Тип урока: открытие новых знаний.
Цели урока:
1) сформировать представление об основных мусульманских традициях и обычаях;
2) сформировать понятия об особенностях мусульманского календаря, об основных праздниках, о священной книге мусульман;
3) способствовать воспитанию толерантности и взаимоуважения к религиям народов России .
Мыслительные операции: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение.
Демонстрационные материалы: электронная презентация, коран, тюбетейки, платки (хиджаб), словари иностранных слов, художественная литература по теме.
Раздаточный материал: кроссворд по теме “основы религиозных культур народов России”. Приложение.
Ход урока
1. Мотивация учебной деятельности
Цели:
1) мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
2) определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе I.
- Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Мы с вами присутствуем на необычном уроке. Сегодня попробуем окунуться в удивительный мир истории, культуры и религии народов России.
- Что вы можете сказать о людях, населяющих Россию? (В России живут люди разных национальностей и вероисповеданий)
- Абсолютно правильно. Чтобы жить в мире и согласии, люди должны уважать культуру, исторические традиции и обычаи друг друга.
- С разговора о какой религии мы начали знакомство с предметом? (Христианской религии)
- О какой религии мы говорили на предыдущем уроке? (Мы говорили об Исламе)
- Как вы думаете, всё ли мы узнали об этой религии? (Нет)
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?
- Интересно ли Вам узнавать что-то новое? (Да).
- А что нужно сделать прежде, чем узнать что-то новое? (Повторить пройденный материал)
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цели:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала;
2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование.
Организация учебного процесса на этапе II.
- В преддверии урока класс был поделён на 3 группы. С какой целью мы разделились? (Каждая группа выбрала тему, изучала её, для того, чтобы рассказать другим).
Слово представляется I группе. (Жизнь пророка Мухаммада)
Мухаммад родился в Аравии в городе Мекка. Пророк Мухаммад рано остался сиротой. Его отец умер ещё до рождения сына. До 5 лет малыш прожил в доме своей кормилицы. Когда Мухаммаду было 6 лет, умерла его мать Амина. После её смерти, осиротевшего Мухаммада воспитывал дедушка. Дедушка умер, когда Мухаммаду было всего 8 лет и его на воспитание взял дядя. У Мухаммада было очень доброе и чуткое сердце и поэтому, когда он немного подрос, пошёл работать, пасти стада овец. У дяди он научился вести торговые дела. Юноша заслужил доверие многих жителей Мекки своим благонравием и правдивостью. Мухаммаду было сорок лет, когда аллах ниспослал ему первое откровение. Позднее откровения были записаны в Коран. Пророк рассказывал об Аллахе своим друзьям. Жители Мекки возненавидели его и выгнали из Мекки. Некоторые из старейшин города Йасриб уговаривали его покинуть Мекку и переселится в их город. Город Йасриб стал называться Медина. Пророк и первые мусульмане построили здесь мечеть. Он всегда мечтал вернуться в Мекку. Мухаммад двинулся на Мекку во главе большой армии, вошёл в древнюю святыню арабов-Каабу и разрушил всех идолов. В марте 632 года пророк совершил своё последнее паломничество. Ему были ниспосланы откровения о правилах хаджа, которым и сейчас следуют все мусульмане.
- Слово представляется группе II. (Мечеть - молитвенный дом мусульман)
Главный религиозный атрибут мусульман - мечеть. Ежедневно как правило 5 раз с высоты минаретов доносится голос муэдзина, призывающего мусульман к совершению намаза. Человек на протяжении тысячи лет своего существования на земном шаре неизменно старался найти ответы на свои нужды. Одновременно с усилиями по поиску надежного пристанища для житья и отдыха другая нужда также побудила его к строительству места для совершения богослужений и молитв; места, где он смог бы вдали от посторонних глаз и суеты мирской жизни провести несколько минут в покое, и своем глубоком и влюбленном уединении преклонить голову перед Создателем и умиротворить свое сознание и душу.
Слово “мечеть” означает название места, Первоначальным смыслом, употребленным для него, было “наклоняться”, “склонять голову к земле. Первой мечетью в истории ислама, основоположником которой явился святой Посланник Божий, была мечеть Коба (Самая древняя в Саудовской Аравии и в мире мечеть - мечеть Коба, расположена в пригороде . С самого начального этапа зарождения ислама по сегодняшний день красивый купол мечети Коба, высящийся над кронами зеленых деревьев, является одним из излюбленных мест людей, приезжающих в Медину, которые совершают намаз в этой мечети. Любая мечеть может иметь два входа - один для мужчин, другой для женщин. В мечети мужчины и женщины молятся раздельно. В зависимости от внутреннего архитектурного устройства мечети женщинам предоставляется для совершения молитвы балкон или же определенное место в глубине мечети, отделенное от остального пространства занавесом.
Во время посещения Екатериной II в 1767 г. города Казани жители Старо-татарской слободы обратились к императрице с просьбой дать дозволение на строительство двух каменных мечетей. Екатерина II собственноручно написала "большой наказ" о разрешении и даже согласно преданиям сама указала место для мечетей.
В настоящее время Казанская Соборная мечеть Марджани ("Аль Марджани") является памятником архитектуры и занесена в каталог мировых архитектурных ценностей. Мечеть Кул-Шариф - самая главная мечеть Казани и одна из крупнейших мечетей Европы. Она является символом Казани и Татарстана. Мечеть находится в списке Всемирного наследия Юнеско. Если вы там не были, постарайтесь обязательно её посетить.)
- Большое спасибо за интересную, познавательную информацию.
.Слово представляется группе III.
(Мы решили рассказать о мусульманском
календаре и летоисчислении. Мусульманское
летоисчисление ведется от переселения пророка
Мухаммада из Мекки в Ясриб, названный позже
городом пророка, то есть Мединой. Это переселение
было совершено в 622 году.
