Цели урока:
- создать условия для развития ценностно-смысловой компетенции обучающихся через осмысление ими сущности, причин и событий второй четверти XV века;
- для реализации потенциала учащихся в работе с историческими документами, картами, текстом учебника;
- для утверждения человеческого (милосердие, сострадание, доброта) в человеке.
Оборудование: проектор, презентация, исторический документ “Духовная грамота великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского”, карта, учебник.
Опережающее индивидуальное задание: подготовить материал о втором сыне Дмитрия Донского Юрии Дмитриевиче и о ссоре Василия Косого и Дмитрия Юрьевича с Василием II на его свадьбе.
Ход урока
Учитель: На уроках истории мы очень много говорим о войнах. Тема войны – страшная тема, но мне, как учителю истории, нужно вам показать всю её боль, ужас и трагичность для того, чтобы вы никогда, никогда не допустили этого в будущем, и, если не дай бог что-то подобное случится, вы обязаны будете встать на защиту своей Родины, своей семьи, своих близких… На сегодняшнем уроке мы поговорим о феодальной войне на Руси, а вы знаете, что война внутри государства еще более страшна и сложна, чем борьба с внешним врагом. Объединение русских земель вокруг Москвы вступило в такую стадию, когда некоторые представители правящей династии должны были поступиться властью в пользу великого князя.
Исходя из темы урока, давайте попробуем сформулировать задачи урока, определить что мы должны сегодня узнать (хронологические рамки, причины, повод, ход и итоги войны).
План урока.
1. Причины и повод феодальной войны во второй четверти XV века.
2. Ход войны.
3. Итоги войны.
Проблемный вопрос: почему в ходе феодальной войны победу одержал московский князь Василий II Васильевич?
Повторение изученного материала.
1) Какой процесс начался в конце 13-начале 14 века в русских княжествах?
2) Какие центры объединения русских земель вы знаете?
3) Кто победил в борьбе? Почему?
4) Каких московских князей вы знаете, назовите в хронологической последовательности
5) Вспомните, кто мог быть великим князем по завещанию Ярослава Мудрого?
6) А во времена Владимира Мономаха?
7) Как получил власть Дмитрий Донской?
Изучение нового материала.
В ходе работы обучающиеся заполняют рабочий лист (приложение №1).
1. Причины феодальной войны.
Учитель. Чтобы определить причины феодальной войны, нам необходимо обратиться к более раннему периоду, к завещанию Дмитрия Донского. Работа с документом “Духовная грамота великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского” (приложение №2).
Беседа по вопросам к документу:
Кому передает престол Дмитрий Донской? (Старшему сыну Василию)
Можно ли определить порядок престолонаследия? (От отца к сыну, а затем от брата к брату)
Учитель. Великий князь Василий Дмитриевич скончался в 1425 году, оставив наследником престола десятилетнего сына Василия. Его грозным соперником в борьбе за престол оказался второй сын Дмитрия Донского князь Юрий. Он желал вернуться к прежнему порядку престолонаследия – по старшинству, что было бы отступлением от наследования по прямой линии от отца к сыну.
Рассказ ученика о Юрии Дмитриевиче.
Учитель. Каковы же были причины феодальной войны:
1. Противоречия в механизме наследования престола.
2. Личное соперничество за власть в Москве потомков князя Дмитрия Донского.
Учитель. А как вы считаете, какой порядок наследования престола в то время был более приемлем?
От отца к сыну, т.к. единение русских земель, мощь Московского княжества во многом обеспечивалась именно наследованием от отца к сыну и постепенной ликвидацией уделов.
2. Ход войны.
Работа с учебником А.Н.Сахаров “История России с древнейших времен до конца XVI века”, §16.
Хронологические рамки | События |
1 этап | |
1425-1433 | |
2 этап | |
повод | |
1433 | |
1434 | |
1434 | |
1436 | |
1444 | |
1446 | |
1453 |
3. Итоги войны.
Учитель. Кто же и почему победил в войне?
Василий II, так как
- поддерживали бояре и дворяне, получившие от Дмитрия Донского и Василия I большое количество земель и не хотели их терять;
- горожане устали от ордынских набегов и мечтали о спокойной жизни;
- поддержка Церкви;
- весь Дом Калиты, даже братья Юрия понимали, что сильная великокняжеская власть-это сила и мощь.
Учитель. Каковы же итоги правления Василия II?
1) Он ликвидировал почти все мелкие уделы внутри московского княжества.
2) Укрепил великокняжескую власть.
3) Усилилась зависимость от Москвы Суздальско-Нижегородского княжества, Новгородской земли, Пскова и Вятской земли.
Итог урока.
Составьте синквейн по теме “Феодальная война на Руси”.
Домашнее задание. §16, вопросы и задания.