Мини-музей в детском саду это особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их “мини-музеями”. “Мини-” отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, т.к. дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них.
Почему мы обратились к этой форме работы с детьми?
Причины самые разные.
Во-первых, в связи с серьезными требованиями безопасного пребывания детей в дошкольных учреждениях перемещения детей организованными группами становится невозможным без согласования в многочисленных инстанциях.
Во-вторых, жизнь заставляет педагогов искать новые, интересные формы работы с детьми, обогащать интерактивную развивающую среду. В дошкольном образовании идет интенсивное обновление педагогического процесса, переосмысление самой сущности образования и его познания. Гуманистическая психология и педагогика понимает воспитание как создание условий для развития ребенка для его максимальной самореализации. Воспитание призвано помогать ребенку, устанавливать, собственные отношения, контакты с обществом, историей, культурой человечества, в котором он станет субъектом собственного развития. По мнению М.Горького, “Воспитывать – это значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей”, включающих отношение к природе, рукотворному миру, явлениям общественной жизни, к самому себе.
В-третьих, музейная педагогика имеет интегрированный характер – музееведение, педагогика и психология преломляются через развитие познавательных, коммуникативных, социально-нравственных, художественно-эстетических, трудовых компетенций дошкольника.
В-четвертых, одним из основных направлений работы нашего учреждения является коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речевого развития. Общеречевое развитие ребёнка направлено на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать.
Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина, “чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)”. К.Д.Ушинский отмечал, что “сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова”.
То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Развитие речи ребенка в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: слова – словосочетания – предложения – связный рассказ. Существует несколько аспектов условного эталона возрастной нормы развития детской речи:
- линейная логика овладения родным языком;
- качественная и количественная характеристики структурных компонентов языковой системы;
- кульминационный процесс речевого высказывания – умение ребенка строить предложения различной структуры;
- связная речь – главный показатель уровня развития детской речи.
В-пятых, многие родители считают, что детям дошкольного возраста еще рано посещать такие учреждения и многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Поэтому мы решили создать собственный “музейный комплекс”, включающий мини-музеи в групповых помещениях: “Русской народной сказки” в первой младшей группе №2, “На морском дне” в старшей логопедической группе №10, “Музей экономного человека” в подготовительной к школе логопедической группе №6, “Воздух-невидимка” в подготовительной к школе логопедической группе №4 и мини-музей “Интересные эксперименты” в подготовительной к школе группе №7, а также, мини-музей “Народного быта”, расположенный рядом с физкультурным залом.
Цели и задачи создания мини-музеев.
1. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
3. Формирование у дошкольников представления о музее.
4. Расширение кругозора дошкольников.
5. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
6. Формирование умения самостоятельно анализировать полученные знания.
7. Развитие творческого и логического воображения.
8. Формирование активной жизненной позиции.
Музейная педагогика в условиях дошкольного учреждения позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы ; является действенным модулем развивающей предметной среды ; средством индивидуализации образовательного процесса; способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; активизирует словарь детей, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности. И самое главное, мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой.
Принципы организации мини-музея в МДОУ.
1. Принцип интеграции.
2. Принцип деятельности и интерактивности.
3. Принципы динамичности и вариативности.
4. Принцип научности.
5. Принцип непрерывности и разнообразия.
6. Принцип партнерства.
7. Принципы экологичности и безопасности.
Все мини-музеи созданы на основе системного подхода. Системный подход заключается в следующем: любой объект (предмет музея) не существует сам по себе, он является частью чего-то. Объект состоит из каких-то деталей, частей.
У объекта есть прошлое, будущее, есть друзья и враги. Метод системного оператора позволяет рассмотреть предмет или явление с самых разных сторон и получить о нем полное представление.
Каждый мини-музей способствует познавательному развитию детей.
В процессе создания музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно разделить на три этапа.
1. Подготовительный этап
Главные задачи подготовительного этапа: выбор темы мини-музея (совместно с детьми и родителями), определение путей создания системы мини-музеев, подготовка к участию в проекте педагогов, детей и родителей, разработка методических материалов по организации проектно-исследовательской деятельности дошкольников.
В начале работы коллектив каждой группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли наполняемость экспозиции, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения.
Мини-музеи получились разными и по оформлению, и по содержанию, но общим стало их использование:
- проведение бесед о создании и значении музея в группе;
- проведение занятий;
- совместные вечера-развлечения;
- совместные экскурсии в музей;
- рассматривание экспонатов в музее;
- проведение консультаций для родителей;
- проведение родительского собрания (“Мини-музей в детском саду”);
- проведение семинара-практикума с родителями.
2. Практический этап (или этап реализации проекта)
Главные задачи практического этапа включают в себя интегрированные тематические блоки:
- организовать проектно - исследовательскую деятельность;
- создать дидактические развивающие игры, изготовленные для мини–музея;
- разучить фоноритмические и логоритмические игры;
- запланировать и провести мероприятия по совместной деятельности детей и родителей;
- провести итоговые события (викторины, развлечения, праздники).
