Цель: уточнить и расширить представления учащихся о рыбах как представителях животных.
Задачи:
Коррекционные:
- Активизировать речевую деятельность;
- Расширение и уточнение словаря по теме;
- Коррекция мышления на основе упражнений при сравнении и анализе;
- Развитие слухового внимания;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие зрительного восприятия и внимания;
- Развитие познавательной деятельности;
- Развитие навыка связного высказывания;
Образовательные:
- Уточнить и расширить представления учащихся о рыбах;
- Продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями;
- Учить дифференцировать рыб по внешним признакам;
Воспитательные:
- Воспитывать познавательную активность;
- Воспитывать положительное отношение к уроку;
Оборудование: ТСО (экран, проектор, компьютер), индивидуальные шаблоны “рыбка”, рабочие тетради, разрезная картинка, раскраска на листе бумаги “Рыба” (формат А4).
ХОД УРОКА
На экране заставочный слайд №1.
1. Организационный момент:
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Введение в тему:
- Ребята, отгадайте загадку. Внимание на экран! (слайд №2)
Один из учащихся читает загадку на экране.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю.
(Рыба)
- Ребята, но чтобы верно отгадать, посмотрите на экран и ответьте на вопрос: “Каких животных изображено больше?” (рыб) (слайд №3)
3. Сообщение темы урока:
Слова учителя на фоне слайда №4 с названием темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем изучать рыб: где они живут, как выглядят и чем питаются.
4. Объяснение нового материала.
На фоне слайдов.
А. Рассказ учителя о рыбах:
Рыбы – это водные животные. На нашей планете живет огромное количество рыб.(слайд №5) Рыбы бывают разных размеров и разных цветов.(слайд №6,7,8,9) Живут рыбы в морях:
- (имя ребенка), прочитай названия морских рыб. (слайд №10)
Рыбы живут также в реках.(слайд №11)
Детям предлагается назвать рыб на картинках, в случае затруднения – появляется название и учащийся зачитывает их.
А для украшения своего дома человек поселил рыб в аквариум и они получили название – аквариумные рыбки. (слайд №12)
- Чем же питаются рыбы?
Оказывается, ребята, среди рыб есть такие, которые поедают других рыб и называются они – ХИЩНЫЕ РЫБЫ.
На доску вывешивается карточка “хищные рыбы”
- Внимание на экран! Прочитаем названия этих рыб. (слайд №13)
Дети зачитывают подписи под картинками.
- Остальные рыбы питаются червяками, насекомыми и их личинками, а также растениями. Рыбы заглатывают пищу, а не откусывают как другие животные. В случае опасности рыба ложится на дно.
Б. Разбор частей тела рыбы.
- А теперь узнаем что отличает рыбу от других животных. Внимание на экран! (слайд №14)
На экран выводится слайд рыбы, где по очереди показывается и называется часть тела.
- ...., (имя учащегося) это что? На слайде стрелочка указывает на хвост
У.: - Это хвост.
- Зачем нужен хвост?
Так постепенно называется каждая часть тела рыбы (хвост, большой плавник, малые плавники, тело, чешуя, жабры, голова). На доске выставляются карточки с названиями “плавник”, “чешуя”, “жабры” для уточнения их значений.
- С помощью хвоста рыба движется вперед, а плавники выполняют роль руля – помогают поворачивать в воде и удерживать равновесие. Хвост и плавники крепятся к телу рыбы. Тело рыбы покрыто чешуей. Чешуя защищает тело рыбы. Форма тела вытянутая, овальная.
5. Работа в тетрадях.
- Открыли тетради, записали число, тему урока.
- Возьмите шаблон рыбы.
- Положите шаблон посередине листа.
- Обведите её, дорисуйте и подпишите части рыбы.
Вся работа ведется под контролем учителя.
* слабым учащимся в тетради предлагается готовый рисунок, а подписи частей тела осуществляются по обводке, также возможно выполнение штриховки контурного изображения рыбы.
6. Физкультминутка. (слайд№15)
- Закрыли тетради, отложили ручки в сторону. Мы немного отдохнем.
На экране слайд с текстом физминутки, дети повторяют слова и движения за учителем, сидя за партами.
Рыбки плавают, ныряют,
В тихий солнечный денёк.
То сожмутся – разожмутся,
То зароются в песок.
З7. акрепление знаний по теме урока.
- Молодцы, немного отдохнули, теперь продолжаем наш урок.
А) Что делает рыба?
- Ребята, посмотрите на экран. (слайд №16)
Вам нужно выбрать действие и составить предложение.
Учащиеся сначала по очереди читают все действия, затем выбирают правильные действия и составляют предложение.
Рыба (что делает?) ....... .
Летает, плывет, дышит, грызет, ложится на дно, бежит, клюет, чирикает, заглатывает.
Б) Игра “4-й лишний” (слайд №17, 18)
По очереди предъявляются слайды, учащиеся должны определить и назвать лишний предмет, объяснив свой выбор.
В) Составление рассказа из предложений. (слайд №19)
- Ребята, по очереди читаем предложения на экране. Надо поставить предложения в правильном порядке, чтобы получился рассказ.
Учащиеся по очереди зачитывают предложения на слайде №16. Затем дети определяют правильную последовательность и составляют рассказ. (слайд №20)
8. Итог.
- Каких животных изучали на уроке? (рыб)
- Где живут рыбы?
- Чем питаются рыбы?
- Как выглядит рыба? (чем отличается рыба от других животных?)
* Игра “Разрезная картинка” (“Чего не хватает”)
9. Оценка работы учащихся на уроке.
Определение домашнего задания: учащимся раздаются картинки с контурным рисунком. Задание – обвести и раскрасить.
Подведение итога урока – на экране слайд №21., оглашение оценок учащихся.