В основе мусульманского календаря лежит лунный
год, состоящий из 12 месяцев. Так как год по
солнечному календарю содержит 365 (366) дней, начало
лунного года и все даты лунного года
относительно солнечного перемещаются примерно
на 11 вперёд. Мусульманский календарь начинается
с месяца Мухаррам, то есть новый год начинается с
1-го числа месяца Мухаррам. Начало мусульманского
летоисчисления связано с реальными
историческими событиями из жизни Пророка
Мухаммада. Начало его проповеднической
деятельности относится к 610 г., а мусульманское
летоисчисление начинает отсчет с переселения
Пророка из Мекки в оазис Ясриб. Прибытие Пророка
в Ясриб (названный позже городом Пророка, то есть
Мединой) большинство историков датирует 24
сентября 622 г. Однако вести летосчисление с
хиджры начали лишь в 637 г., в период правления
второго праведного халифа Омара ибн аль-Хаттаба.
При этом по велению халифа за отправную точку
новой эры был взят не сам день прибытия Пророка в
Медину, а 1 мухаррама (первый день первого месяца)
того же года.
В основе Хиджры лежит лунный годичный цикл.
Мусульманский календарь, так же как и солнечный,
состоит из 12 месяцев. Названия месяцев
исламского календаря сохранились те же, что и в
древнем солнечно-лунном арабском календаре:
месяцы (нечетные - 30 дней, четные -
29).Мусульманский год всегда короче солнечного.
Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы
мигрируют по всем временам года, в результате
чего начало года, например, может приходиться на
летние месяцы григорианского стиля, а через
некоторое время - на зимние.
Каждый месяц начинается с новолуния.)
II. Выявление места и причины затруднения.
Цели:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого восстанавливаются выполненные операции и фиксируются операция, где возникло затруднение;
2) организовать соотношение действий учащихся с используемым алгоритмом
Организация учебного процесса на этапе II.
- Какие затруднения у вас возникли при выполнении задания и по подготовке выступления? (Разная информация, распределение ролей в группе).
- Что необходимо сделать, чтобы в дальнейшем таких затруднений не было? (Научиться выбирать информацию, пользоваться разными источниками, уметь договорится с другими).
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: в коммуникативной форме организовать построение учащимися будущих учебных действий:
1) уточнение цели проекта;
2) уточнение темы урока;
3) определение средств;
Организация учебного процесса на этапе IV.
- Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно также неразрывно он связан и со своей Родиной- местом, где родился и вырос. Наша Родина- республика Татарстан. В мире и согласии живут в республике люди разных национальностей. Каждый народ имеет свою культуру, традиции и обычаи. Поскольку мы изучаем ислам, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
(Мусульманские традиции и обычаи.).
- Каковы будут цели урока? (Познакомиться с мусульманскими традициями и обычаями.
- Работа по учебнику (чтение текста). Читайте внимательно. Если возникнут вопросы, потом можете их задать.
V. Реализация построенного проекта.
Цели:
1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) зафиксировать в речи новые понятия, сформировать умения использовать их на практике.
Организация учебного процесса на этапе V. (На доске слова Рамадан, ураза-байрам, Курбан-байрам)
- Возможно у кого-то возникли вопросы? (Дети задают вопросы)
Физминутка. (Исполнение песни Туган тел)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цели:
1) проверить умение работать с учебником;
2) зафиксировать понятие.
Организация учебного процесса на этапе VI.
- Предлагаю вам поработать по учебнику. Откройте стр. 95. Найдите пожалуйста информацию об еженедельном праздничном дне мусульман. Кто готов озвучить найденную информацию?
(Работа с учебником).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цели:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение работать с дополнительной литературой;
3) тренировать способность к применению нового материала.
Организация учебного процесса на этапе VII.
Творческая работа.
- Ребята вы узнали очень много нового и интересного. Я думаю, что вам не терпится проверить свои знания. Предлагаю вам творческую работу. Нужно отгадать кроссворд.
Каждая группа отгадывает свою часть кроссворда, записывает её в общий кроссворд (отгадывают, записывают на доске. Каждая группа отгадывает свою часть кроссворда).(На доске скрыт кроссворд с ответами).
- А теперь, посмотрите, какой у меня получился кроссворд. Мы шли разными путями, а цели достигли одной - отгадали кроссворд.
- Прочитайте слово, которое у вас получилось под цифрой 1 по горизонтали. (Толерантность).
- В течение месяца ноября, он был месячником толерантности мы с вами много говорили об этом понятии. Толерантность- это иностранное слово. Каково же его значение? (Чтобы ответить на этот вопрос вам необходимо найти значение этого слова в словаре иностранных слов). (Работа со словарём).
Я надеюсь, что вы будете толерантны не только в этот месяц, а в течение всей жизни.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
1) оценить результаты собственной деятельности;
2) согласовать домашнее задание.
Организации учебного процесса на этапеVIII.
- Что нового вы узнали о традициях и обычаях мусульман.?
- Какую цель ставили перед собой в начале урока?
- Достигли ли мы цели урока?
Прочитайте данные высказывания.
Я понял, но у меня остались вопросы.
Я понял, могу объяснить другому.
Определите для себя с каким высказыванием вы согласны.
Домашнее задание.
Перейдём к домашнему заданию.
Тем, кто согласен с первым высказыванием нарисовать татарские национальные сапоги (ичиги).
Тем, кто согласен со вторым высказыванием нарисовать сапоги, которые выпускают на Арской обувной фабрике в нашей республике. Если кому-то захочется прочитать дополнительную литературу можете обратиться в библиотеку школы. Спасибо. Урок окончен. Всем спасибо.