Кремль, где есть экспозиция “По обычаям дедовым”. Там я увидела много одежды, которую носили наши прабабушки и прадедушки. Это так необычно и так красиво.

Удивительные вещи могут происходить с человеком, когда он соприкасается с историей и традициями своего народа. Так произошло и со мной: мне очень захотелось соединить творчество нашего рязанского поэта Сергея Есенина и кусочек истории моего народа. А еще мне захотелось помочь таким же детям, как и я. Ведь многие из моих сверстников, когда встречают такие слова, как “дулейка”, “шушун”, “котомка”, не могут объяснить их значение. Кто-то начнет искать по разным словарям, что они означают, кто-то просто пожмет плечами и оставит без внимания, кто-то постарается объяснить по-своему.

Поэтому в моей книге Вы найдете не только значение непонятных слов, но и увидите, что собой представляла одежда крестьян, узнаете некоторые факты из истории одежды.

Итак, предлагаю Вам прочитать мою рукописную книгу “В мире одежды” (по стихотворениям С.А.Есенина)”. (Cлайд 20, на фоне песни “Откроем томик Есенина”, сл. Кожевникова, муз. Пономаренко, в исполнении песенно-инструментального ансамбля “Радуница”)

X. Домашнее задание. (Cлайд 16)

Параграф 31, найти в стихотворениях С.А.Есенина номинативные предложения (7-10 примеров), сделать их синтаксический разбор, составить схемы.

Используемая литература и другие источники:

  1. http://t-smertina.narod.ru/litphoto/esenin-photo/photoalbum-40.html (фотографии С.А.Есенина).
  2. http://serge-esenin.jimdo.com (фонохрестоматия “Сергей Есенин читает свои стихи”).
  3. http://rjaz.net/publ/rjazanskaja_dialektnaja_leksika/o_sobiranii_dialektnoj_leksiki_chast_tretja/2-1-0-3
  4. С.А.Есенин “Стихотворения и поэмы”, Якутское книжное издательство, Якутск, 1976.
  5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. “Современный русский язык”, “Высшая школа”, Москва, 1990.
  6. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. “Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений”, “Просвещение”, Москва, 2011.
  7. Аудиозапись Лауреата Всероссийского телерадиоконкурса “Голоса России” песенно-инструментального ансамбля “Радуница”, художественный руководитель – заслуженный деятель искусств России Александр Ермаков “Откроем томик Есенина…”, 2005 год. muzofon.com›search/откроем томик есенина