Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Н.Я.Бичурина и с памятными местами села Бичурино.
- Подобрать и изучить литературу по теме.
- Систематизировать подобранный материал для использования на уроках и во внеклассной работе.
- Воспитание у младших школьников чувства патриотизма на примере жизненного пути Н.Я.Бичурина.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
Легенда о селе Бичурино. Слайд 3.
Рассказ учителя. История села Бичурино уходит далеко в глубину 17-ого века. До сегодняшних дней сохранилась интересная легенда о происхождении нашего села. Вот как она передаёт историю происхождения села.
“Жили-были три брата. У них был бык, который всегда гулял на свободе. Однажды бык не вернулся в родной дом, и братья отправились его искать. Нашли они быка на зелёном лугу, рядом протекала река. Понравилась братьям место. Они решили остаться здесь. Но недолго задержался бык на этом месте. Пошёл он дальше. Один из братьев решил остаться здесь. Он основал будущую деревню Кугеево. А бык всё шагал и шагал. Пройдя ещё километров, пять, он снова остановился на зелёном лугу близ реки. Два брата следом за быком тоже остановились на этом месте и стали жить здесь. Через некоторое время бык опять продолжил свой путь. А один из братьев решил остаться на этом же месте – слишком красивая была местность – и он основал будущую деревню Айдарово. А бык тем временем продолжал свой путь. Через некоторое время он остановился на зелёной лужайке возле речки, пройдя всего два километра. Решил остановиться на этом месте третий брат Пичура и заложил деревню Бичурино. А река называлась Шинер, поэтому чувашское название селение получилось Шeнерпуc”.
Жители селения были язычниками. В конце XVII-начале XVIII века начинается насильственная христианизация язычников. “Ради спасения” новокрещённых от языческих заблуждений, воспитание в духе повиновения всевышнему и царской власти усиленно сооружались церкви и монастыри. Как правило, церкви и часовни – опорные пункты православия – воздвигались в густонаселённых районах, в селениях, имевших удобное расположение. Чаще всего они строились на местах языческих святынь – “киреметищ”, где происходили общественные моления. Так возникла церковь и в нашем селе. Она была сооружена в 1748 г. с целью уничтожения святилища “Шeнерпуc киремечe”, имевшего широкую популярность среди верующих многих окрестных деревень. Вот что мы узнали из источников о сооружении в нашем селе церкви. “В предании бичуринских крестьян говорится, что в этой священной роще возник большой пожар, вынудивший “великого” киреметя, почитаемого во всей округе, спешно покинуть со всей свитой своё обиталище. Народное сказание сказывает это событие с неожиданным появлением большой группы людей в тёмных одеяниях и на повозках, что, вероятно, отражает факт сожжения языческого святилища служителями православной церкви”. Так появилось и третье название села – Воскресенск, от названия церкви.
Слайд 4. Вот такие легенды ходили среди населения о происхождении села Бичурино и основании в селе церкви, где несли свою церковную службу отец Никиты Бичурина Яков Данилов и сам Никита Бичурин с 1794 по 1796-е годы.
Детство и юность Никиты Бичурина. Слайд 5.
1 ученик. С названием родного села связано и имя известного учёного Никиты Яковлевича Бичурина. Родился он в деревне Типнеры Цивильского уезда Казанской Губернии по новому стилю 9 сентября 1777 года. Когда мальчику исполнилось два года, семья Якова Данилова переехала в наше село (в 1779 году). Всё его детство и юность прошли в нашем селе.
Никита Яковлевич Бичурин!!! Он был сыном приволжского чувашского села. Село Бичурино Мариинско-Посадского района было для Никиты родным.
О его детстве очень хорошо описано в книге Кузнецовой “Начало пути”. Рос Никита среди простых деревенских ребят. “Маленький Никита шаг за шагом знакомится с окружающим миром: сначала двора, потом улицы, оврагов, главной деревенской поляны. Его приветливо встречают цветы, жалит крапива, привлекает журчащий родник и пачкает лужица на дороге...Ему по нраву хороводные песни девушек и звон колоколов. Он впервые соприкасается с добром и злом, радостью и болью, теплом и холодом. Подрастая, как и вся бесшабашная деревенская детвора, находит удовольствие в купании в речке Шинерке, сборе грибов и ягод в лесу Эбекисур, катание на лошади Урхамах. Маленький человечек, взаимодействуя с целым объектом – Бичурино – формируется как человек, как личность. Иногда мальчику удавалось увидеть то, чего многим его сверстникам не удавалось”. Он горячо любил родные края и никогда их не забывал. Любовь и благородство в нём воспитали родители. Поэтому Никита с детства привык выступать за правду. Из-за этого их возненавидел поп Пётр Прокопьев, который стремился обогащаться за счёт своих прихожан.
