Обобщающий урок географии «Географические координаты». 6-й класс
Цели урока: обобщение знаний о географических координатах, развитие и закрепление умений и навыков определения и практического применения величин, определяющие положение точки на земной поверхности.
Задачи:
- продолжить развивать умения определять географические координаты точек земной поверхности;
- сформировать умения и навыки комплексного использования физической и политической карт;
- углубить знания о географических координатах и понятиях: “меридиан”, “параллель”, “экватор”, “нулевой меридиан”, “широта”, “долгота” и др.;
- познакомить учащихся с новыми географическими объектами, расширить их кругозор.
Тип урока: урок-обобщение.
Оборудование: физическая карта полушарий, глобусы, атласы, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. По вопросам:
- что такое географическая широта, как она определяется?
- что такое географическая долгота, какой она бывает?
- как определить географические координаты?
2. Составление опорной схемы:

3. Выборочная проверка тетрадей с домашней работой.
III. Повторение и обобщение.
1. Игра на повторение “Назови объект!”:
1.1. В какой части Мирового океана находилось судно, если его
координаты были следующие: 0° д., 0° ш.?
1.2. На 50° с.ш. и 14°в.д. находится столица дружественной нам
страны. Какая?
1.3. Где на Земле можно построить дом, у которого все стороны будут
обращены на юг?
1.4. Легкое парусное судно в Индийском океане терпит бедствие. Его
координаты 10° ю.ш.; 60° в.д. С какого берега какого материка может
быстрее подоспеть помощь?
1.5. Чем интересна вершина, имеющая координаты 28° с.ш.; 88°
в.д.?
1.6. Батискаф “Триест” совершил рекордное погружение на глубину
7 025 метров в точке с координатами 13° с.ш.; 145° в.д. В
каком океане? Покажите это место.
1.7. Определите по глобусу, какие меридианы в Западном полушарии
являются продолжением 20-го, 40-го, 70-го меридианов Восточного
полушария.
1.8. Какой материк целиком расположен в восточных долготах?
1.9. Определите, какой географический объект имеет координаты 63°
с.ш.; 151° з.д.
1.10. Назовите материк, пересекаемый всеми меридианами.
Ответы:
1.1. Атлантический океан, Гвинейский залив.
1.2. Прага – столица Чехии.
1.3. В Антарктиде, на Южном полюсе.
1.4. С берега материка Африка.
1.5. Гора Джомолунгма (известная как Эверест) – высочайшая в мире
(8 848 м).
1.6. В Тихом океане, Марианский желоб.
1.7. 160° з.д., 140° з.д., 110° з.д.
1.8. Австралия.
1.9. Гора Мак-Кинли в Северной Америке.
1.10. Антарктида.
2. Работа в парах.
Задания:
2.1. Придумать и записать в тетради два задания на определение
географических координат: прямое и обратное задания.
2.2. Передать соседу для выполнения. Проверить друг у друга
правильность ответов.
3. Самостоятельная практическая работа в тетради с использованием карт и атласов.
| Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
| 1. Определите, какой географический объект имеет координаты: | ||
| 52° с.ш.; 106° в.д.
42° ю.ш;; 148° в.д. |
41° с.ш.; 16° в.д.
67° ю.ш.; 65° з.д. |
2° ю.ш.; 33° в.д.
28° с.ш.; 82° з.д. |
| 2. Определите координаты: | ||
| Берингова пролива. | Суэцкого канала. | Гибралтарского пролива. |
| 3. Назовите океаны, моря, озера и заливы, которые пересекаются меридианом: | ||
| 106° в.д. | 5° в.д. | 87° з.д. |
| 4. Определите координаты: | ||
| Самой северной точки Австралии | Самой южной точки Африки | Самой восточной точки Южной Америки |
IV. Закрепление изученного.
- Что такое географические координаты?
- Для чего нужно уметь их определять?
V. Домашнее задание: по учебнику.
VI. Итог урока.
Выставление оценок.