Новые технологии на уроках специальности в детской школе искусств (синтезатор и компьютерные технологии)

Разделы: Музыка


Нынешний XXI век - век технологического прогресса, век новых компьютерных технологий и новых возможностей. Сейчас непросто представить свою жизнь без этих технологий – они прочно вошли в нее. Каждый человек так или иначе связан с компьютером – будь то просмотр фильмов или прослушивание музыки, отдых за компьютерными играми или написание статей и рефератов, создание музыкальных произведений или работа в текстовых редакторах, - все это дает большие возможности для человека, делает его жизнь насыщеннее, интереснее, позволяет раскрыть его творческий потенциал.

В общеобразовательных школах давно в обиход вошли компьютерные технологии. Практически на всех уроках используются презентации как дополнительный материал или как объяснение новой темы. Широко применяется компьютерное тестирование, компьютерное репетиторство.

В детских музыкальных школах и школах искусств новые технологии применяются в основном на теоретических предметах, таких как сольфеджио, музыкальная литература или иных предметах. На уроках по специальности компьютерные технологии в большинстве не используются и этому есть немало причин. Одна из них касается материальных затрат – нужен компьютер с необходимыми программами, а также подключенная миди-клавиатура или синтезатор. Другая причина состоит в том, что педагог сам не хочет или не умеет общаться с новыми технологиями или не считает это продуктивным.

Компьютер, как и синтезатор – умный и музыкальный помощник, который может значительно облегчить труд преподавателя, увлечь учащегося и дать новые возможности для развития как преподавателя, так и ученика. Важно знать, что именно можно использовать, ведь сам по себе компьютер ничего не предоставит.

Занятия в классе по специальности начинаются с донотного периода, где большое значение уделяется дидактическому материалу. Это всевозможные иллюстрации к регистрам (например, высокий регистр – птички, зайчики, а низкий – медведь, слон), к музыкальным интонациям или попевкам (например, ”Та-та, два кота” – иллюстрация котов), к музыкальным образам (например, образы Зайчика, Лисы), к длительностям и т.д. Все эти иллюстрации можно найти на просторах Интернета или отсканировать нужные изображения и выстроив их в нужной последовательности, создать из них презентацию в таких программах, как Power Point, Pinnacle и т.д. Кроме этого, на занятиях в начальный период обучения можно использовать в качестве дополнительного материала компьютерные уроки с определенными темами – такими, как Звукоряд, Длительности, Гамма и т.д. (данные уроки можно найти в таких программах как, например, “Музыкальный класс”).

Использование презентаций в перечисленных программах открывает перед преподавателем широкие возможности в более ярком, образном раскрытии изучаемого материала. Все эти программы позволяют включать в себя текст о произведении или авторе, также в них можно вставить нотные фрагменты, музыкальные фрагменты и даже видеофрагменты. Это могут быть слайды об определенном произведении (например, Менуэт – кто его придумал, как его танцевали, что носили, представление об эпохе и вставки музыкальных фрагментов), о музыкальном стиле или направлении. Довольно часто учащиеся играют произведения, имея слабое представление об эпохе, в которую оно было создано и об его авторе. В этом также могут помочь данные программы – нужно составить подборки по заданному материалу и потом ими пользоваться.

Если нет возможности и времени составлять самому такие файлы, то можно воспользоваться всевозможными музыкальными энциклопедиями, в которых рассказывается о композиторах, стилях и жанрах музыки. Это такие энциклопедии как “Шедевры музыки”, “Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия” и другие.

Начальный период является самым важным в процессе обучения, так как в нем закладываются основные навыки не только игры на инструменте, но и навыки импровизации, сочинительства и творческого отношения к музыке. Подключенная клавишная клавиатура к компьютеру дает прекрасные возможности для подобного творчества! Процесс импровизации и творчества начинается в основном с музыкальных интонаций или придумывания разнообразных музыкальных сказок, где каждому герою учащийся дает музыкальную характеристику. Открываем компьютерную программу, например Band–in–a-Box, ученик играет музыкальный персонаж, а после этого вместе с преподавателем начинает “колдовать” над образом: подбирает наиболее подходящий звук и инструмент (например, медведь – туба или фагот, колобок - кларнет), вместе с педагогом подбирают подходящий стиль музыки и делают гармонизацию.

На своих уроках специальности для этих целей я использую синтезатор и всех персонажей записываем вместе с учащимся на панель multiPad, а потом подбираем стиль и вместе рассказываем музыкальную сказку. В результате такого творческого процесса получаются не только замечательные музыкальные сказки, песни, но учащиеся расширяют свой музыкальный кругозор, знакомятся с инструментами, стилями музыки, получают практические навыки сочинения, импровизации и гармонизации произведений.

Проблема чтения с листа всегда стояла перед преподавателями и учащимися. Научить читать с листа достаточно тяжело. Как правило, учащиеся начального звена относительно легко справляются с этой задачей, а в средних классах этот навык теряет свою востребованность из-за большого нотного текста основных произведений по специальности. В этом случае на уроках можно уделять по 5-10 минут на чтение с листа на синтезаторе или миди – клавиатуре. В основном это мелодии с буквенно-цифровым обозначением. Учащийся сразу подбирает голоса инструмента и стиля (на синтезаторе) или записывает свою игру в программы по типу Band–in–a-Box, а потом делает аранжировку: подбирает к ним голоса и стили.

