Цель урока:
- рассказать историю возникновения рояля, закрепить представления детей о делении инструментов на группы;
- создать на уроке условия для размышления: «О чем может рассказать музыка?»
Тип урока: комбинированный.
Задачи:
I. Эмоциональное воспитание /воспитательные задачи/:
- Вызвать эмоциональный отклик на новый учебный материал.
- Формировать понятие о том, что без музыки невозможна жизнь человека.
- Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к музыке.
- Воспитывать уважение к школе, учителю, учебной деятельности.
II. Осознанное восприятие /образовательные задачи/:
- Рассказать учащимся о возникновении рояля.
- Развивать умение рассуждать о музыке.
- Состедоточить внимание учащихся на том, что «музыка несет в себе чувства».
III. Деятельно-практическое развитие /обучающие задачи/:
- Познакомить ребят с новым учебным материалом.
- Сформировать у учащихся представления о рояле, его строении.
- Послушать и разобрать различные по характеру музыкальные примеры.
- Пение песни Ж.Мухамеджановой «Астана»
- Разучить песню А.Ермолова «Новый год», вызвать эмоциональный отклик.
Содержание урока
Музыкальный материал:
1.«Маленький принц» – вход в класс под музыку,
выход с урока.
2. В.А.Моцарт «Фантазия ре минор»
3. Э.Григ «Ноктюрн»
4. Ж.Мухамеджанова «Астана» (Приложение
1)
5. А.Ермолов «Новый год» (Приложение
2)
6. Распевка «Звукоряд»
7. Ф.Шопен «Вальс»
Художественный материал:
Стих «Рояль»
Синквейн
Зрительный ряд:
1. Презентация «Рояль» (Презентация 1)
2. Презентация «Астана» (Презентация 2)
3. Иллюстрации музыкальных инструментов
Этапы урока:
1. Вход в класс под музыку «Маленький принц»
в исполнении ученицы 6-го класса Родионовой
Виктории.
2. Организационный момент, приветствие
учителя, распределение по группам.
3. Активизация мыслительной деятельности
«Назови инструмент»
4. Письменная проверочная работа на знание
деления инструментов по группам в соответствии
со звукообразованием.
5. История возникновения рояля, его
предшественники с демонстрацией презентации.
6. Слушанье звучания клавесина, клавикорда.
7. Слушание в исполнении учителя (или из
фонохрестоматии) В.А.Моцарта «Фантазии ре
минор» с пояснением о динамических оттенках, о их
смысловой нагрузке.
8. Э.Григ «Ноктюрн» в исполнении ученика 10-го
класса Кононенко Назара (или из фонохрестоматии).
9. Составление ассоциативного ряда.
10.Расспевка Звукоряд с показом и озвучиванием
цвета ноты
11. Пение «Астана» с показом презентации
12. Разучивание песни «Новый год»
13. Подведение итогов – «Сложи мелодию из
заработанных ноток»
14. Домашнее задание
15. Выход с урока по музыку
Знания:
1. На уроке дети узнают историю рождения рояля
2. Знать, что музыка может передавать настроение
окружающего мира.
3. Знать названия музыкальных инструментов.
Умения:
1. Красиво вести себя, правильно отвечать на
вопросы, слушать учителя.
2. Учиться рассуждать вслух, не перебивая других.
Навыки:
1. Внимательно, в тишине слушать музыку.
2. Навыки коммуникативного общения.
3. Навык быстро перестраиваться при смене видов
деятельности на уроках
4. Самостоятельной работы.
Оборудование:
1. Фонохрестоматия
2. Рояль
3. Видеопроектор
4. Ноутбук
5. Магнитофон
6. Иллюстрации музыкальных инструментов
Методы музыкального обучения:
1. Комплексное воздействие разных видов
искусств (музыка и литература)
2. Метод сравнения
3. Метод наблюдения за музыкой.
4. Вариантности впечатлений.
5. Исключения (Если нет у инструмента струн, он не
струнный) и «забегания» вперёд, в тему «духовые
инструменты симфонического оркестра»
6. Игровой метод (Кто длиннее составит мелодию)
7. Развернутая лекция
8. Синквейн (Приложение 3)
9. Обобщения.
Принципы:
1. Принцип единства воспитания, образования и
обучения.
