Стремительный рост потребления природных ресурсов, возрастающие масштабы производственной деятельности людей всё больше отражается на окружающей среде. Изучение кура “Природопользование” будет способствовать развитию экологического мышления учащихся, формированию и развитию знаний о принципах рационального использования природных ресурсов [1].
Курс предметно ориентированный. Особенность курса – междисциплинарность. Принцип междисциплинарности объясняется интегративным характером природопользования, которое базируется на знаниях различных научных дисциплин. Однако ядром природопользования служит географический подход.
Эколого-географические знания помогают учащимся осознать механизмы влияния деятельности человека на окружающую природную среду, особенности проявления природопользования на различных территориальных уровнях. Принцип междисциплинарности позволяет всесторонне раскрыть сущность и особенности путей охраны окружающей среды и восстановление её качеств. Важное место отводится изучению вопросов природопользования России. Содержание курса может стать основой воспитания у учащихся чувства ответственности за сохранение природных ресурсов своей Родины, окружающей человека природной среды.
Особенностью содержания курса является ориентация на личность школьника, его потребности, ценности, с одной стороны, и отражение идей экологической науки с другой. Изучение данного курса будет способствовать формированию важнейших качеств личности: гражданственности, патриотизма, ответственности за сохранение природных ресурсов планеты и своей Родины.
Реализуемая программа предполагает применение элементов развивающей технологии, модельной и информационной технологий. Она реализует концепцию личностно-деятельностного подхода к отбору содержания курса “Природопользование” определяет выбор проблемного, эвристического, модельного, поискового методов обучения. При изучении курса будут использоваться разнообразные виды деятельности, направленные на формирование коммуникативной и исследовательской компетентности: практическая работа, мини-конференция, моделирование, решение проблемных заданий, работа с дополнительной литературой, географическими картами, составление рефлексивных текстов, просмотр видеофильмов.
Знание и практические умения, приобретённые учащимися при изучении данного курса, могут быть использованы ими во всех сферах своей будущей деятельности и, особенно в таком важном направлении как осуществлении контроля за качеством окружающей человека среды и создание нормальных условий для существования будущих поколений на Земле.
Форма предъявления конечного результата:
- самооценка деятельности;
- отзыв о курсе и выборе дальнейшего направления изучения основ естественных наук.
Настоящая программа рассчитана на 8 ч. для IX класса, как предпрофильная подготовка к X классу, где этот курс будет предложен в полном объеме.
Цель курса: ознакомление учащихся с основами природопользования.
Задачи курса.
1. Дать возможность апробировать содержание курса “Природопользования” с целью самоопределения.
2. Помочь освоить технологию выбора предмета изучения и деятельности.
3. Дать возможность реализовать интерес учащихся.
4. Проверить готовность и способность ученика усваивать выбранный предмет на повышенном уровне.
5. Провести рефлексию выбора и мотивации для дальнейшей деятельности.
Содержание тем учебного курса
“Природопользование”
Введение (2 ч.)
Занятие 1. Введение. Для чего необходимо изучать природопользование.
Понятие “природопользование”. Вклад Ю.Н. Куражсковского, Н.Ф. Реймерса, В.А. Анучина, В.С. Преображенского, И.П. Герасимова в развитии науки. Связь понятий “природопользование” с понятиями “природные условия”, “природные ресурсы”, “окружающая природная среда”, “географическая среда”, “антропогенный фактор”, “охрана окружающей среды”. Форма занятия - деловая игра.
Занятие 2. Что такое рациональное и нерациональное природопользование.
Рациональное и нерациональное природопользование. Закон внутреннего динамического равновесия как одно из важнейших положений рационального природопользования. Экологические кризисы и экологическая катастрофа как проявление нерационального природопользования. Форма занятия - интегрированное занятие с практической работой.
Природопользование в России. (6 ч.)
Занятие 3. История заповедного дела в России.
Вклад И.Н. Бородина, Г.А. Кожевникова, А.П. Богданова, В.В. Докучаева в развитии заповедного дела. Форма занятия - самостоятельная работа с дополнительной литературой и географическими картами.
Занятие 4. Природопользование в промышленно-урбанизованных районах.
Концентрация промышленного производства и проблема усиления антропогенных нагрузок на ландшафт. Форма занятия - мини-конференция.
Занятие 5. Природопользование в аграрно-индустриальных районах России.
Гармонизация аграрного природопользования путём оптимизации использования земель применительно к различным типам природной среды. Форма занятия - моделирование.
Занятие 6. Природопользование в рекреационных районах.
Основные источники и виды загрязнений окружающей среды в районах массового отдыха населения. Охрана и восстановление рекреационных ресурсов с целью сохранения их качества. Форма занятия - самостоятельная работа с картами атласа.
Занятие 7. Изменение окружающей среды под воздействием человека.
Устойчивость ландшафтов к антропогенному воздействию. Проблемы рационального природопользовании. Форма занятия - практическая работа.
Занятие 8. Обобщение по теме “Природопользование в России”.
Форма занятия - урок-суд “Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы общества”.
Обобщение проводится на основе выполнения заданий по блокам: ваш личный рейтинг; коммуникативный блок. Задания коммуникативного блока выполняются с учётом выбора учителя и учащихся.
Требование к уровню усвоения знаний
Называть:
- виды природопользования: ресурсное, отраслевое, территориальное;
- рациональное и нерациональное природопользование;
-экологические кризисы и экологическая катастрофа как проявление нерационального природопользования;
- история заповедного дела в России;
- экологические проблемы крупных городов.
