Проектная методика в личностно-ориентированном обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


Повышение требований к коммуникативному аспекту владения иностранным языком заставляет учителей иностранного языка искать новые формы и приемы обучения для повышения мотивации учащихся, требует новых подходов к отбору содержания и организации материала, причем эти полходы должны быть направлены на преодоление инертности и безынициативности учащихся на уроках, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи.

В настоящее время огромное внимание уделяется межкультурным интернациональным связям. Практически во всех учебниках английского языка большая часть отводится знакомству с иноязычной культурой, но понять чужую культуру можно лишь при глубоком знании истории и культуры своей страны, своего города. Эту проблему может решить использование проектной методики на уроках английского языка.

На наш взгляд, использование проектной методики может не только решить эти проблемы, но и развить у школьников самостоятельность, творчество, активность, превратить ученика из объекта обучения в субъект учебной деятельности.

В условиях обучения целого класса без нарушения естественного хода учебно- воспитательного процесса, мною был проведен эксперимент. Эксперимент состоял из следующих этапов; имеющих четко определенные сроки: диагностического, прогностического, организационного, практического, обобщающего.

На прогностическом этапе эксперимента была определена цель исследования – раскрыть практические аспекты методики проектов как варианта современных педагогических технологий личностно-ориентированного обучения. Помимо целей исследования были определены основные его задачи:

  • провести стартовую диагностику умений учащихся в области говорения;
  • выявить особенности коллектива и индивидуальные особенности каждого учащегося (основные мотивы учебной деятельности школьников, отстающих учащихся, а также учащихся опережающих учебную программу);
  • разработать и провести серию уроков, используя проектную методику;
  • проверить эффективность применения данного метода в конкретных условиях, используя такие методы исследования как анкетирование, наблюдение и тестирование;
  • обработать и проанализировать результаты исследования;
  • сформировать выводы о проведенной работе, о степени реализации поставленной цели, о полезности данного эксперимента и возможных путях разработки проблемы использования проектной методики.

Исходя из целей и задач исследования, мною была выдвинута гипотеза- проектная методика способствует развитию коммуникативных способностей личности школьника, обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ученика, способствует повышению мотивации изучения английского языка в школе. Применение метода проектов будет успешным при выполнении следующего:

  • внедрение активных форм обучения (драматизация диалогов, деловые игры, составление минипроектов);
  • использование социокультурного аспекта;
  • использование эгофактора;
  • коммуникативная цель- ведущая в обучении английскому языку.

Предметом данного исследования является внедрение современных педагогических технологий, в частности, метода проектов в процесс обучения английскому языку. Следовательно, в качестве объекта исследования рассматривалась эффективность применения метода проектов, как способствующего мотивации, самоактуализации, творческим способностям учащихся, и стимулирующего речемыслительную деятельность.

Во время следующего этапа нами был проведен эксперимент по организации проектной работы как способа стимулирования речемыслительной деятельности. Были составлены характеристики классных коллективов. С целью обеспечения эксперимента был выбран метод продолжительного наблюдения, метод анкетирования и метод тестирования.

На начальном этапе констатирующего эксперимента в 6а классе был проведен анкетный опрос, выявляющий отношение учащихся к уроку английского языка.

  1. Больше всего на уроках английского языка мне нравится:
  2. a) читать, переводить;

    b) выполнять письменные задания;

    c) разговаривать на английском языке;

    d) выполнять творческие задания;

  3. На уроке английского языка мне:
  4. a) скучно;

    b) интересно;

    c) трудно;

    d) легко;

  5. Лучше всего у меня получается:
  6. a) учить слова;

    b) читать, переводить;

    c) составлять диалоги;

    d) рассказывать;

  7. Мне хотелось бы:
  8. a) лучше говорить;

    b) лучше писать;

    c) лучше запоминать слова;

    d) грамотнее писать;

  9. Урок английского языка:
  10. a) длиться очень долго;

    b) длиться как обычный урок;

    c) пролетает незаметно;

  11. Мне хотелось бы:
  12. a) больше говорить;

    b) больше читать;

    c) выполнять больше творческих заданий;

    d) отменить предмет английский язык;

  13. Наибольшие трудности я испытываю:
  14. a) выполняя грамматические упражнения;

    b) при написании сложных слов;

    c) составляя предложения;

    d) затруднений не испытываю;

  15. При чтении наибольшие трудности у меня вызывает:
  16. a) определение смысла прочитанного;

    b) большое количество незнакомых слов в тексте;

    c) большое количество слов трудных в произношении;

    d) все легко;

  17. При аудировании мне трудно:
  18. a) понимать слова учителя;

    b) воспринимать на слух без опоры на печатный текст;

    c) слушать записи на кассете, но учителя понимаю;

    d) могу все;

  19. Диалоги мне:
  20. a) нравится читать;

    b) нравится составлять;

    c) трудно составлять;

    d) трудно понимать собеседника;