2. Принцип наглядности.
3. Принцип доступности.
4. Принцип активности и увлечённости.
Формы работы на уроке:
1. Групповая
2. Индивидуальная
3. Фронтальная
Способы исполнения музыки:
1. Хоровой
2. Сольный
Виды деятельности на уроке:
1. Вокально-хоровая работа
2. Слушание музыки
3. Рассуждения о музыке
4. Творческая
5. Проверочная работа
6. Составление синквейна
7. Составление мелодии из «заработанных» ноток и
запись нот
Предполагаемый результат:
а) творческие размышления детей о музыке,
составление синквейна
б) активное включение учащихся в беседу
в) эмоциональный отклик
Домашнее задание: рассказать родителям о том, что понравилось на уроке, выучить текст песни «Новый год»
P.S. Дать представление о том, что на следующем уроке мы будем говорить и слушать духовые инструменты симфонического оркестра
Дополнение для учителя:
К сожалению, слушая, играя на фортепиано, мы
часто так мало знаем о нем. Наш инструмент так
могущественен и так скромен. Он не требует, чтоб
его носили на руках, как поступают с большинством
его собратьев по музыке, не требует футляров и
ежедневной настройки. Но даже самое скромное
пианино – это личность со своей историей и своим
характером.
У каждой вещи есть своя история, есть она и у
фортепиано. Знать ее, несомненно, не только
интересно, но и полезно. Это позволяет лучше
разбираться в музыкальных стилях и понимать
содержание того или иного произведения.
Клавишные инструменты существовали еще в
Средние века. Орган, самый старый из них, – это
духовой клавишный инструмент, у него нет струн, а
есть множество труб, и он не является
непосредственным родственником фортепиано.
Первый клавишный инструмент, у которого были
струны, – клавикорд. Он появился в позднее
средневековье, хотя никто не знает, когда именно.
Клавикорд имел устройство, похожее на устройство
современного фортепиано. У клавикорда было по
одной струне на каждую клавишу, в то время как у
современного фортепиано на каждую клавишу
бывает до трех струн. При нажатии на клавишу
маленький медный квадратик ударял струну. Однако
его звук был слишком мягким и тихим для того,
чтобы на нем можно было играть перед большим
количеством людей.
Другой клавишный инструмент – клавесин –
скорее всего, был изобретен в Италии в XV веке.
В данном случае звук извлекается птичьими
перышками или кусочками кожи (наподобие
медиатора). К тому же струны клавесина
расположены как у современного рояля,
горизонтально.
Звук клавесина – довольно слабый, не очень-то
пригодный для исполнения музыки в больших залах.
Обычно клавесин использовался для
аккомпанемента.
Почти все старинные инструменты – клавикорды,
клавесины – были богато декорированы и потому
являлись таким же украшением дома, как и красивая
мебель
В XVIII веке композиторы и музыканты стали остро
ощущать потребность в новом клавишном
инструменте, который не уступал бы по
выразительности скрипке. Более того, был
необходим инструмент с большим динамическим
диапазоном, способным на громовое и нежнейшее
звучание, тончайшие динамические переходы.
Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году
итальянец Бартоломео Кристофори изобрел
первое фортепиано. Он назвал свое изобретение
"gravicembalo col piano e forte", что
означает "клавишный инструмент, играющий
нежно и громко". Это название затем было
сокращено, и появилось слово "фортепиано".
Несколько позже подобные инструменты были
созданы в Германии и во Франции.
Устройство фортепиано Кристофори было очень
простым. Оно состояло из деревянного корпуса и
деревянной рамы, клавиш, войлочного молоточка и
специального возвращателя.
Заявив о себе, фортепиано стало популярным
инструментом домашнего музицирования и
концертного исполнения. Динамические
возможности позволили фортепиано встать в ряд
сольных инструментов, таких, как скрипка и труба,
и занять центральное место в концертных залах
Европы. Фортепиано как нельзя более подходило
для исполнения появившегося в это время жанра
сонаты, ярким образцом которого являются
произведения Вольфганга Амадея Моцарта.
Сейчас мы с вами послушаем отрывок из фантазии
№3 ре минор Моцарта. И по ходу звучания я
немного прокомментирую возможности
современного рояля.
