Задачи урока:
обучающие: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий, сравнить бактерии с клеткой растений, выявить их роль в современной биосфере;
развивающие: формировать умения и навыки работать с научной литературой, учебником, рабочей тетрадью, формулировать и решать поставленные проблемы;
воспитательные: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.
Ход урока
Организационный момент
Проверка готовности класса к уроку.
Мотивация учебной деятельности
Учитель: Всего лишь месяц мы изучаем новый предмет БИОЛОГИЮ.
А что обозначает этот термин? Какие живые организмы – царства вы знаете?
Сегодня пойдёт разговор о представителях одного из этих царств?
Угадайте, о каких организмах сегодня пойдёт речь?
Учитель: Человек не в состоянии воспринимать их ни одним из 5 органов, их нельзя увидеть невооружённым глазом, они существуют беззвучно, их не определишь на вкус, на ощупь, у них нет запаха. Они живут во всех трёх стихиях в воде, в земле, воздухе. Для них не опасен ни вакуум космоса, ни абсолютный холод, ни смертельный для других живых существ доза облучения.
- Это бактерии.
Запись темы урока на доске и в обычных тетрадях по биологии “Удивительный мир бактерий”
Учитель: А если бактерии в нашем кабинете. Попробуйте их сосчитать.
Невозможно - они не видимы размеры их малы.
Путешествовать по миру бактерий поможет нам цветик-семицветик.
1 лепесток – Форма и размер
1. Бактерии - это микроскопические организмы
Запись в тетрадях.
2. Размеры их отмеряются в микрометрах:
1 мкм = 10 -6
средние размеры,1 мкм - 28 мкм
На доске схема: форма бактерий 1. кокки, 2. вибрионы, 3. спириллы, 4. бациллы.
Бактерии часто образуют скопления - это колонии
2 лепесток - Строение бактерий
Работа с учебником п.5. Рассмотрим строение клетки бактерий.
Что содержит бактерия? Есть у неё ядро?
В рабочей тетради выполнить зад.№22 - обозначить части бактерий
3 лепесток - Сходство и отличия растительной и бактериальной клеток
Работа по вариантам:
1 вариант - Что общего?
2 вариант - В чём различие?
Обсуждение проблемы.
Записать в раб. тетр. №22 (на печатной основе В.В.Пасечник) - у бактерий нет ядерной оболочки, они прокариоты.
У растений есть настоящее ядро – они эукариоты.
Учитель: Вот такие бактерии живут вокруг нас. А когда они появились и где они живут?
4 лепесток - История появления бактерий
Включаем музыку.
Сейчас мы расслабились можно закрыть глаза и послушаем историю появления бактерий. Рассказ учителя.
Около 5 млрд. лет назад на Земле было пустынно. Над пустынными просторами без конца и без края ползли низкие зелёные тучи (от избытка хлора в воздухе) тучи и, почти не переставая, лили горячие дожди. Неделями, месяцами, годами заливали они равнины, пологие холмы и дымившиеся сопки вулканов. Из края в край гулял по земле ветер, встречая только камень. Лишь временами раздавался клёкот огненных огненных лав, с шипеним извивавшихся и застывающих. В раздольях тучи изредко появлялось мутное зеленоватое солнце. Оно отражалось в мелких озёрах-морях, которые можно было бы перейти вброд. Только некому было ни ходить, ни летать. ни ползать - ничего живого не было на земле, опалённой, тёмной, тёмной с ядовито-кислой водой, с ядовитым воздухом. И долго ещё планета была безжизненной и пустынной Миллионы и миллионы лет прошли. прежде чем в раннем докембрии, около 3.5-3.8 млрд. лет появились бактерии. а затем и сине-зелёные водоросли, производительницы свободного кислорода.
Итак они появились. Бактерии господствовали на Земле около 2 миллионов лет прежде, чем появились на земле другие организмы. В настоящее время их можно встретить практически везде. Даже там, где другие организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105 градус, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. В океане, на глубине 11 км на высоте 41 км в недрах земной коры на глубине в несколько километров.
Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы, остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухдневное пребывание в глубоком вакууме, не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 часов, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Бактерии освоили все сферы жизни.
Постановки проблемы. Возраст бактерий – 3.5 млрд. лет.
Почему бактерии. являясь одними из древних на земле широко распространены и существуют до сих пор наряду к высокоорганизованным организмами?
Для ответа на этот вопрос нам нужно вспомнить: какими свойствами обладают живыми организмы?
5 лепесток - Дыхание
Бактерии дышат, как все организмы, кислородом - аэробные бактерии. другим воздух не нужен – это анаэробы.
6 лепесток - Питание работа с учебником (стр. 29)
Большинство бактерий питаются готовыми органическими веществами это гетеротрофы.
Составить схему.
Автотрофы - сине-зелёные, способные создавать органические вещества из неорганических.
Гетеротрофы - питаются готовыми веществам.
Сапрофиты - питаются отмершими или выделениями живых.
Паразиты - живут в живых организмах чума, холера.
Какими свойствами обладают ещё живые организмы?
7 лепесток – Размножение
- Это воспроизведение себе подобных. (Учебник, стр. 28)
- А сейчас в роли учителя выступит один из учеников и расскажет о размножении бактерий.
Учитель: Размножаются бактерии простым делением клетки надвое. Каждые 20 минут в благоприятных условиях количество бактерий может удваиваться. Если в организм человека попала всего одна бактерия, то через 12 ч может стать уже несколько миллиардов. При такой скорости размножения потомство от одной бактерии за 5 суток может образовать массу, которая может заполнить за 5 суток все моря и океаны. Но этого не происходит. Как вы думаете почему?
Оказывается большинство бактерий погибает под действием солнечного света, высушивании, недостатке пищи, под действием дезинфицирующих средств. На этом основаны и методы борьбы с бактериями.
8 лепесток - А почему бактерии такие живучие?
Найти ответ в учебнике стр.28.
Ответ учеников.
Учитель: На Земле практически нет мест, где бы ни встречались бактерии. Они обитают во льдах Антарктиды при температуре + 90, даже в жерле вулкана, в океане на глубине 11 км, а вверх в воздухе 41 км. Много бактерий в воздухе больших городов.
В 1 г почвы содержится 3 миллиардов бактерий, в 1 см кубическом – 1 000000. В 1 метре кубическом городского воздуха летом до 25 тысяч, а зимой до 5 тыс.
В классе после проветривания их в 13 раз меньше, чем после урока.
Всё дело в спорах - они служат не для размножения, а для переживания неблагоприятных условий. Внутреннее содержимое клетки сжимается, при этом образуется новая оболочка. Споры некоторых бактерий переносят нагревание до + 140, а охлаждение до – 123
Споры могут сохраниться до нескольких десятков лет, а затем прорасти в благоприятных условиях.
Проверка уровня усвоения знаний, проводится в форме теста.
1. Бактерии – это: а) прокариоты, б) эукариоты.
2. Размеры бактерий измеряются в: а) см, б) м, в) мкм.
3. Клетка бактерий содержит: а) ядро, б) ядерное вещество, в) вакуоли, г) цитоплазму.
4. Оболочка бактерий: а) содержит целлюлозу, б) не содержит целлюлозу.
5. Бактерии размножаются а) делением клетки пополам б) при помощи спор
6. Спора это: а) оболочка, б) клетка.
7. а) одноклеточные, б) многоклеточные, в) могут жить колониями.
Рефлексия.
Ученикам предлагается дать самооценку деятельности на уроке и полученного результата по плану.
“Я”. Как чувствовал себя в процессе работы?
С каким настроением работал на уроке?
Доволен ли я собой?
“Дело” – достигли ли мы цели?
Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
- Д/з: дается 3 задания -1 и 2 задание для всех, 3 - для желающих.
- Раб. тетрадь № 24.№ 25.
- Подумать, возможно ли прожить на земле без бактерий?