Открытый урок развития речи «Рыбы как представители животных». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: уточнить и расширить представления учащихся о рыбах как представителях животных.

Задачи:

Коррекционные:

  • Активизировать речевую деятельность;
  • Расширение и уточнение словаря по теме;
  • Коррекция мышления на основе упражнений при сравнении и анализе;
  • Развитие слухового внимания;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие зрительного восприятия и внимания;
  • Развитие познавательной деятельности;
  • Развитие навыка связного высказывания;

Образовательные:

  • Уточнить и расширить представления учащихся о рыбах;
  • Продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями;
  • Учить дифференцировать рыб по внешним признакам;

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательную активность;
  • Воспитывать положительное отношение к уроку;

Оборудование: ТСО (экран, проектор, компьютер), индивидуальные шаблоны “рыбка”, рабочие тетради, разрезная картинка, раскраска на листе бумаги “Рыба” (формат А4).

ХОД УРОКА

На экране заставочный слайд №1.

1. Организационный момент:

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

2. Введение в тему:

- Ребята, отгадайте загадку. Внимание на экран! (слайд №2)

Один из учащихся читает загадку на экране.

Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю.
(Рыба)

- Ребята, но чтобы верно отгадать, посмотрите на экран и ответьте на вопрос: “Каких животных изображено больше?” (рыб) (слайд №3)

3. Сообщение темы урока:

Слова учителя на фоне слайда №4 с названием темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем изучать рыб: где они живут, как выглядят и чем питаются.

4. Объяснение нового материала.

На фоне слайдов.

А. Рассказ учителя о рыбах:

Рыбы – это водные животные. На нашей планете живет огромное количество рыб.(слайд №5) Рыбы бывают разных размеров и разных цветов.(слайд №6,7,8,9) Живут рыбы в морях:

- (имя ребенка), прочитай названия морских рыб. (слайд №10)

Рыбы живут также в реках.(слайд №11)

Детям предлагается назвать рыб на картинках, в случае затруднения – появляется название и учащийся зачитывает их.

А для украшения своего дома человек поселил рыб в аквариум и они получили название – аквариумные рыбки. (слайд №12)

- Чем же питаются рыбы?

Оказывается, ребята, среди рыб есть такие, которые поедают других рыб и называются они – ХИЩНЫЕ РЫБЫ.

На доску вывешивается карточка “хищные рыбы”

- Внимание на экран! Прочитаем названия этих рыб. (слайд №13)

Дети зачитывают подписи под картинками.

- Остальные рыбы питаются червяками, насекомыми и их личинками, а также растениями. Рыбы заглатывают пищу, а не откусывают как другие животные. В случае опасности рыба ложится на дно.

Б. Разбор частей тела рыбы.

- А теперь узнаем что отличает рыбу от других животных. Внимание на экран! (слайд №14)

На экран выводится слайд рыбы, где по очереди показывается и называется часть тела.

- ...., (имя учащегося) это что? На слайде стрелочка указывает на хвост

У.: - Это хвост.

- Зачем нужен хвост?

Так постепенно называется каждая часть тела рыбы (хвост, большой плавник, малые плавники, тело, чешуя, жабры, голова). На доске выставляются карточки с названиями “плавник”, “чешуя”, “жабры” для уточнения их значений.

- С помощью хвоста рыба движется вперед, а плавники выполняют роль руля – помогают поворачивать в воде и удерживать равновесие. Хвост и плавники крепятся к телу рыбы. Тело рыбы покрыто чешуей. Чешуя защищает тело рыбы. Форма тела вытянутая, овальная.

5. Работа в тетрадях.

- Открыли тетради, записали число, тему урока.

- Возьмите шаблон рыбы.

- Положите шаблон посередине листа.

- Обведите её, дорисуйте и подпишите части рыбы.

Вся работа ведется под контролем учителя.

* слабым учащимся в тетради предлагается готовый рисунок, а подписи частей тела осуществляются по обводке, также возможно выполнение штриховки контурного изображения рыбы.

6. Физкультминутка. (слайд№15)

- Закрыли тетради, отложили ручки в сторону. Мы немного отдохнем.

На экране слайд с текстом физминутки, дети повторяют слова и движения за учителем, сидя за партами.

Рыбки плавают, ныряют,
В тихий солнечный денёк.
То сожмутся – разожмутся,
То зароются в песок.

З7. акрепление знаний по теме урока.

- Молодцы, немного отдохнули, теперь продолжаем наш урок.

А) Что делает рыба?

- Ребята, посмотрите на экран. (слайд №16)

Вам нужно выбрать действие и составить предложение.

Учащиеся сначала по очереди читают все действия, затем выбирают правильные действия и составляют предложение.

Рыба (что делает?) ....... .

Летает, плывет, дышит, грызет, ложится на дно, бежит, клюет, чирикает, заглатывает.

Б) Игра “4-й лишний” (слайд №17, 18)

По очереди предъявляются слайды, учащиеся должны определить и назвать лишний предмет, объяснив свой выбор.

В) Составление рассказа из предложений. (слайд №19)

- Ребята, по очереди читаем предложения на экране. Надо поставить предложения в правильном порядке, чтобы получился рассказ.

Учащиеся по очереди зачитывают предложения на слайде №16. Затем дети определяют правильную последовательность и составляют рассказ. (слайд №20)

8. Итог.

- Каких животных изучали на уроке? (рыб)

- Где живут рыбы?

- Чем питаются рыбы?

- Как выглядит рыба? (чем отличается рыба от других животных?)

* Игра “Разрезная картинка” (“Чего не хватает”)

9. Оценка работы учащихся на уроке.

Определение домашнего задания: учащимся раздаются картинки с контурным рисунком. Задание – обвести и раскрасить.

Подведение итога урока – на экране слайд №21., оглашение оценок учащихся.