Цели урока: обобщение знаний о географических координатах, развитие и закрепление умений и навыков определения и практического применения величин, определяющие положение точки на земной поверхности.
Задачи:
- продолжить развивать умения определять географические координаты точек земной поверхности;
- сформировать умения и навыки комплексного использования физической и политической карт;
- углубить знания о географических координатах и понятиях: “меридиан”, “параллель”, “экватор”, “нулевой меридиан”, “широта”, “долгота” и др.;
- познакомить учащихся с новыми географическими объектами, расширить их кругозор.
Тип урока: урок-обобщение.
Оборудование: физическая карта полушарий, глобусы, атласы, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. По вопросам:
- что такое географическая широта, как она определяется?
- что такое географическая долгота, какой она бывает?
- как определить географические координаты?
2. Составление опорной схемы:
3. Выборочная проверка тетрадей с домашней работой.
III. Повторение и обобщение.
1. Игра на повторение “Назови объект!”:
1.1. В какой части Мирового океана находилось
судно, если его координаты были следующие: 0° д., 0°
ш.?
1.2. На 50° с.ш. и 14°в.д. находится столица
дружественной нам страны. Какая?
1.3. Где на Земле можно построить дом, у которого
все стороны будут обращены на юг?
1.4. Легкое парусное судно в Индийском океане
терпит бедствие. Его координаты 10° ю.ш.; 60° в.д. С
какого берега какого материка может быстрее
подоспеть помощь?
1.5. Чем интересна вершина, имеющая координаты 28°
с.ш.; 88° в.д.?
1.6. Батискаф “Триест” совершил рекордное
погружение на глубину 7 025 метров в точке с
координатами 13° с.ш.; 145° в.д. В каком океане?
Покажите это место.
1.7. Определите по глобусу, какие меридианы в
Западном полушарии являются продолжением 20-го,
40-го, 70-го меридианов Восточного полушария.
1.8. Какой материк целиком расположен в восточных
долготах?
1.9. Определите, какой географический объект имеет
координаты 63° с.ш.; 151° з.д.
1.10. Назовите материк, пересекаемый всеми
меридианами.
Ответы:
1.1. Атлантический океан, Гвинейский залив.
1.2. Прага – столица Чехии.
1.3. В Антарктиде, на Южном полюсе.
1.4. С берега материка Африка.
1.5. Гора Джомолунгма (известная как Эверест) –
высочайшая в мире (8 848 м).
1.6. В Тихом океане, Марианский желоб.
1.7. 160° з.д., 140° з.д., 110° з.д.
1.8. Австралия.
1.9. Гора Мак-Кинли в Северной Америке.
1.10. Антарктида.
2. Работа в парах.
Задания:
2.1. Придумать и записать в тетради два задания
на определение географических координат: прямое
и обратное задания.
2.2. Передать соседу для выполнения. Проверить
друг у друга правильность ответов.
3. Самостоятельная практическая работа в тетради с использованием карт и атласов.
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
1. Определите, какой географический объект имеет координаты: | ||
52° с.ш.; 106° в.д. 42° ю.ш;; 148° в.д. |
41° с.ш.; 16° в.д. 67° ю.ш.; 65° з.д. |
2° ю.ш.; 33° в.д. 28° с.ш.; 82° з.д. |
2. Определите координаты: | ||
Берингова пролива. | Суэцкого канала. | Гибралтарского пролива. |
3. Назовите океаны, моря, озера и заливы, которые пересекаются меридианом: | ||
106° в.д. | 5° в.д. | 87° з.д. |
4. Определите координаты: | ||
Самой северной точки Австралии | Самой южной точки Африки | Самой восточной точки Южной Америки |
IV. Закрепление изученного.
- Что такое географические координаты?
- Для чего нужно уметь их определять?
V. Домашнее задание: по учебнику.
VI. Итог урока.
Выставление оценок.