Цели:
образовательный аспект: познакомить учащихся с понятием “истина” и “ложь”;
развивающий аспект:
- развитие логического мышления;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
воспитательный аспект: бережное отношение к средствам вычислительной техники.
Тип урока: изучение нового материала.
Программное обеспечение: Мир информатики, 3-4 год обучения.
Дидактический материал: рабочая тетрадь-практикум (у каждого ученика).
Форма организации УД: практическая работа учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Организация рабочего места учащихся, учителя; приветствие.
2. Сообщение темы и цели урока, постановка задач.
3. Определение путей и средств достижения цели урока.
4. Планирование работы на уроке.
II. Проверка домашнего задания
Тест
1. Что называется несовместимыми понятиями:
а) понятия, которые связаны отношением равнозначности;.
б) это понятия, не имеющие общих объектов;
в) это Круги Эйлера-Вена, обозначающие несовместимые понятия.
2. К какому отношению относится диаграмма Эйлера-Вена:
а) равнозначности;
б) пересечения;
в) противоположности.
3. Какие отношения выражаются словами – антонимами:
а) противоположности;
б) противоречия;
в) подчинения.
4. Для изображения каких отношений круг делится линией на две части:
а) противоположности;
б) пересечения;
в) противоречия.
5. Как называются понятия, которые отражают один и тот же объект.
а) пересечения;
б) подчинения;
в) равнозначности.
- Сейчас поменяйтесь работами, и проверьте работу соседа, сравните ответы на экране с вашим.
Если ваши ответы совпали с предложенными на доске, то вы ставите оценку “5”. Если есть одно несовпадение, то ставите оценку “4”, и так далее.
Слайд 2. Презентация
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Б | Б | А | В | В |
Гимнастик для глаз.
Слайд 3-4
III. Изучение нового материала
Понятия “истина”и “ложь” это несовместимые понятия, которые в информатике имеют очень большое значение. Истина всегда “лежит” на поверхности. Люди добывают ее, когда наблюдают, исследуют предметы и явления, читают вычисляют, измеряют, думают, то есть работают с информацией. В результате размышления человек может высказать свое мнение. Это мнение может быть истинным или ложным.
Как вы думаете что же такое истинные и ложные высказывания?
Ответы детей.
Слайд 5
- Истина – это то, что соответствует действительности.
- Ложь – это то, что действительности не соответствует
IV. Первичная проверка изученного
Назовите картинки, на которых изображена ИСТИНА, а теперь назовите картинки, на которых изображена ЛОЖЬ.
Слайд 6
Если высказывание истинно, напиши возле него букву “И”, если ложно – букву “Л”.
Слайд 7
V. Физкультминутка “Веселые мартышки”
Слайд 8
Учитель говорит слова: ученики повторяют всё за учителем.
“Мы - веселые мартышки, мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем, надуваем щечки,
Скачем на носочках и друг другу даже язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесем к виску.
Оттопырим ушки, хвостик на макушке.
Шире рот откроем, гримасы все состроим.
Как скажу я цифру 3, - все с гримасами замри”.
VI. Повторение пройденного.
Придумай для этого рисунка одно истинное высказывание и одно ложное.
Слайд 9
VII. Практическая работа. Работа на компьютере. Программа “Страна Фантазия”.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что узнали нового?
- Когда мы используем отрицание?
- Привести примеры
- Информация о домашнем задании “Приведите примеры когда истинные высказывания со временем может “стать” ложным”.