2 ученик. О злобных делах священника Петра свидетельствуют многочисленные жалобы крестьян в Казанскую духовную консисторию, которые составлялись жителями деревень при помощи отца Никиты и самого Никиты. Священник Пётр не только словами грозил, но использовал физическую силу для расправы над непокорными. Такая же участь постигла и матери Никиты Акулине Степановне, которая была избита 14 августа 1794 года, о которой мы узнали из источников. Никита был свидетелем многих злобных дел священника. Как сыну священника Никите была открыта одна дорога – в духовную семинарию. В 7 лет он поступил учиться в класс нотного пения Свияжской новокрещенской школы при монастыре, а затем оттуда в 1786 (или в 1787 году) переводится учиться в Казанскую духовную семинарию, где проучился он с 1785 по 1799 годы.
Слайд 6. 3 ученик. Казанская духовная академия, где начался жизненный путь Н.Я. Бичурина. В последние годы жизни, размышляя о судьбе своих рукописей, книг, этнографических коллекций, отец Иакинф пришел к выводу, что они должны служить развитию ориенталистики в Казани. Он всегда помнил "alma mater" и хотел, чтобы духовная академия воспитала достойных мужей науки. После 1920 года библиотека Духовной академии была передана в Казанский университет.
Несмотря на трудности и невзгоды, неизбежно сопутствовавшие жизни бедного семинариста незнатного происхождения, Н.Бичурин все годы учёбы был в числе лучших и одарённых учеников, поражал учителей своими превосходными способностями, поэтому по окончании обучения и был назначен учителем грамматики, а затем стал учителем высшего красноречия. За время учёбы в Казани ему пришлось два года вести церковную службу в родном селе по вине священника Прокопьева. В 1794 году священник Пётр, чтобы выжить из села Якова Данилова. Нанял наёмного убийцу, который совершил покушение на жизнь отца Никиты. Удар топора попался на руку, поранив четыре пальца. Яков Данилов не мог нести службу и обратился в Духовную консисторию с просьбой прислать на его место его сына Никиту Бичурина. Никита на церковной службе находился с 1794 по 1796-е годы. И опять его служба была прервана по вине священника Прокопьева.
4 ученик. Как только Никита приступил к службе, ненависть попа Петра стала ещё яростнее. Он вынашивал планы выживания из села Никиты. В одну из тёмных ночей 1796 года поп Пётр вновь нанял наёмного убийцу, чтобы совершить своё злобное дело. Об этом случайно услышала Майпике, чувашская девушка, полюбившая Никиту, которая возвращалась к себе домой и, жертвуя собой, спасла Никиту. Не мог Никита больше оставаться в родном селе. Чувство вины и боль утраты его преследовали каждый день. И, видя страдания Никиты, родители посоветовали ему отправиться в Казань для продолжения учёбы. И в 1796 году он вновь отправился учиться в Казань. Впереди Никиту ожидало много испытаний и трудностей, через которые он прошёл с достоинством, посвятив себя служению Отечеству, науке.
Слайд 7. 5 ученик. Куда только не кидала судьба Никиту. По окончанию учёбы он был оставлен учителем академии. В 1800 году 18 июля он пострижен в монашество под именем Иакинф и полностью решил посвятить себя служению науке. Он не щадил себя. Поглощая одну за другой исторические труды, овладел латынью, греческим, французским и немецкими языками. Его манили стороны Востока, усердно изучал историю стран Азии. Эта мечта привела его в далёкую страну Китай, где он находился с 1807 по 1821-е годы во главе девятой Духовной миссии. За эти годы он сделал один столько, сколько не сделали бы за сто лет вместе взятые предшественники. Он был один как одна лаборатория. Его интересы были очень широкими и глубокими. Никита Бичурин изучал историю, географию, медицину, литературу, и.т.д. Но его научные труды не были признаны в России правительством и духовенством. Доносы и клевета оказались выше его заслуг. Из Китая он вывез редчайшие источники по истории народов Азии, богатейшие рукописи, составленные за годы его пребывания в Китае, весом 400 пудов, на 15 верблюдах.
Памятные места села Бичурино.
Слайд 8. Годы службы Никиты Бичурина в Воскресенской церкви села Бичурино в 1794 – 1796 годы. Так выглядела церковь, где служил отец Никиты Бичурина Яков Данилов и сам Никита Бичурин.
Слайд 9. Памятный камень.
На месте захоронения матери (умерла в 1796 году) и дедушки (умер в1797 году) Никиты был установлен памятный камень в 2007 году.
Слайд 10. Мемориальная доска при Доме культуры.
В 1977 году, в честь 200-летия со дня рождения Н.Я.Бичурина, открыта мемориальная доска при Доме Культуры.
Слайд 11. Музей Бичурина.
6 ученик. 1987 год был вдвойне праздником для бичуринцев. Ведь и школа И.Я.Яковлева отмечала своё 120-летие, и нашему земляку Н.Я.Бичурину исполнилось бы 210 лет. Поэтому принято решение к этому празднику торжественно открыть музей Н.Я.Бичурина. Открытие музея было приурочено юбилею школы. Оно состоялось 10 декабря 1987 года. С тех пор в школе функционирует музей Никиты Яковлевича Бичурина. Его руководителем является учитель истории Иванова Эльвира Витальевна. Из числа учащихся образованы лекторские группы, которые сами ведут экскурсии по музею. Музей раскрывает жизнь и деятельность учёного с мировым именем. Там хранятся документы, характеризующие жизнь нашего земляка. Но самым ценным в музее считается книга Н.Я.Бичурина, выпущенная ещё при его жизни. Эта книга – “Китай в гражданском и нравственном состоянии”. Санкт – Петербург, 1848 года. Материалы музея восполняются архивными данными научно-исследовательского института.