Объяснять:
- различия природопользования в промышленно-урбанизованных районах, аграрно-индустриальных, рекреационных и районах нового освоения.
Прогнозировать:
- осуществлять простейший прогноз воздействия человека на природу.
Приводить примеры:
Рационального и нерационального природопользования, мер по охране и восстановлению природных ресурсов.
Применять в процессе учебного познания понятия:
“природные условия”, природные ресурсы”, “окружающая природная среда”, “географическая среда”, “антропогенный фактор”, “охрана окружающей среды”, “виды природопользования”, “природно-ресурсный потенциал”, “экологический кризис”, “качество окружающей среды”.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел. Тема занятия. | Кол-во |
Форма проведения | Образ-й продукт. |
Введение. 2 | ||||
1. | Для чего необходимо изучать природопользование. | 1 | Деловая игра. Работа в группах. | Формулирование проблемы, работа
с понятиями. Составление рефлексивного текста “Твоя связь с природой” |
2. | Что такое рациональное и нерациональное природопользование | 1 | Интегрированное занятие с практической работой. | Анализ схем, заполнение таблиц. Составление рефлексивного текста “Если бы я…”. |
Природопользование в России. 6 | ||||
1. | История заповедного дела в России. | 1 | Самостоятельная работа с дополнительной литературой, географическими картами. Использование ИКТ. | Просмотр видео. Обсуждение (приложение). |
2. | Природопользование в промышленно-урбанизованных районах. | 1 | Мини-конференция | Совершенствование умений и навыков устного сообщения. |
3. | Природопользование в аграрно-индустриальных районах России | 1 | Анализ модели, рисунка. Эвристическая беседа. |
Моделирование |
4. | Природопользование в рекреационных районах. | 1 | Самостоятельная работа с картами атласа VIII-IX кл. | Составление рефлексивного текста “Моё отношение к состоянию природных ресурсов рекреационных районов”. |
5. | Изменение окружающей среды под воздействием человека. Практическая работа “Определение степени изменения природных комплексов под влиянием антропогенного воздействия”. | 1 | Практическая работа. | Составление прогноза “Что будет если…” |
6. | Обобщение по теме “Природопользование в России”. Урок-суд. | 1 | Ролевая игра. | Участие в игре. Произвести самооценку усвоения данной темы на основании личного рейтинга. |
Форма проверки результата
Самооценка усвоения данной темы на основании личного рейтинга.
№ п/п | Содержание | Баллы |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Решение проблемы. Анализ схем, таблиц, географических карт. Составление рефлексивных текстов. Участие в мини-конференции. Участие в игре. Составление прогноза. Участие в обсуждении. |
Анкета обратной связи
Уважаемые учащиеся!
Предлагаем Вам принять участие в анкетировании, целью которого является повышение эффективности нашей совместной работы в рамках предпрофильного курса “Природопользование”.
Представьтесь, пожалуйста.
Ф.И.О________________________________
Место учёбы__________________________
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1. | Что понравилось в ходе изучения курса “Природопользование”? | |
2. | Узнали ли Вы что-то новое, важное для Вас? | |
3. | На что обратили внимание? | |
4. | Хотели бы вы продолжить изучение курса “Природопользование” в X классе? | |
Благодарю Вас за работу! Приглашаем к дальнейшему сотрудничеству! |
Руководитель спецкурса: Коломиец В.И.
Приложение I
Занятие “История заповедного дела в
России”
Вопросы для обсуждения.
Группа зоологов.
1. Выявите причины сокращения многообразия видов.
2. Определите значения особо охраняемых территорий России в поддержании биологического разнообразия.
3. Сформулируйте современные проблемы, связанные с сохранением видового разнообразия животных России.
4. Приведите примеры успешного восстановления редких видов.
Группа ботаников.
1. Раскройте влияние языческого мировоззрения на сохранение многообразия растений.
2. Выявите причины сокращения видового многообразия растений.
3. Сформулируйте современные проблемы, связанные с состоянием растительных ресурсов России.
4. Определите значение особо охраняемых территорий в деле охраны растений.
Группа историков.
1. Изложите эволюцию идей заповедного дела в России.
2. Раскройте вклад отдельных исторических личностей в дело охраны природы.
Группа географов.
1. Проанализируйте географию распространения заповедников на территории России.
2. Сделайте выводы и предположения по проведённому анализу.
Группа краеведов.
1. Изучите историю формирования заповедных территорий в вашей местности.
2. Определите значение особо охраняемых территорий своей местности в поддержании биологического разнообразия, сохранения уникальных ландшафтов.
3. Приведите примеры народных форм охраны природы в своей местности.
На занятии каждая группа представляет материал, раскрывающий каждый вопрос задания. В ходе дальнейшего обсуждения проблемы важно акцентировать внимание учащихся на исторических этапах развития заповедного дела, сформулировать современные проблемы и определить перспективные направления его дальнейшего развития.
Литература
1. В.И. Сиротин, Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина, В.М. Смирнова. Программа по географии для профильных школ. Природопользование. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2002.
2. Природопользование: Учебник. Под редакцией профессора Э.А. Арустамова, 2-е изд., переработанное и дополненное, М.; Издательский Дом “Дашков и Ко”, 2000. -284 с.
3. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. -2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. -208 стр.
4. Никитин Д.А., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. - М.: 1992 г.
5. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопльзование в России. Под ред. В.Ф. Протасова - М.; Финансы и статистика, 1995. – 528 стр.: ил.
6. Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина и др. Методическое пособие по курсу “Природопользование”; Книга для учителя:- М.; Просвещение, 1996. –207 стр.