  21. Наибольшие трудности я испытываю:
  22. a) отвечая на вопросы;

    b) пересказывая;

    c) выражая свое мнение;

    d) все легко;

  23. На уроки английского языка я хожу потому что:
  24. a) так надо;

    b) мне нравится говорить на другом языке;

    c) на уроках мы выполняем интересные задания;

    d) мне нравится узнавать все новое;

Проанализировав полученные ответы, было выявлено, что большинство учащихся любит выполнять творческие задания и составлять диалоги; на уроках им интересно и время пролетает незаметно; ребятам хотелось бы научиться лучше говорить и выполнять больше творческих заданий. По мнению учащихся, лучше всего у них получается составлять диалоги. Большинство учащихся считает, что наибольшие трудности в рамках письменной речи у них вызывает выполнение грамматических упражнений; в области чтения - большое количество слов, трудных в произношении; в области аудирования - восприятие английской речи; в области говорения- пересказ различных текстов. Многие учащиеся уверены, что они посещают уроки английского языка, т.к. им нравится узнавать что-то новое и говорить на другом языке.

На основном этапе констатирующего эксперимента был определен начальный уровень знаний учащихся 6а класса по английскому языку, которым был предложен тест.

1. Ф.И.О.

2. She ...come to the party tomorrow.

a) is not b) will not c) shall not

3. In January it ...colder then in March.

a) is not b) is c) does not

4. The Browns...in London now.

a) are not b) is not c) did not

5. Lizzy...got a lot of friends at school

a) have b) has c) is not

6. I...like Maths more then English.

a) does not b) do not c) am not

7.... is Barbara? In the bathroom.

a) what b) who c) where

8. I can’t ... you in this darkness. (темнота)

a) look b) see c) come

9. How far is ... from London?

a)it b) this c) there

10. This is the ... coffee I have ever tasted.(пробовать)

a) best b) better c) good

11.... were you late for school yesterday?

a) who b) what c) why

12.... Robinsons have two children.

a) A b) This c) The

13. Don’t worry(не беспокойся), it’s a very short trip. I ... back in a few days.

a) will be b) was c) will

14. One of the smallest countries in the world ... San Marino in Italy.

a) are b) can c) is

15. I ... on duty last Monday.

    a) is b) aren’t c) wasn’t

16. I ... like detective stories.

a) doesn’t b) didn’t c) don’t

После обработки данного теста было выяснено, что большинство учащихся усвоили грамматический материал, изученный в предыдущие годы. Следует отметить, что типичные ошибки были допущены в выборе вопросительных слов, формы глагола to be, в употреблении артикля перед фамилией и степеней сравнения прилагательных.

Учащимся 7в класса также, но основном этапе констатирующего эксперимента был дан тест, целью которого являлось определение начального уровня знаний семиклассников. Учащимся необходимо было вставить в текст пропущенные слова, выбрав нужные из представленных вариантов ответов. Проверялись не только лексические и грамматические навыки и умения учащихся, но и их способности логично и последовательно выражать свои мысли, соблюдая целостность и правильность построения высказывания. Проанализировав ответы учащихся, Было выяснено, что ребята испытывают трудности с выбором необходимых лексических единиц, что, в свою очередь, связано с непониманием теста. Так, пятьдесят процентов учащихся испытывают трудности в лексическом выборе слова, пятьдесят процентов в выборе союзного слова в определительных предложениях, восемьдесят процентов в выборе правильной формы вспомогательных глаголов to do и to be.

Получив исходные данные по результатам тестов в 6 и 7 классах, перешли к осуществлению обучающего этапа эксперимента. Сущность данного этапа исследования состоит в том, что обучение проводится с условием введения нового фактора - использование метода проектов на уроках английского языка, и отслеживания результатов эффективности его применения.

Учащимся 6 а класса было предложено выполнить личностный проект средней продолжительности- сочинить рецепт или написать рецепт своего любимого блюда. Одной из форм подготовки к выполнению данного проекта являлось составление списка покупок, используя лексику: some, little, much,a bit, few, a few, a loaf of bread, a bag of sugar, a cucumber, an apple-pie , oranges, 1 kilo of meat.

Проиллюстрировав рецепт, ребята рассказывали способ приготовления блюда, используя лексику: to add, to put, to mix, to slice , a tea spoon of oil, tasty, delicious. После презентации всех проектов был проведен конкурс на лучший рецепт. Дети путем голосования выбирали понравившийся рецепт. Также учащимся 6-а класса, был выполнен личностный проект средней продолжительности “My Robot”. Учащиеся “создавали” роботов, чтобы помочь мамам в работе по дому. Дети рисовали картинки роботов и представляли свои проекты, используя лексику: to sweep the floor, to wash, to cook, to iron, to dust. После презентации был также проведен конкурс на лучшего робота. Учащиеся выбирали путем голосования роботов по номинациям: Самый красивый, Самый функциональный и универсальный и Самый оригинальный.