Слайд 12. Выездная сессия научно-исследовательского института.
7 ученик. В селе Бичурино Октябрьского района 16 июня 1953 года в 17 часов состоялась выездная сессия Чувашского научно-исследовательского института языка. Литературы и истории, посвящённая 100-летию со дня смерти выдающегося русского учёного-востоковеда, Н.Я.Бичурина /Иакинф/.
Сессия проходила в Бичуринской школе, где в своё время учился один из первых дореволюционных чувашских поэтов, автор замечательной легенды “Арcури” / “Лещий”/ Михаил Фёдоров. На сессию прибыли члены учёного совета института, научные работники, представители партийного и советского актива Октябрьского райпо. В работах сессии приняли участие также учителя Бичуринской средней школы и колхозники сельхозартели имени И.Маяковского.
Участники сессии заслушали доклад кандидата исторических наук доцента П.Григорьева о жизни и деятельности Н.Я.Бичурина. Доктор филологических наук профессор С.Горский выступил с докладом “Н.Я.Бичурин – выдающийся русский востоковед 19 века”. С сообщением “Н.Я.Бичурин и его связи с передовыми представителями русской общественной мысли первой половины 19 века” выступил учёный секретарь института В.Кузьмин.
На сессии выступил народный поэт Чувашии С.Эльгер, критик – литературовед, кандидат педагогических наук М.Сироткин и секретарь Октябрьского районного комитета КПСС П.Петров. Народный поэт Чувашии П.Хусанкай прочитал свои стихи, посвящённые Н.Я.Бичурину:
“Бичурино – неведомое слово,
Пустые звуки для чужих ушей.
А он услышал столько в нем родного,
Что взял его фамилией своей....”
Участникам сессии была показана небольшая выставка произведений Н.Я.Бичурина и литературы о нём.
Слайд 13. Улица Бичурина.
8 ученик. Раньше эта улица называлась Йaлaмкас. Потом она стала называться Комсомольская. А теперь – улица Бичурина. В начале сентября 1833 года А.С.Пушкин посетил “пугачевские места”, и кратковременно пребывал в родном селе Бичурина по его просьбе, посетил его отчий дом, где Пушкина встретила родная сестра Бичурина Татьяна.
Слайд 14. Сельская модельная библиотека.
Слайд 15. Аллея имени Н.Бичурина.
Слайд 16. Центральная площадь села, где находилась церковь, где служили отец (1779-1799) и сам Никита Бичурин (1794-1796)
Слайд 17. 1992 год. Никите Бичурину 215 лет. 1997 год. 220-летие со дня рождения Бичурина. Торжества начались в столице Чувашской Республике с выступления президента ЧР Н.В.Фёдорова и завершились выездом на родину Н.Я.Бичурина в село Бичурино.
Слайд 18. Встреча гостей на 225 летии со дня рождения Никиты Бичурина экскурсоводами Бичуринской школы. Декабрь 2002 год.
230-летие со дня рождения нашего земляка Н.Бичурина на малой родине - в селе Бичурино. Сентябрь 2007 год.
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов. Выводы.
Н.Я.Бичурин является выдающимся учёным-востоковедом, обладающим громадными знаниями в области истории, этнографии и исторической географии народов Центральной и Средней Азии.
История и культура родного края играют большую роль в воспитании и уважении к окружающим, к своей Родине. Они представляют интерес молодого поколения. Прошло 231 лет со дня рождения Бичурина, но его великие дела всегда в памяти людей. Это наш долг сохранить героические страницы истории. Мы берём пример с них, равняемся на них, хотим быть похожими на них.
Мы всегда должны помнить нашего земляка. Учиться, трудиться, чтобы быть достойными наследниками больших свершений учёного.
2. Рефлексия.
Литература.
- Григорьев П. Н.Я.Бичурин. Чувашгосиздат.,1954 г.
- Кузнецова Э. Начало пути. Чебоксары.
- Мариинско-Посадская сторона – новь и старина. Летопись района. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 1999 год.
- П.В.Денисов. Жизнь монаха Иакинфа Бичурина. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 1997 год.
- П.В.Денисов. Никита Яковлевич Бичурин. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 1977 год.
- П.В.Денисов. Слово о монахе Иакинфе Бичурине. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2007 год.
- “Село Бичурино и учёный - востоковед Никита Яковлевич Бичурин”. Работа ученицы 10 класса Бичуринской средней общеобразовательной школы Мариинско-Посадского района Егоровой М.В. Руководитель: Учитель истории Иванова Э.В.