Мастер-класс «Урок-исследование ‒ совместный поик истины!»

Разделы: Начальная школа


Цель мастер-класса: познакомить с технологией проведения урока-исследования.

Ещё в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери, человек, далёкий от педагогики в своём эссе “Цитадель” пишет: “Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать”.

Эту возможность познания окружающего мира, открытия и творческой деятельности мы можем дать ребёнку, включая его в процесс исследования.

Толкование слова “исследование” в различных словарях трактуется по-разному, но суть одна – это поиск новых знаний.

Открытие новых знаний можно организовать через проведение урока-исследования. На таких уроках ставятся две цели: обучение предмету и обучение исследовательской деятельности.

Урок - исследование требует от учителя владения приемами и методами, направленными на формирование исследовательских умений учащихся.

В ходе педагогической практики я придерживаюсь следующей структуры проведения уроков-исследований:

1. Мотивация.

2. Постановка учебной проблемы.

3. Проведение исследования.

4. Обмен информацией.

5. Обобщение.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Первым этапом любого урока является мотивация. Цель ее – подвести детей к постановке проблемы или погрузиться в нее. Приемы, организующие мотивацию, могут быть самыми разнообразными: интересные вопросы, творческие задания, занимательная информация, различные игры, загадки, ребусы и т.д.

На этапе мотивации нашего урока я предлагаю определить его тему.

“ ...влияют на то, как мы видим и изображаем мир”.

• Какое слово пропущено в теме урока?

• Исходя из темы, определите цель урока.

Цель урока: выяснить, что влияет на то, как мы изображаем мир.

На этапе мотивации мы использовали приём “Недосказанная фраза”.

После этапа мотивации следует этап постановки учебной проблемы.

Условно, приёмы создания проблемной ситуации можно разделить на 3 группы.

Слайд 7. Презентация

В зависимости от эмоциональной реакции учеников классические приемы создания проблемной ситуации делятся на две группы – “с удивлением” и “с затруднением”.

Н-р: Ситуация “с затруднением”.

Детям предлагается найти для каждой фигуры формулу площади.

Они находят площадь квадрата, прямоугольника, а площадь прямоугольного треугольника найти не могут. Это выводит на постановку темы и цели урока.

Ситуация “с удивлением”

Сидят на ветке воробьи,
Болтают про дела свои,
Вспорхнули с ветки воробьи!

Дети читают строки и обращают внимание на слово ветка. На первой строке это слово написано с “е”, на последней строке – с “и”. Почему одно и то же слово написано с разными окончаниями, учащиеся объяснить не могут. Так можно познакомить с падежами.

К сокращенным приемам отнесем различные виды диалогов.

Побуждающий диалог – побуждает к созданию противоречия

Подводящий диалог — это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.

К мотивирующим приемам можно отнести такой прием, как яркое пятно.

В качестве “яркого пятна” могут быть использованы сказки, легенды, случаи из истории, науки и повседневной жизни, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом связанный с темой урока.

Уважаемые коллеги!

На этапе постановки учебной проблемы предлагаю Вам задание:

Назовите значение предложенных слов:

Слайд 13

В ответах будет присутствовать явное несовпадение значений слов. Это приводит к возникновению вопросов проблемы.

Слайд 14

Проблема выводит нас на проведение исследования.

Учебное исследование можно разделить на 2 типа теоретическое и эмпирическое исследование.

  • Теоретическое исследование строится на основе мыслительных операций.
  • Эмпирическое исследование – это практическое исследование конкретных событий, конкретных процессов.

Слайд 16

Вернемся к нашему уроку и проведем теоретическое исследование.

Групповая работа

1. Определить значение слов по контексту.

Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед… (А.С.Пушкин)

Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и поневы
Детали поясню вам в двух словах…
И ты, шутник бесценный,
Который Мельпомены
Котурны и кинжал
Игривой Талье дал!.. (А.С. Пушкин)

2. Пользуясь толковым словарем русского языка, укажите лексическое значение слов.

- В чем были Ваши совпадения и расхождения в определении значений слов?

- Что же повлияло на Ваше представление о неизвестных предметах?

Слайд 19

В ходе нашего исследования мы выяснили, что влияет на то, как мы видим и изображаем мир.

Следующий этап урока – обобщение знаний.

На этом этапе происходит систематизация учебного материала.

На нашем этапе обобщения знаний предлагаю рассмотреть рисунки и определить, какой рисунок рисовал профессионал, какой – ребёнок.

Обоснуйте свои гипотезы.

Слайд 20

Вывод. Еще раз подтвердили, что знания влияют на то, как мы видим и изображаем мир.

Рефлексия.

Очень важно в конце урока-исследования провести рефлексию. На этом этапе важно вспомнить, какие вопросы заинтересовали в начале урока, на все ли из них удалось найти ответы. Очень хорошо, если остались вопросы без ответов, так как они являются стимулом для дальнейшего изучения темы или выводят нас на творческое домашнее задание.

Я применяю разные виды рефлексии на уроках:

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
  • “Лестница успеха”.
  • “Синквейн” специфическое стихотворение (без рифмы), из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.
  • “Подбор афоризма, пословицы, поговорки”.
  • “Дерево целей” я не знал, теперь знаю.
  • “Анкета самоанализа” ответить на вопросы и оценить знания условными значками и др.

Урок-исследование активизирует мыслительную и практическую деятельность учащихся, развивают умение самостоятельно получать и осваивать новую информацию. Согласитесь, что при таком подходе полностью исчезают формализм в знаниях учащихся.