Накануне отмены крепостного права

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


ЦЕЛИ УРОКА:

  • Выяснить предпосылки и причины отмены крепостного права.
  • Развивать навыки работы с текстом учебника и документов (выделять основную мысль, обобщать факты), умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать иллюстративный материал, объяснять понятия.

ОБОРУДОВАНИЕ и УМК:

  • учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной “История России. XIX век”, рабочая тетрадь к учебнику, презентация “Накануне отмены крепостного права”, компьютер, проектор, экран.

ПОНЯТИЯ, требующие повторения: крепостное право, судебник, соборное уложение, заповедные лета, урочные лета, барщина, оброк.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Объявление темы урока (запись в тетрадь) и целей.

Учитель читает отрывок из стихотворения К.Ф.Рылеева (Слайд 2.):

Ах, тошно мне
И в родной стороне:
Всё в неволе,
В тяжкой доле,
Видно, век вековать.
Долго ль русский народ
Будет рухлядью господ,
И людями,
Как скотами,
Долго ль будут торговать?
Кто же нас кабалил,
Кто им барство присудил,
И над нами,
Бедняками,
Будто с плетью посадил?
По две шкуры с нас дерут,
Мы посеем — они жнут,
И свобода
У народа
Силой бар задушена.

Это стихотворение декабрист Рылеев написал в 1824 году.

- О каком явлении российской жизни в нём говорится? (о крепостном праве)

- Что такое крепостное право? (форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землёй, несут за пользование этой землёй повинности, подчиняются судебной и административной власти помещика, являясь его собственностью)

- Какие повинности несут крестьяне? (барщина – все работы в хозяйстве феодала; оброк натуральный и денежный – все платежи крестьян феодалу)

Дополните описание положения крестьян, опираясь на живописные сюжеты. (демонстрация репродукций (Слайды 3,4,5,6.)

В России наступило время перемен. Вопрос об отмене крепостного права требовал решения. Существовали ли предпосылки, ускорившие этот процесс? Каковы причины отмены крепостного права. К концу урока вы сможете дать основательные и подробные ответы на эти вопросы.

II. Актуализация знаний, изучение новой темы.

Вспомним этапы формирования крепостного права в России (Слайд 7.) Необходимы комментарии учащихся, уточнение понятий; материал представляет собой сквозное представление процесса закрепощения, поэтому целесообразно записать его в тетрадь.

А теперь вспомните, предпринимались ли какие-либо шаги для облегчения положения крестьян (Слайд 8,9,10.) . Учащиеся читают документ (при необходимости тексты документов можно распечатать) и определяют его название, автора, год появления. В тетрадях записывают (при наличии рабочих тетрадей к учебнику учащиеся заполняют схему):

Предпосылки отмены крепостного права:

  • Законодательная деятельность
    • 1797 год – указ Павла I о трёхдневной барщине
    • 1803 год – указ Александра I о “вольных хлебопашцах”
    • 1816-1819 гг. – указ Александра I об отмене крепостного права в прибалтийских губерниях
    • 1818 год – проект А.А.Аракчеева об отмене крепостного права
    • 1842 год – Закон “Об обязанных крестьянах” Николая II
  • Общественная мысль – взгляды декабристов, западников и славянофилов, членов революционных кружков.
  • Художественная литература
    • “Путешествие из Петербурга в Москву” А.Н. Радищева (Слайд 11.) (“Путешествие” было описанием крестьянских тягот и бед: “Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвленна стала”).
    • “Записки охотника” И.С.Тургенев (Слайд 12.) (цикл рассказов Ивана Сергеевича Тургенева, печатавшихся в 1847—1851 году в журнале “Современник”. Тургенев показал нам картину увядания России из-за крепостного права. Беззащитные крестьяне составляли огромную долю населения страны. Поэтому Иван Сергеевич обращает наше внимание на то, что произойдет, если помещики и сам император не возьмутся за решение крестьянского вопроса. Вот два отрывка из “Записок охотника, которые дополнят картину крепостной деревни: “Юдины выселки состояли из шести низеньких и маленьких избушек, уже успевших скривиться набок, хотя их, вероятно, поставили недавно: дворы не у всех были обнесены плетнем. Въезжая в эти выселки, мы не встретили ни одной живой души; даже куриц не было видно на улице, даже собак; только одна, черная, с куцым хвостом, торопливо выскочила при нас из совершенно высохшего корыта, куда ее, должно быть, загнала жажда, и тотчас, без лая, опрометью бросилась под ворота. Я зашел в первую избу, отворил дверь в сени, окликнул хозяев – никто не отвечал мне. Я кликнул еще раз: голодное мяуканье раздалось за другой дверью. Я толкнул ее ногой: худая кошка шмыгнула мимо меня, сверкнув во тьме зелеными глазами. Я всунул голову в комнату, посмотрел: темно, дымно и пусто”. “Батюшка, разорил вконец. Двух сыновей, батюшка, без очереди в некруты отдал, а теперя и третьего отнимает. Вчера, батюшка, последнюю коровушку со двора свел и хозяйку мою избил – вон его милость. (Он указал на старосту)”.

Сделайте краткий вывод о наличии предпосылок отмены крепостного права (Например: к середине XIX века в России существовали предпосылки отмены крепостного права. Неоднократно власть делала попытки частичного решения крестьянского вопроса, негласно разрабатывались даже проекты отмены крепостного права. Передовая часть российского общества понимала необходимость отмены крепостного права. Ярко и точно передавали ужасающее положение крестьян писатели и публицисты).

Выяснение причин отмены крепостного права – самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (Слайд 13.) При проверке учитель задаёт вопросы, уточняет, дополняет при необходимости ответы учащихся, они корректируют записи в тетрадях.

Причины отмены крепостного права

  • массовые крестьянские волнения (I четверть XIX века (25 лет) – 651, с 1851 по 1860 (9 лет) – 1910)
  • поражение в Крымской войне (военно-техническая отсталость)
  • низкая производительность подневольного труда (“Придёт крестьянин как возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше”. А.И.Кошелев о барщине)
  • нехватка свободных рабочих рук для развития промышленности (отсюда - лобби либеральных помещиков и капиталистов, которым очень нужны были свободные рабочие руки)
  • варварство, низкий уровень развития российского права, морали в глазах цивилизованной Европы (крепостное право мало чем отличается от рабства)

Выполнение задания в рабочей тетради “Заполните логическую цепочку” (Ответ: Г-Б-А-В-Д)

Крепостное положение российского крестьянства... Решить эту многовековую проблему, разрубить этот “гордиев узел” выпало Императору Александру Николаевичу Романову, известному под именем Александр II Освободитель. (Слайд 14.) “Российский император Александр II” (опережающее задание). Выступление учащегося (возможно – с презентацией)

Вопрос 2 после параграфа: “Почему первые годы правления Александра II были названы современниками “оттепелью?”. Задание: прочесть пункт “Российская оттепель”, ответить на вопрос 2, выполнить задание в рабочей тетради “Продолжите текст. Современный историк Л.Г.Захарова пишет: “Гласность” как и “оттепель”, - слово-понятие, слово-символ, в котором воплотился 1856 год... Новизна внутренней политики выражалась в снятии множества запретов”:...” После выполнения заданий, учитель выслушивает устные ответы учащихся, совместно с классом при необходимости уточняя и корректируя их.

III. Закрепление изученного материала

Решение кроссворда (слайд 15).

IV. Домашнее задание: параграф 19, задания 1, 3 в рабочей тетради.