Направления работы в ходе реализации проектов по музейной педагогике следующие:
- совместная художественная деятельность для детей и родителей, в результате которой создаются экспонаты музея;
- специально организованная и самостоятельная художественная деятельность;
- фольклорные праздники;
- совместные экскурсии и другие эстетические события.
3. Внедренческий этап характеризуется следующими направлениями
- открытие мини-музея в группе;
- экскурсия в мини-музей;
- приглашение гостей (дети с других детских учреждений, родители);
- разработка различных видов экскурсий для музея;
- пополнения атрибутов для музея;
- проведение образовательной деятельности в мини-музее.
Значение и использование мини-музеев в МДОУ.
В группах у детей – игрушки, а мини-музее их привлекают именно настоящие вещи, которыми пользуются взрослые – орудия труда, предметы быта, украшения. Дети берут в руки экспонаты, начинают исследовать, познавать, пробовать действовать с ними. В детском музее дети учатся видеть и наблюдать окружающее, все что происходит на занятиях, влияет на них, и даже маленькая деталь оказывает прекрасное воздействие. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах, впечатление сказывается на характере ребёнка.
Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знание, полученные в первые годы жизни никогда не исчезнут из памяти. Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать привычным и привлекательным для детей красивые музейные экспонаты, сама обстановка благоприятствует проведению различных занятий, игры, беседы для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось из поколения в поколение.
Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музеев организовывались выставки. Участие в создании экспозиции принимали участие не только воспитатели, но и родители. Среди экспонатов оказалось много старинного фарфора, камней, ювелирных изделий.
Дошкольники разных групп знакомились с мини-музеями своих “соседей”. Дети чувствуют свою причастность к созданию мини-музея: они приносят из дома экспонаты. Ребята их старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. Здесь же размещаются детские работы и работы, выполненные совместно со взрослыми.
Главное, мы достигли своей цели: как вовремя создания мини-музеев, так и после этого многие родители посещали с детьми “настоящие” музеи – А.П.Гайдара, П.И.Чайковского, краеведческий, “Клинское подворье”, а также Выставочные центры. Дети делились своими впечатлениями после посещения музея с воспитателями, детьми других групп, с родителями.
Результаты работы.
1. Развитие речевых компетенций ребенка:
- Качественное улучшение звукопроизношения. Звукопроизношение детей приблизилось к возрастной норме: они различают на слух и в произношении близкие звуки, не искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов.
- Активизация словаря детей (в активном словаре присутствуют не только существительные и глаголы, но и достаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, облегчился подбор однокоренных слов).
- Для грамматического строя речи характерно употребление предлогов к, в, из-под, из-за, между, через, над и т.д. в согласовании различных частей речи, построении предложений.
- Связное речевое высказывание детей отличается более четкой формулировкой мысли, последовательностью изложения, в нем отражается не только внешняя сторона явлений, но и учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.
2. Введение ребёнка в мир искусства, развитие его художественной культуры.
3. Способствование возникновению ценностного отношения к искусству, интереса к музеям и выставкам.
4. Формирование “образа музея” как собрания предметов красоты культурно – исторического значения. Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры мир событий и внутренний личностный мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности.
5. Развитие художественного восприятия, понимания языка искусства, образного мышления.
Таким образом, музейная педагогика направлена на активное освоение детьми культурного наследия своего народа, овладение богатством русского языка, ритмичностью и музыкальностью речи, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно соприкоснуться с этим богатством. У дошкольников формируются эмоционально окрашенные чувства сопричастности к наследию прошлого. Среда музея рассматривается нами как “встреча” образов истории, культуры, взрослых людей – носителей ценностей и смыслов настоящего и ребенка – носителя ценностей и смыслов будущего, корни которого находятся в истории и культуре прошлого. А также в процессе реализации музейной педагогики родители стали посещать музеи с детьми, интересоваться его выставками, активно помогают в организации экспозиций в группе. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей среды.
Используемая литература
1. А.Н.Морозова, О.В.Мельникова. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. М., “Сфера”, 2006.
2. И.А.Бойчук. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. СПб, “Детство-пресс”, 2013.
3. Е.В.Шульгина, Н.Н.Третьяк. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. СПб, “Детство-пресс”, 2011.
4. Л.Г.Шадрина, Е.П.Фомина. Развиваем связную речь. Методические рекомендации. М., “Сфера”, 2012.
5. Н.В.Микляева. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ. М., “Сфера”, 2012.
6. А.А.Гуськова. Обучаем дошкольников пересказыванию. М., “Сфера”, 2013.
7. Е.В.Парфёнова. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности. М., “Сфера”, 2013.
8. Е.А.Алябьева. Учим русский язык. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет. М., “Сфера”, 2013.
9. Н.Н.Беляковская, Л.Н.Засорина, Н.Ш.Макарова. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии. Методические рекомендации. М., “Сфера”, 2009.
10. Т.С.Григорьева.Программа “Маленький актер” для детей 5-7 лет. М., “Сфера”, 2012.