Основы религиозной культуры и светской этики. Тема урока: «Мусульманские обряды и обычаи». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 4


Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока:

1) сформировать представление об основных мусульманских традициях и обычаях;

2) сформировать понятия об особенностях мусульманского календаря, об основных праздниках, о священной книге мусульман;

3) способствовать воспитанию толерантности и взаимоуважения к религиям народов России .

Мыслительные операции: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение.

Демонстрационные материалы: электронная презентация, коран, тюбетейки, платки (хиджаб), словари иностранных слов, художественная литература по теме.

Раздаточный материал: кроссворд по теме “основы религиозных культур народов России”. Приложение.

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности

Цели:

1) мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

2) определить содержательные рамки урока.

Организация учебного процесса на этапе I.

- Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Мы с вами присутствуем на необычном уроке. Сегодня попробуем окунуться в удивительный мир истории, культуры и религии народов России.

- Что вы можете сказать о людях, населяющих Россию? (В России живут люди разных национальностей и вероисповеданий)

- Абсолютно правильно. Чтобы жить в мире и согласии, люди должны уважать культуру, исторические традиции и обычаи друг друга.

- С разговора о какой религии мы начали знакомство с предметом? (Христианской религии)

- О какой религии мы говорили на предыдущем уроке? (Мы говорили об Исламе)

- Как вы думаете, всё ли мы узнали об этой религии? (Нет)

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?

- Интересно ли Вам узнавать что-то новое? (Да).

- А что нужно сделать прежде, чем узнать что-то новое? (Повторить пройденный материал)

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цели:

1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала;

2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование.

Организация учебного процесса на этапе II.

- В преддверии урока класс был поделён на 3 группы. С какой целью мы разделились? (Каждая группа выбрала тему, изучала её, для того, чтобы рассказать другим).

Слово представляется I группе. (Жизнь пророка Мухаммада)

Мухаммад родился в Аравии в городе Мекка. Пророк Мухаммад рано остался сиротой. Его отец умер ещё до рождения сына. До 5 лет малыш прожил в доме своей кормилицы. Когда Мухаммаду было 6 лет, умерла его мать Амина. После её смерти, осиротевшего Мухаммада воспитывал дедушка. Дедушка умер, когда Мухаммаду было всего 8 лет и его на воспитание взял дядя. У Мухаммада было очень доброе и чуткое сердце и поэтому, когда он немного подрос, пошёл работать, пасти стада овец. У дяди он научился вести торговые дела. Юноша заслужил доверие многих жителей Мекки своим благонравием и правдивостью. Мухаммаду было сорок лет, когда аллах ниспослал ему первое откровение. Позднее откровения были записаны в Коран. Пророк рассказывал об Аллахе своим друзьям. Жители Мекки возненавидели его и выгнали из Мекки. Некоторые из старейшин города Йасриб уговаривали его покинуть Мекку и переселится в их город. Город Йасриб стал называться Медина. Пророк и первые мусульмане построили здесь мечеть. Он всегда мечтал вернуться в Мекку. Мухаммад двинулся на Мекку во главе большой армии, вошёл в древнюю святыню арабов-Каабу и разрушил всех идолов. В марте 632 года пророк совершил своё последнее паломничество. Ему были ниспосланы откровения о правилах хаджа, которым и сейчас следуют все мусульмане.

- Слово представляется группе II. (Мечеть - молитвенный дом мусульман)

Главный религиозный атрибут мусульман - мечеть. Ежедневно как правило 5 раз с высоты минаретов доносится голос муэдзина, призывающего мусульман к совершению намаза. Человек на протяжении тысячи лет своего существования на земном шаре неизменно старался найти ответы на свои нужды. Одновременно с усилиями по поиску надежного пристанища для житья и отдыха другая нужда также побудила его к строительству места для совершения богослужений и молитв; места, где он смог бы вдали от посторонних глаз и суеты мирской жизни провести несколько минут в покое, и своем глубоком и влюбленном уединении преклонить голову перед Создателем и умиротворить свое сознание и душу.

Слово “мечеть” означает название места, Первоначальным смыслом, употребленным для него, было “наклоняться”, “склонять голову к земле. Первой мечетью в истории ислама, основоположником которой явился святой Посланник Божий, была мечеть Коба (Самая древняя в Саудовской Аравии и в мире мечеть -  мечеть Коба, расположена в пригороде . С самого начального этапа зарождения ислама по сегодняшний день красивый купол мечети Коба, высящийся над кронами зеленых деревьев, является одним из излюбленных мест людей, приезжающих в Медину, которые совершают намаз в этой мечети. Любая мечеть может иметь два входа - один для мужчин, другой для женщин. В мечети мужчины и женщины молятся раздельно. В зависимости от внутреннего архитектурного устройства мечети женщинам предоставляется для совершения молитвы балкон или же определенное место в глубине мечети, отделенное от остального пространства занавесом.

Во время посещения Екатериной II в 1767 г. города Казани жители Старо-татарской слободы обратились к императрице с просьбой дать дозволение на строительство двух каменных мечетей. Екатерина II собственноручно написала "большой наказ" о разрешении и даже согласно преданиям сама указала место для мечетей.

В настоящее время Казанская Соборная мечеть Марджани ("Аль Марджани") является памятником архитектуры и занесена в каталог мировых архитектурных ценностей. Мечеть Кул-Шариф - самая главная мечеть Казани и одна из крупнейших мечетей Европы. Она является символом Казани и Татарстана. Мечеть находится в списке Всемирного наследия Юнеско. Если вы там не были, постарайтесь обязательно её посетить.)

- Большое спасибо за интересную, познавательную информацию.