Благодаря тому, что фортепиано теперь можно было
услышать не только во дворцах знати, круг
любителей фортепианной музыки начал
расширяться. Любители музыки предпочитали
фортепиано, потому что оно давало возможность
исполнять одновременно и мелодию, и
аккомпанемент. С изобретением стальной рамы,
которая удерживала струны, инструмент зазвучал
новыми красками.
Все больше и больше людей были готовы платить за
то, чтобы услышать того или иного солиста, росло
число композиторов, получавших признание
благодаря музыке для фортепиано. Вся Европа
восхищалась музыкой композитора, который все
свои произведения сочинял исключительно для
фортепиано. Это польский композитор Фредерик
Шопен.
Ф.Шопен. Вальс – фортепиано
Изобретение фортепиано изменило характер всей
европейской музыки. Отразилось это веяние и на
творчестве норвежского композитора Эдварда
Грига.
Он очень любил свою родину и в своей музыке
воспевал красоты сурового северного края.
Э.Григ. Ноктюрн – фортепиано
За прошедшие триста лет почти все великие
композиторы писали для фортепиано, и многие из
них знамениты именно своими фортепианными
произведениями. Например, Сергей
Рахманинов. Он прославился не только как
композитор, но и как пианист.
Композиторы широко использовали выразительные
возможности фортепиано, сочиняя музыку для
исполнения в четыре руки и даже для нескольких
фортепиано.
На сегодняшний день фортепиано остается самым
распространенным инструментом. Для домашнего
музицирования люди приобретают пианино, для
концертных залов нужен рояль, что в переводе с
французского означает "королевский".
Все же необходимо отметить, что, несмотря на
падение своей популярности, предшественники
фортепиано, клавесины и клавикорды, не исчезли со
сцены совсем. Их нежное звучание и сегодня можно
услышать на концертах старинной музыки.
Композиторы продолжают писать музыку для этих
инструментов. А мы с вами вернемся к фортепиано.
До этого момента вы слышали фортепиано как
сольный инструмент. Но фортепиано может
выступать и в роли аккомпанирующего инструмента.
Фортепиано может быть участником различных
ансамблей. Например, может звучать в дуэте с
барабаном.
В 2009 году исполнилось 300 лет нашему инструменту.
Очень немного, если сравнивать со многими
другими инструментами, но появление фортепиано
стало поворотным моментом в истории
человечества. И сейчас многие музыканты не
мыслят своей жизни без этого инструмента. А
заканчиваем мы сегодняшнюю встречу стихами,
которые не были бы написаны, если б не
существовало нашего инструмента.
Я.Белинский
Рояль
Летящий на одном крыле.
Среди созвездий. В дымной туче.
Над бездной. Над волной кипучей.
Почти забывший о земле.
Из черных выгнутых зеркал
Нездешнее сооруженье,
В которое глядится зал,
В свое вникая отраженье.
Дождь струн в разрыве облаков.
Звенящий лабиринт рояля.
Весь в перекрестьях острой стали.
Внятнее внятного – без слов:
(Закончи стихотворение)
Напомнить!
- При пении сидя, держись ровно, не сгибайся.
- Дыхание бери спокойно, но не в середине слова или фразы.
- Пой легко, без напряжения.
- Во время пения не кричи, добивайся красивого, выразительного звучания.
- При пении четко произноси слова.
- Рот открывай свободно, не пой сквозь зубы.
- Начинай и заканчивай пение одновременно со всеми по руке дирижера.
- Долгий звук выпевай полностью, сохраняя его интонационную точность.
- Внимательно прислушивайся к пению товарищей, сидящих рядом.
Расспевка «Звукоряд» с показом нот по руке, пропеванием цвета ноты (ДО – красная, РЕ – оранжевая и т.д.)
Пение песни «Астана» Ж.Мухамеджановой можно сопровождать показом слайдов города. Песня уже хорошо знакома и слайды не будут отвлекать детей от исполнения.
Разучивание песни «Новый год» А.Ермолова.
Подведение итогов урока: «У какой группы длиннее сложилась мелодия».
Домашнее задание: рассказать родителям о том, что понравилось на уроке, выучить текст песни «Новый год».
Выход из кабинета под музыку.