"Удивительный мир бактерий". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Задачи урока:

обучающие: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий, сравнить бактерии с клеткой растений, выявить их роль в современной биосфере;

развивающие: формировать умения и навыки работать с научной литературой, учебником, рабочей тетрадью, формулировать и решать поставленные проблемы;

воспитательные: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.

Ход урока

Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку.

Мотивация учебной деятельности

Учитель: Всего лишь месяц мы изучаем новый предмет БИОЛОГИЮ.

А что обозначает этот термин? Какие живые организмы – царства вы знаете?

Сегодня пойдёт разговор о представителях одного из этих царств?

Угадайте, о каких организмах сегодня пойдёт речь?

Учитель: Человек не в состоянии воспринимать их ни одним из 5 органов, их нельзя увидеть невооружённым глазом, они существуют беззвучно, их не определишь на вкус, на ощупь, у них нет запаха. Они живут во всех трёх стихиях в воде, в земле, воздухе. Для них не опасен ни вакуум космоса, ни абсолютный холод, ни смертельный для других живых существ доза облучения.

- Это бактерии.

Запись темы урока на доске и в обычных тетрадях по биологии “Удивительный мир бактерий”

Учитель: А если бактерии в нашем кабинете. Попробуйте их сосчитать.

Невозможно - они не видимы размеры их малы.

Путешествовать по миру бактерий поможет нам цветик-семицветик.

1 лепесток – Форма и размер

1. Бактерии - это микроскопические организмы

Запись в тетрадях.

2. Размеры их отмеряются в микрометрах:

1 мкм = 10 -6

средние размеры,1 мкм - 28 мкм

На доске схема: форма бактерий 1. кокки, 2. вибрионы, 3. спириллы, 4. бациллы.

Бактерии часто образуют скопления - это колонии

2 лепесток - Строение бактерий

Работа с учебником п.5. Рассмотрим строение клетки бактерий.

Что содержит бактерия? Есть у неё ядро?

В рабочей тетради выполнить зад.№22 - обозначить части бактерий

3 лепесток - Сходство и отличия растительной и бактериальной клеток

Работа по вариантам:

1 вариант - Что общего?

2 вариант - В чём различие?

Обсуждение проблемы.

Записать в раб. тетр. №22 (на печатной основе В.В.Пасечник) - у бактерий нет ядерной оболочки, они прокариоты.

У растений есть настоящее ядро – они эукариоты.

Учитель: Вот такие бактерии живут вокруг нас. А когда они появились и где они живут?

4 лепесток - История появления бактерий

Включаем музыку.

Сейчас мы расслабились можно закрыть глаза и послушаем историю появления бактерий. Рассказ учителя.

Около 5 млрд. лет назад на Земле было пустынно. Над пустынными просторами без конца и без края ползли низкие зелёные тучи (от избытка хлора в воздухе) тучи и, почти не переставая, лили горячие дожди. Неделями, месяцами, годами заливали они равнины, пологие холмы и дымившиеся сопки вулканов. Из края в край гулял по земле ветер, встречая только камень. Лишь временами раздавался клёкот огненных огненных лав, с шипеним извивавшихся и застывающих. В раздольях тучи изредко появлялось мутное зеленоватое солнце. Оно отражалось в мелких озёрах-морях, которые можно было бы перейти вброд. Только некому было ни ходить, ни летать. ни ползать - ничего живого не было на земле, опалённой, тёмной, тёмной с ядовито-кислой водой, с ядовитым воздухом. И долго ещё планета была безжизненной и пустынной Миллионы и миллионы лет прошли. прежде чем в раннем докембрии, около 3.5-3.8 млрд. лет появились бактерии. а затем и сине-зелёные водоросли, производительницы свободного кислорода.

Итак они появились. Бактерии господствовали на Земле около 2 миллионов лет прежде, чем появились на земле другие организмы. В настоящее время их можно встретить практически везде. Даже там, где другие организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105 градус, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. В океане, на глубине 11 км на высоте 41 км в недрах земной коры на глубине в несколько километров.

Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы, остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухдневное пребывание в глубоком вакууме, не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 часов, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Бактерии освоили все сферы жизни.

Постановки проблемы. Возраст бактерий – 3.5 млрд. лет.

Почему бактерии. являясь одними из древних на земле широко распространены и существуют до сих пор наряду к высокоорганизованным организмами?

Для ответа на этот вопрос нам нужно вспомнить: какими свойствами обладают живыми организмы?

5 лепесток - Дыхание

Бактерии дышат, как все организмы, кислородом - аэробные бактерии. другим воздух не нужен – это анаэробы.

6 лепесток - Питание работа с учебником (стр. 29)

Большинство бактерий питаются готовыми органическими веществами это гетеротрофы.

Составить схему.

Автотрофы - сине-зелёные, способные создавать органические вещества из неорганических.

Гетеротрофы - питаются готовыми веществам.

Сапрофиты - питаются отмершими или выделениями живых.

Паразиты - живут в живых организмах чума, холера.

Какими свойствами обладают ещё живые организмы?

7 лепесток – Размножение

- Это воспроизведение себе подобных. (Учебник, стр. 28)

- А сейчас в роли учителя выступит один из учеников и расскажет о размножении бактерий.

Учитель: Размножаются бактерии простым делением клетки надвое. Каждые 20 минут в благоприятных условиях количество бактерий может удваиваться. Если в организм человека попала всего одна бактерия, то через 12 ч может стать уже несколько миллиардов. При такой скорости размножения потомство от одной бактерии за 5 суток может образовать массу, которая может заполнить за 5 суток все моря и океаны. Но этого не происходит. Как вы думаете почему?

Оказывается большинство бактерий погибает под действием солнечного света, высушивании, недостатке пищи, под действием дезинфицирующих средств. На этом основаны и методы борьбы с бактериями.

8 лепесток - А почему бактерии такие живучие?

Найти ответ в учебнике стр.28.

Ответ учеников.

Учитель: На Земле практически нет мест, где бы ни встречались бактерии. Они обитают во льдах Антарктиды при температуре + 90, даже в жерле вулкана, в океане на глубине 11 км, а вверх в воздухе 41 км. Много бактерий в воздухе больших городов.

В 1 г почвы содержится 3 миллиардов бактерий, в 1 см кубическом – 1 000000. В 1 метре кубическом городского воздуха летом до 25 тысяч, а зимой до 5 тыс.

В классе после проветривания их в 13 раз меньше, чем после урока.

Всё дело в спорах - они служат не для размножения, а для переживания неблагоприятных условий. Внутреннее содержимое клетки сжимается, при этом образуется новая оболочка. Споры некоторых бактерий переносят нагревание до + 140, а охлаждение до – 123

Споры могут сохраниться до нескольких десятков лет, а затем прорасти в благоприятных условиях.

Проверка уровня усвоения знаний, проводится в форме теста.

1. Бактерии – это: а) прокариоты, б) эукариоты.

2. Размеры бактерий измеряются в: а) см, б) м, в) мкм.

3. Клетка бактерий содержит: а) ядро, б) ядерное вещество, в) вакуоли, г) цитоплазму.

4. Оболочка бактерий: а) содержит целлюлозу, б) не содержит целлюлозу.

5. Бактерии размножаются а) делением клетки пополам б) при помощи спор

6. Спора это: а) оболочка, б) клетка.

7. а) одноклеточные, б) многоклеточные, в) могут жить колониями.

Рефлексия.

Ученикам предлагается дать самооценку деятельности на уроке и полученного результата по плану.

“Я”. Как чувствовал себя в процессе работы?

С каким настроением работал на уроке?

Доволен ли я собой?

“Дело” – достигли ли мы цели?

Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?

  1. Д/з: дается 3 задания -1 и 2 задание для всех, 3 - для желающих.
  2. Раб. тетрадь № 24.№ 25.
  3. Подумать, возможно ли прожить на земле без бактерий?