.Слово представляется группе III.

(Мы решили рассказать о мусульманском календаре и летоисчислении. Мусульманское летоисчисление ведется от переселения пророка Мухаммада из Мекки в Ясриб, названный позже городом пророка, то есть Мединой. Это переселение было совершено в 622 году.
В основе мусульманского календаря лежит лунный год, состоящий из 12 месяцев. Так как год по солнечному календарю содержит 365 (366) дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 11 вперёд. Мусульманский календарь начинается с месяца Мухаррам, то есть новый год начинается с 1-го числа месяца Мухаррам. Начало мусульманского летоисчисления связано с реальными историческими событиями из жизни Пророка Мухаммада. Начало его проповеднической деятельности относится к 610 г., а мусульманское летоисчисление начинает отсчет с переселения Пророка из Мекки в оазис Ясриб. Прибытие Пророка в Ясриб (названный позже городом Пророка, то есть Мединой) большинство историков датирует 24 сентября 622 г. Однако вести летосчисление с хиджры начали лишь в 637 г., в период правления второго праведного халифа Омара ибн аль-Хаттаба. При этом по велению халифа за отправную точку новой эры был взят не сам день прибытия Пророка в Медину, а 1 мухаррама (первый день первого месяца) того же года.
В основе Хиджры лежит лунный годичный цикл. Мусульманский календарь, так же как и солнечный, состоит из 12 месяцев. Названия месяцев исламского календаря сохранились те же, что и в древнем солнечно-лунном арабском календаре: месяцы (нечетные - 30 дней, четные - 29).Мусульманский год всегда короче солнечного. Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время - на зимние.
Каждый месяц начинается с новолуния.)

II. Выявление места и причины затруднения.

Цели:

1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого восстанавливаются выполненные операции и фиксируются операция, где возникло затруднение;

2) организовать соотношение действий учащихся с используемым алгоритмом

Организация учебного процесса на этапе II.

- Какие затруднения у вас возникли при выполнении задания и по подготовке выступления? (Разная информация, распределение ролей в группе).

- Что необходимо сделать, чтобы в дальнейшем таких затруднений не было? (Научиться выбирать информацию, пользоваться разными источниками, уметь договорится с другими).

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: в коммуникативной форме организовать построение учащимися будущих учебных действий:

1) уточнение цели проекта;

2) уточнение темы урока;

3) определение средств;

Организация учебного процесса на этапе IV.

- Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно также неразрывно он связан и со своей Родиной- местом, где родился и вырос. Наша Родина- республика Татарстан. В мире и согласии живут в республике люди разных национальностей. Каждый народ имеет свою культуру, традиции и обычаи. Поскольку мы изучаем ислам, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

(Мусульманские традиции и обычаи.).

- Каковы будут цели урока? (Познакомиться с мусульманскими традициями и обычаями.

- Работа по учебнику (чтение текста). Читайте внимательно. Если возникнут вопросы, потом можете их задать.

V. Реализация построенного проекта.

Цели:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) зафиксировать в речи новые понятия, сформировать умения использовать их на практике.

Организация учебного процесса на этапе V. (На доске слова Рамадан, ураза-байрам, Курбан-байрам)

- Возможно у кого-то возникли вопросы? (Дети задают вопросы)

Физминутка. (Исполнение песни Туган тел)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цели:

1) проверить умение работать с учебником;

2) зафиксировать понятие.

Организация учебного процесса на этапе VI.

- Предлагаю вам поработать по учебнику. Откройте стр. 95. Найдите пожалуйста информацию об еженедельном праздничном дне мусульман. Кто готов озвучить найденную информацию?

(Работа с учебником).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение работать с дополнительной литературой;

3) тренировать способность к применению нового материала.

Организация учебного процесса на этапе VII.

Творческая работа.

- Ребята вы узнали очень много нового и интересного. Я думаю, что вам не терпится проверить свои знания. Предлагаю вам творческую работу. Нужно отгадать кроссворд.

Каждая группа отгадывает свою часть кроссворда, записывает её в общий кроссворд (отгадывают, записывают на доске. Каждая группа отгадывает свою часть кроссворда).(На доске скрыт кроссворд с ответами).

- А теперь, посмотрите, какой у меня получился кроссворд. Мы шли разными путями, а цели достигли одной - отгадали кроссворд.

- Прочитайте слово, которое у вас получилось под цифрой 1 по горизонтали. (Толерантность).

- В течение месяца ноября, он был месячником толерантности мы с вами много говорили об этом понятии. Толерантность- это иностранное слово. Каково же его значение? (Чтобы ответить на этот вопрос вам необходимо найти значение этого слова в словаре иностранных слов). (Работа со словарём).

Я надеюсь, что вы будете толерантны не только в этот месяц, а в течение всей жизни.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

1) оценить результаты собственной деятельности;

2) согласовать домашнее задание.

Организации учебного процесса на этапеVIII.

- Что нового вы узнали о традициях и обычаях мусульман.?

- Какую цель ставили перед собой в начале урока?

- Достигли ли мы цели урока?

Прочитайте данные высказывания.

Я понял, но у меня остались вопросы.

Я понял, могу объяснить другому.

Определите для себя с каким высказыванием вы согласны.

Домашнее задание.

Перейдём к домашнему заданию.

Тем, кто согласен с первым высказыванием нарисовать татарские национальные сапоги (ичиги).

Тем, кто согласен со вторым высказыванием нарисовать сапоги, которые выпускают на Арской обувной фабрике в нашей республике. Если кому-то захочется прочитать дополнительную литературу можете обратиться в библиотеку школы. Спасибо. Урок окончен. Всем спасибо.