"Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока.

Образовательные.

  • Познакомить учащихся с новым для них понятием – объёмом.
  • Показать единицы измерения новой величины и их соотношение.

Развивающие.

  • Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
  • Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету.
  • Совершенствовать навыки учащихся в применении приобретенных знаний на практике.

Воспитательные.

  • Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.
  • Воспитание уважения друг к другу.

Используемое оборудование: комплект параллелепипедов, мультимедиа проектор, ноутбук, чертежные инструменты, таблицы.

Этап урока-стадия Задачи этапа Содержание этапа, используемый прием
1 стадия. Вызов.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах
Актуализация имеющихся знаний.

Пробуждение интереса к получению новой информации.

Постановка учеником собственных целей обучения.

“Не мыслям надобно учить, а учить мыслить”. Э. Кант

Ход урока

Ребята, сегодня мы откроем новое знание, связанное с прямоугольным параллелепипедом и для того, чтобы узнать тему урока вам придется выполнить следующее задание:

найти значения выражений и в соответствии с выбранной буквой расположить ответы в порядке возрастания:

  1. 22 + 32 (Ъ)
  2. (2 + 32 (О)
  3. 23 - 13 (М)
  4. 62 : 22 (Е)
  5. (7 - 3)2 (Б)

- Итак, получилось слово объем, значит, на этом уроке мы будем заниматься нахождением объема прямоугольного параллелепипеда.

Историческая справка (слайды 2 и 3). Презентация

В памятниках вавилонской и древнеегипетской архитектуры встречаются такие геометрические фигуры, как куб, параллелепипед, призма. Важнейшей задачей египетской и вавилонской геометрии было определение объема различных пространственных фигур. Эта задача отвечала необходимости строить дома, дворцы, храмы и другие сооружения.

Однако древнему Востоку были известны в основном только отдельные правила, найденные опытным путем, которыми пользовались для нахождения объемов. В более позднее время, когда геометрия сформировалась как наука, был найден общий подход к вычислению объемов многогранников.

- Что же такое объем и как найти объем прямоугольного параллелепипеда?

Объем обозначается буквой V, потому что на латыни объём записывается так Volume, по первой букве этого слова и стали обозначать объём.

(Cлайд 5)

2 стадия. Осмысление содержания

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией.

Работа ведется индивидуально или в парах

- Получение новой информации.

- Корректировка учеником поставленных целей обучения.

Работа с текстом. Прием “Инсерт”.

Ребята, открываем учебник, внимательно читаем пункт 21 учебника и делаем пометки в тексте. Напоминаю, что обозначают значки:

V - уже знал,

+ - новое,

- думал иначе,

? - не понял, есть вопросы.

Читая второй раз, заполняем заранее приготовленную таблицу.

Записи делаем краткие, используя ключевые фразы и слова.

Уже знал (V) Новое(+) Думал иначе (-) Есть вопросы (?)

После заполнения таблицы нужно ответить на вопросы для выявления затруднений:

- можно ли сравнить объемы двух сосудов?

- что такое измерения прямоугольного параллелепипеда?

- можно ли считать куб прямоугольным параллелепипедом?

- что такое кубический сантиметр, кубический метр?

- как еще называют кубический дециметр?

- Итак, мы узнали формулу объема прямоугольного параллелепипеда V= a b c и формулу объема куба V= а?. (Cлайды 7 и 8).

Физкультминутка

Раз – подняться на носки и улыбнуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

3 стадия. Рефлексия.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах
- Размышление.

- Рождение нового знания.

- Постановка учеником новых целей обучения.

Практическая работа.

Предлагается найти объем упаковки, имеющей форму параллелепипеда, из-под молока или сока (слайд 5). Каждый ученик подготовил к уроку заранее одну упаковку.

- что нужно знать для нахождения объема?

- длину, ширину и длину упаковки

- верно!

Производятся измерения. Вычисления записываются в тетради.

Таблица единиц измерения объемов (слайд 9)

мм3, см3, дм3, м3, км3

1 л = 1 дм3

1 см3 = 1000 мм?

1 дм3 = 1000 см3

1 м3 = 1000 дм3

1 км3 =1000000000 м3

Далее для закрепления полученных знаний проводится самостоятельная работа (слайд 10) с самопроверкой (слайд 11).

При выполнении работы можно пользовать таблицей единиц измерения объемов:

  1. Найти V если, а = 3 см, b = 5 см, c = 10 см
  2. Найти, а если, V =400 см3, b = 8 см, c = 1 дм
  3. Найти V куба со стороной, равной 4 см
  4. Выразить 2000 мм3 в см3
  5. Выразить 10 л в дм3
    Проверь себя!
  1. 150 см3
  2. 5 см3
  3. 64 см3
  4. 2 дм3
  5. 10 дм3

Подведем итоги урока, систематизируем полученные знания и составим схему.

Объём — количественная характеристика пространства, занимаемого телом или веществом. Объём тела или вместимость сосуда определяется его формой и линейными размерами. С понятием объёма тесно связано понятие вместимость, то есть объём внутреннего пространства сосуда, упаковочного ящика и т.д.

Метод “Кластер”

    В заключении учащимся предлагается назвать три момента (“метод три М”) которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Выставление оценок.

Домашнее задание: составить синквейн на тему: “Объем прямоугольного параллелепипеда”.