При изучении темы “Famous People” учащимся 7-в класса было предложено создать журнал об известных людях. Тип проекта: смешанный, средней продолжительности. Цель – познакомиться с выдающимися личностями Великобритании и США; воспитание положительного отношения к известным личностям и их достижениям. Конечным результатом явилось создание журнала об известных людях. На организационном занятии после совместного с учащимися обсуждения темы, было решено информацию и сделать сообщения об известных личностях и их достижениях; выявить качества характера, позволившие достичь успеха; сделать журнал о знаменитостях. Затем учащиеся разбились на две группы с учетом психологической совместимости и так, чтобы в каждой группе были ученики с разными уровнями владения английским языком. Конечно, при делении учащихся на группы, учитывались и их интересы. Первая группа занималась созданием журнала, а вторая разрабатывала способы прославления и увековечивания имен выдающихся личностей. Так ребята собрали информацию о Джонатане Свифте, Роберте Бернсе, Чарлзе Диккенсе, Марке Твене и решили еще раз сделать акцент на славе Мехаила Шолохова, Чарлзе Диккенсона, Флоренс Натенгейл, Волта Диснея, Кристафора Колумба, Мстислава Ростроповича, Сергея Бондарчюка. На протяжении 9 уроков учащиеся собирали материал, как на русском, так и на английском языках, работали в группах, консультировались с учителем. Следует отметить, что большая часть работы была выполнена во внеурочное время, поскольку проектная методика предполагает немалый объем самостоятельной работы учащихся. Кульминационным моментом было заключительное занятие, на котором учащиеся обменивались информацией, задавали интересующие вопросы и был представлен журнал, выполненный самими ребятами.

Наблюдая за участниками во время обучающего эксперимента, был сделан вывод, что при использовании проектной методики учащиеся испытывают меньше трудностей в процессе овладения навыками устной речи, что подтверждается оценками, выставленными за проекты. Работа над созданием проекта помогла учащимся лучше усвоить лексические единицы по теме, необходимые речевые клише, грамматические структуры. Учащиеся принимали активное участие в различных турах викторины, показали высокий уровень знания изученного материала, что еще раз доказало, что применение вышеуказанных приемов и методов обучения также способствует развитию мотивационной сферы личности ребенка. Заметным является то, что, выступая перед своими одноклассниками учащиеся постепенно преодолевают страх перед говорением на иностранном языке, что является одной из ведущих целей в обучении иностранным языкам в образовательных учреждениях.

Если сравнить результаты первой и второй работы, можно увидеть, что уровень знаний в начале эксперимента был гораздо ниже того, чем имеет место в конце.

На наш взгляд проведенный эксперимент позволил активизировать познавательный интерес учащихся к изучению иностранному языку в целом. На основе результатов эксперимента можно сделать следующие выводы:

- в ходе всего процесса обучения иностранному языку необходимо проводить систематическую работу по внедрению проектной методики на уроках английского языка с целью развития творческих способностей учащихся и повышения мотивационной сферы личности ребенка.

- действительно, использование метода проектов делает процесс овладения иностранным языком более доступным, интересным, запоминающимся и эффективным.

- используемые в ходе данного эксперимента методы, приемы и способы обучения иностранному языку повышает интерес у учащихся к данному предмету.

Традиционная система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, что не позволяет последнему самому познавая активно и творчески пользоваться знаниями в жизни как своими приобретениями. Кроме того, знания при невостребованности обладают способностью забываться. Таким образом, традиционное обучение не раскрывает до конца творческий потенциал человека. Поэтому в школьной практике преподавания все шире используются развивающиеся технологии, призванные покончить с пассивной практикой передачи знаний.

Таким образом, в технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность учащихся, а педагогическая роль учителя приобретает патронажный характер. При обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а главное при отработке навыков и умений его практического применения этот метод безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных.

Литература

1. Введение в коммуникативную методику обучения английскому языку: Пособие для учителей России.- Oxford University Press, 1997.

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем необычный урок: Практическое пособие. — Ростов на Дону: ТЦ “Учитель”, 2001.

3. Палат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ. – 2000. – № 2, 3.

4. Болтнева О.В. Театральные проекты в преподавании английского языка и англоязычной культуры // ИЯШ. — 2001. —№4.

5. Бондаревская С.В. Смысл и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. — 2001. — №1.

6..Байдурова Л.А., Шаколиникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам // ИЯШ. — 2002. — №1.

7. Hutchinson T. 1998. “Hotline”. Teacher’s Book. Oxford University Press.

8. Maley A., and D.L. Fried-Booth 1999. Resource Books For Teachers. Project Work. Oxford: Oxford University Press.