Цель урока: познакомить учащихся с новой физической величиной “скорость”, развить навыки численного определения скорости тел, научить решать расчетные и графические задачи на определение скорости, правильно представлять результат решения, уметь пользоваться как системной единицей измерения скорости, так и внесистемной; находить среднюю скорость при неравномерном движении тел.
Оборудование: видеопроектор, доска.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I этап урока – это повторение пройденной темы “Равномерное и неравномерное движение” Презентация, слайд 1
Вопросы к слайду:
- Что называется механическим движением? Почему обязательно указание “относительно каких тел происходит движение”? Привести примеры.
- Дать определение равномерного и неравномерного движения.
- Чем отличаются друг от друга траектория, путь, перемещение?
II этап урока – объяснение нового материала. Презентация, слайд 2
Учитель: Чем отличаются скорости представленных на экране тел?
Ученики: Скоростью перемещения.
Учитель: Что такое скорость тел?
Ученики: Как быстро перемещается тело.
Учитель: Скорость – физическая величина, имеющая свою букву обозначения и определяемая через другие величины. Презентация, слайд 3
В каких единицах величины измеряется скорость?
Ученики приводят пример.
Учитель: Скорость в СИ имеет единицу - м/с. По показанию спидометра скорость автомобиля 36 км/ч. Как узнать значение скорости, выраженное в метрах в секунду?
Отрабатывается навык перевода из несистемной единицы измерения скорости “км/ч” в системную величину “м/с”.
Указать различие между векторными и скалярными величинами. Презентация, слайд 4
III этап урока – учитель показывает правила оформления задач по физике, обращает внимание на отдельные этапы решения. Отрабатывается навык решения задач по теме “определение скорости”. Презентация, слайд 5
Учитель: Решение данной задачи основывается на определении скорости равномерного движения. Раскройте учебники на странице 49 и рассмотрите условие 5-й задачи домашнего упражнения 3. Как решается такая задача? Презентация, слайд 6
А теперь попробуйте решить эту задачу самостоятельно!
(Учащиеся решают задачу в тетради и у доски) Правильность решения проверяется ответом. Презентация, слайд 7
IV этап урока - самостоятельная работа по решению предложенных на экране задач с получением новых формул расчета для пройденного пути и времени движения. Презентация, слайд 8. Эти полученные учащимися формулы заносятся в таблицу формул в конце тетради, например:
Физическая величина | Буква физической величины | Формула физической величины | Единица измерения физической величины в СИ |
скорость | u | u = S/t | [ м/с] |
перемещение | S | S=u ? t | [ м] |
Так формируется банк формул для запоминания.
Проверку решенных задач подскажут слайды 9, 10 презентации
V этап урока - решение графических задач начинается с повторения материала по математике “Построение графика функций” Презентация, слайд 11
Учитель: Пусть скорость равномерного движения равна 5 м/с. Запишем уравнение движения для тела с такой скоростью, построим график зависимости перемещения от времени для такого движения. Презентация, слайд 12
Обращаем внимание учащихся на алгоритм решения графической задачи.
VI этап урока – самостоятельная работа учащихся, решение предложенной графической задачи у доски с объяснением. Правильность решения проверяется Презентацией, слайд 13. Кроме того, графические задачи могут содержать и другой вопрос: “как, по графику зависимости перемещения от времени, определить скорость движения?”. Такие задачи так же проверяются на слайде 13
VII этап урока - подведение итогов урока, рефлексия Презентацией, слайд 14
Домашнее задание: параграф 16. Упражнение 3 (1-4)
Литература.
- Лукашик В. И. Сборник задач по физике 7-9 – М.: Просвещение, 2009 год
- Перышкин А. В. Физика – 7 – М.:Дрофа, 2012 год
- http://class-fizika.narod.ru/mm7.htm
- http://prezentacii.com/animacii-dlya-prezentaciy.html