Цели деятельности учителя | Проверить и скорректировать при
необходимости знания учащихся по теме
“Обыкновенные дроби. Сравнение дробей”;
способствовать развитию математической речи
обучающихся; воспитывать культуру поведения при
фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; уметь слушать и понимать других; уметь излагать свои мысли в устной и письменной речи; уметь ориентироваться в своей системе знаний. |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: выражать положительное
отношение к процессу познания: проявлять
внимание, желание больше узнать; умение ясно,
точно, грамотно излагать свои мысли в устной и
письменной речи, понимать смысл поставленной
задачи, выстраивать аргументацию, приводить
примеры и контрпримеры; уметь осуществлять
самооценку на основе критерия успешности
учебной деятельности. Метапредметные: уметь слушать и понимать других; уметь следовать правилам поведения и общения; развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; уметь ориентироваться в своей системе знаний; уметь аргументировать своё мнение; высказывать свою точку зрения; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные: знать, что такое “доли”; что показывает числитель дроби, знаменатель дроби; грамматически верно читать записи дробей и выражений, содержащих обыкновенные дроби; понятия “правильная дробь”, “неправильная дробь”; уметь сравнивать обыкновенные дроби; уметь решать задачи на нахождение части от целого и целого по его части; уметь применить знания в нестандартной ситуации |
Организация простанства | Фронтальная работа, индивидуальная работа. |
№ п/п | Этап урока | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||
1 | Организационный этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | уметь следовать правилам поведения и общения; планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками | |
2 | Актуализация знаний | знать понятия “дробь”, “числитель дроби”, “знаменатель дроби”; знать, что показывает числитель (знаменатель) дроби; знать определения правильной дроби и неправильной дроби; уметь перевести словесную запись дроби в числовую; уметь выделить целую часть из неправильной дроби | уметь ориентироваться в своей системе знаний; уметь слушать других; уметь правильно излагать свои мысли |
3 | Организация познавательной деятельности | уметь сравнивать обыкновенные дроби; уметь построить прямоугольник по заданным сторонам и разделить его на нужное количество частей; уметь решать задачи на нахождение части от числа и числа по его части; уметь применить знания в нестандартной и в практической ситуации | уметь ориентироваться в своей системе знаний; уметь правильно излагать свои мысли; уметь слушать и понимать других; уметь следовать правилам поведения и общения; развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; уметь аргументировать своё мнение; высказывать свою точку зрения |
4 | Рефлексия | зафиксировать новое содержание урока | умение выражать свои мысли; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
5 | Выставление оценок, постановка домашнего задания | положительное отношение к процессу познания |
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Дидактическое обеспечение урока: презентация PowerPoint, карточки.
Ход урока
1. Организационный этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста. Посмотрите всё ли вы приготовили к уроку, если, что-то забыли – достаньте.
На экране вы видите высказывание римского оратора и писателя Цицерона: “Без знания дробей никто не может признаваться знающим арифметику”. (слайд 2) Мы на протяжении нескольких уроков рассматривали тему “Обыкновенные дроби. Сравнение дробей.” и сегодня мы проверим, чему вы научились за это время. Помогут нам в этом герои мультфильма “Смешарики”, я думаю, что вы все их хорошо знаете. (слайд 3)
2. Актуализация знаний.
Задание 1. Нюша представила вам карточки, заполнив которые вы покажете знания теории. (слайд 4)
Вариант I
- Ответь на вопрос: Что показывает числитель дроби?
- Закончи предложение: Дробь, у которой числитель меньше знаменателя называется ...
- Запиши обыкновенной дробью: девять семнадцатых.
- Дополнительное задание: Выдели целую часть из неправильной дроби .
Вариант II
- Ответь на вопрос: Что показывает знаменатель дроби?
- Закончи предложение: Дробь, у которой числитель больше или равен знаменателю называется ...
- Запиши обыкновенной дробью: восемь семнадцатых.
- Дополнительное задание: Выдели целую часть из неправильной дроби .
Задание 2. Вопрос Кар-Карыча: является ли дробь правильной? (слайд 5)
Задание 3. Помогите Крошу справиться с таким заданием: запиши все неправильные дроби с числителем 5. (слайд 6)
Организация познавательной деятельности.
Задание 4. Задание Ёжика: как вы думаете, какая дробь появилась раньше других?
Конечно! Первой дробью была – “половина”, чтобы её получить надо “единицу” “разломить” на 2 части. Поэтому в 18 веке на Руси обыкновенные дроби называли “... числа”. Какое слово пропущено вы узнаете, если правильно расположите дроби в порядке возрастания (слайд 7)
5/15 | 4/15 | 15/15 | 1/15 | 17/15 | 3/15 | 11/15 |
а | м | ы | л | е | о | н |
Задание 5. Лосяш приготовил практическое задание (слайд 8):
- Начерти прямоугольник со сторонами 6 см. и 3 см.
- Раздели его на 8 равных частей и закрась 5/8 прямоугольника.
Физминутка. (слайд 9):
А теперь тихонько встали,
Руки вверх свои подняли,
Вниз тихонько опустили,
Спинки медленно прогнули,
Наклонились, улыбнулись
На места свои вернулись.
Будем дальше мы решать
И науку постигать!
Решение текстовых задач.
Задание 6. Задачка Копатыча: У меня в огороде 18 грядок с овощами. 2/9 этого количества занято морковкой. Сколько грядок морковки я посадил? (слайд 10)
Задание 7. Задачка Совуньи: Совунья заготовила на зиму много разного варенья.
2/5 всего количества составили баночки с малиновым вареньем. Сколько всего баночек варенья сварила Совунья, если у неё 10 баночек малинового варенья? (слайд 11)
Задание 8. Вопрос Пина: В 1850 г. до н.э. в Египте была написана книга “Папирус Ахмеса”. В этой книге были предложены различные задачи. Вот одна из них:
“Разделить семь хлебов между восьмью людьми поровну”. Как это можно сделать? (слайд 12)
А в реальной жизни вам встречались такие ситуации?
Задание 9. Задачка Лосяша:
В “Папирусе Ахмеса” была ещё очень интересная задачка. Посмотрим, кто её сможет решить:
“Приходит пастух с 70 быками. Его спрашивают: - Сколько приводишь ты своего многочисленного стада?
Пастух отвечает:
- Я привожу две трети от трети скота. Сочти!” (слайд 13)
4. Рефлексия.
Очень хорошо. Теперь давайте проанализируем нашу сегодняшнюю работу, ответив на вопросы (слайд 14):
- Я сегодня узнал ...
- Было интересно ...
- Было трудно ...
- Я выполнял задания ...
- Я понял, что ...
- Я теперь могу ...
- Я научился ...
- У меня получилось ...
- Я попробую ...
- Меня удивило ...
- Мне захотелось...
5. Выставление оценок и сообщение домашнего задания. (слайд 15)