Ансамблевое исполнительство также можно разнообразить с помощью компьютера и синтезатора. Каждый ребенок хочет играть не просто с одним инструментом – будь то гитара, фортепиано или скрипка, но и с целым оркестром. В Интернете есть множество популярных, детских, эстрадных и других песен, которые знакомы ребенку. Находим эти произведения в файлах с расширением midi, в программах по типу Sonar заглушаем мелодию и ребенок играет свою партию вместе с сопровождением оркестра. Если ученик играет на синтезаторе, то данное произведение можно записать непосредственно в User Song инструмента.

Возможен и другой вариант, когда педагог целенаправленно сам или вместе с учеником создает фонограмму для исполнения в ансамбле либо записывают недостающую партию для занятий дома. Каждая партия в ансамбле с одной стороны целостна и самостоятельна, а с другой, она является частью целого – ансамбля. И для ученика очень важно слышать все произведение в целом. И в этом очень помогает записанная другая партия на цифровом носителе. Ученик приходит домой, загружает файл в медиа-проигрыватель и начинает вместе с ним играть в ансамбле.

Особую помощь компьютер может оказать в изучении полифонии. Полифонические произведения сложны для детского восприятия тем, что есть отдельные голоса, которые нужно не просто играть, но и вести развитие каждого голоса. В большинстве случаев полифония воспринимается как что-то громоздкое, непонятное и очень скучное.

Работу над полифоний можно начинать с написания нотного текста полифонического произведения в нотном редакторе – например, Sibelius, Finale, Cakewalk Overture и другие. Каждый голос ученик пишет на отдельном нотном стане, на уроке этому можно уделять по 7-10 минут. По окончании написания нотного текста, ученик подбирает каждому голосу наиболее подходящий тембр музыкального инструмента. Параллельно с этим учит на своем родном музыкальном инструменте голосоведение. Затем происходит синтез – ученик играет на своем инструменте один голос, а компьютер играет остальные голоса.

Положительные стороны в этой работе состоят в том, что ученик довольно быстро запоминает нотный текст, у него развивается тембральный слух для каждого голоса, он четко представляет развитие каждого голоса и у него формируется представление о произведении в целом. Кроме этого есть еще один большой плюс – ученик дома самостоятельно играет и слышит как должно быть. На уроках специальности часто встречается такая картина – на уроке выучили, а дома играли неточно, итог – приходится переучивать. А переучить полифонию достаточно проблематично.

Синтезатор также может озвучить полифонию разными голосами с помощью режима Split. Но использование синтезатора больше подойдет для учащихся фортепианного отделения, так как не все учащиеся других отделений играют на клавишных инструментах.

В работе над танцевальными произведениями можно сделать аранжировку в нужном стиле (проставить аккорды, подобрать стиль) и записать в разных темпах на диск. Это даст учащемуся более точное представление о характере произведения, его ритмических особенностях. Запись в разных темпах позволит “не заболтать” произведение и сделает игру более разнообразной и увлекательной, чем работа с метрономом.

Работа над виртуозными произведениями, в частности над этюдами, может также включать в себя игру под подобранную аранжировку – проставляем аккорды карандашом, выбираем подходящий стиль и записываем в компьютер. Аккорды можно записать в программах по типу Band–in–a-Box. Я на своих уроках запись делаю не в компьютерных программах, а на синтезаторе, а потом пересылаю на компьютер, а с него на цифровой носитель.

Занятия с компьютерными технологиями удобны тем, что все сделанное не проходит бесследно. Сделали аранжировку – ученик играет под нее дома. В нужном темпе, без замедлений и ускорений. Работает над полифонией – дома он слышит как должно быть и сам стремится к этому. Слышит голосоведение каждого голоса, его развитие и роль в произведении, а также все произведение в целом.

Заключительный этап работы над произведением сложен. Нотный текст выучен, темп держит ученик, а преподаватель все к нему “цепляется”: то динамики нет, то штрихи неверные. А ученик не слышит себя со стороны и ему кажется, что он все играет правильно. В этом случае может помочь запись и прослушивание произведения на компьютере. После прослушивания своего исполнения учащийся сам слышит свои ошибки и старается их исправить. Для записи на компьютер можно воспользоваться услугами звукозаписывающей студии, если такая есть в школе, либо воспользоваться несколькими вариантами. Самый первый и самый простой – записать игру на магнитофон, правда, качество записи будет не очень хорошим. Второй вариант - записать непосредственно на компьютер с помощью микрофона. Устанавливаем микрофон, подсоединенный к компьютеру, включаем запись в программе Sound Forge, после записи прослушиваем и анализируем. Этот вариант имеет преимущества в том, что посторонние шумы всегда можно устранить, а качество записи останется хорошим.

Говорить об использовании новых технологий на уроках по специальности можно бесконечно. Этот вопрос еще долго будет вызывать споры о том, надо ли это применять, что педагоги загружены, что это все громоздко, непонятно. Только непонятно это все порой только нам, преподавателям, а детям это все естественно и близко. И как-то “неумно” не использовать такие богатые возможности, какие предлагают нынешние музыкально-компьютерные технологии. Нужно пробовать, искать и тогда все будут довольны – и педагоги, и дети, и их близкие.