Соединительные гласные "о" и "е" в сложных словах

Разделы: Начальная школа


Педагогические задачи: cоздать условия для осознания цели научиться образовывать и писать сложные слова.

Планируемые результаты образования:

Образовательные: научаться образовывать сложные слова с помощью соединительных гласных о, е, получат возможность извлекать информацию из разных источников.

Коммуникативные: организовать условия для общения при работе в парах, возможность строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы, использовать интонационную выразительность.

Личностные: используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда, также стремятся дарить людям тепло и заботу.

Средства обучения: учебник, компьютер, презентация, тест, карточки, набор цветных карандашей, рисунок “цветик-семицветик”.

Ход урока

I. Приветствие гостей. Проверка готовности к уроку.

- На уроке у нас гости, поприветствуйте их.

Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).

- А сейчас проверь, дружок,

- Ты готов начать урок?
- Все ль на месте,
- Все ль в порядке,
- Ручка и тетрадка?
- Руки? (На месте)
- Ноги? (На месте)
- Локти? (У края)
- Спинка? (Прямая)

На полях нарисуйте треугольник зелёного цвета, если вы хотите всё понять на уроке, хорошо работать, думать. Если есть сомнения - нарисуйте треугольник жёлтого цвета. А в конце урока вы соотнесёте свои цели в начале уроке с тем, что у вас получится в заключение урока (треугольник зелёный - всё получилось, жёлтый- постараюсь быть внимательным, красный – пока не совсем усвоил материал)

II. Актуализация опорных знаний.

1. Минутка чистописания. Игра “Данетка”

2. “Я задумала природное явление” На компьютере слайд с иллюстрациями природных явлений (иней, дождь, радуга, снегопад, молния).

- Вы мне задаёте вопросы, я могу отвечать только да и нет.

- Я задумала природное явление.

Ученик. Это существительное женского рода?

- Нет.

Ученик. Это существительное мужского рода?

- Да.

Ученик. Он поливает всё?

- Нет.

Ученик. Деревья красивые?

- Да.

Ученик. Это иней.

- Да

- Найдите в словаре точное определение слова иней (по желанию один ученик). (Тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности)

- Какая буква лишняя? (Е, она не имеет звука)

- Запишем красиво все остальные буквы. (И н й)

- Кто может найти сложное слово? (Снегопад)

- Давайте выпишем из него все буквы, которые обозначают согласные звуки.

с г п д

- Для чего нам этот этап урока?

(Мы учились извлекать информацию с помощью вопросов, повторили написание некоторых букв, уточнили, что буква е звука не имеет, повторили буквы согласных звуков)

3. Игра “Будь внимательным”

Расположить слова в 3 столбика по видам орфограмм. Дополните слова.

Непроизносимый …. Парный ……. Безударный … (на доске)

(Редкий, честный, вода, праздник, счастливый, носить, Волгоград)

- Проверка по эталону. (Слайд 3)

- У кого слово Волгоград записано 2 раза? Почему? (Это сложное слово и 2 орфограммы)

- Из каких двух слов состоит это слово? (город, Волга)

- Обозначьте корни.

- С каким чувством мы говорим о городе? (С чувством гордости о городе- герое, в котором мы живём)

- Зачем этот этап урока?

(Чтобы повторить, что мы уже знаем и задуматься о чём-то новом)

- Оцените свою работу, используя критерии оценивания (на доске).

“5” - без ошибок

“4” - 1, 2 ошибки, более 2-х ошибок – надо повторить правила правописания

- Какую роль выполняет корень в словах? (Вкорне заключён общий смысл всех однокоренных слов)

- Достаточно ли взять два корня, чтобы получилось слово? (Нет)

- Что необходимо для этого сделать? (Соединить два корня)

- Как это сделать? Проблема?

- Подумайте, из каких слов можно ещё образовать сложное слово? (Водонос)

- С помощью чего вы соединили 2 корня? (С помощью буквы о)

III. Постановка цели урока

- Как вы думаете, над чем мы будем работать на уроке? (Мы будем составлять сложные слова и правильно писать соединительный гласный)

- Остаётся выяснить, когда же пишется О, а когда Е.

IV. Актуализация новых знаний, работа над новым материалом

1. Образование и запись сложных слов:

Падать, листья (листопад) (слайд 4) и полюбуемся этим природным явлением.

- Что мы знаем об экосистеме леса? (Замкнутый круговорот веществ)

Вода, падать (водопад) иллюстрация. (Слайды 5, 6, 7, 8)

-Человек, который разводит цветы. (Цветовод)

- Варит кашу? (Кашевар)

- Какие соединительные гласные вы использовали? (О е)

Работа с учебником. Упр 128 с.108 с комментированием у доски

Первоклассный (т.е. очень хороший, качественный сегодня в нашей стране День качества)

Ледокол

Пылесос

Мухомор

Лесоруб

Овощерезка

Для чего этот вид работы? (Упражнялись в образовании и написании сложных слов)

- Когда в сложных словах пишется соединительный гласный -е, а когда ?

(О после твёрдых согласных, Е - после мягких согласных, шипящих и Ц)

- Сравните с выводом автора.

- Расскажите по алгоритму, как будете работать.

2. Работа в парах (упр. 131)

- Образуйте сложные слова, допишите свои слова самолёт, самовар, самокат, самолюбие, Самоделкин. (Самострел, самосвал, самозванец)

- Какая пара выполнит - поднимите руки шалашиком.

- Самопроверка по эталону. (Слайд 9, 10)

- Объясните слово самолюбие, используя словарь. (Чувство собственного достоинства, соединённое с ревнивым отношением к мнению о себе окружающих (болезненное самолюбие, щадить чьё-нибудь самолюбие))

3. Физминутка. (Слайд 11, 12)

4. Самостоятельная работа по карточкам.

Образуйте и запишите новые слова, подчеркните соединительный гласный.

I вариант

лед    рубка

мясо    воз

дом    хозяйка

молоко    ход

II вариант

мясо    провод

везде    комбинат

сено    ход

тепло    косилка

Самопроверка (слайд 13). Я проверю ваши тетради и карточки, и если вы себя оценили объективно - поставлю отметки в журнал.

- А сейчас ответьте на вопросы теста. Верный ответ соответствует букве.

Тест

1) Слова, у которых два корня, называются:

н) простыми; с) сложными.

2) В сложных словах есть буквы соединительных гласные:

п) о, е; г) у, я; р) э, ю.

3) После букв твердых согласных пишется соединительная буква:

к) е; а) о; м) у.

4) После букв мягких согласных пишется соединительная буква:

с) е; п) о; р) ы.

5)Укажите слово, в котором пишется буква е:

г) сам…вар; и) коф…молка; е) хлеб…роб.

6) Укажите слово, в котором допущена ошибка:

г) вездеход; д) животновод; б) пишиход.

7) Какое слово сложное?

л) прибежал; о) пароход; ч) налетел.

- Получилось слово … (спасибо!)

5. Д/з: упр132 с.110.

V. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке

(Cлайд 14, 15)

Мне удалось

Меня удивило

Мне понравилось

Я порадовался за

Я хочу поблагодарить … за …

Я могу похвалить себя за

- Оцените свою работу на уроке, нарисуйте на полях тетради треугольник.

- На доске цветок.

- Как называется этот цветок? (Цветик-семицветик)

- Назовите корни.

- О чём бы вы хотели меня спросить? (Почему соединительная гласная и?)

- Всё ли мы знаем о сложных словах? (Нет)

Это значит, что на уроках русского языка нас ждут новые открытия.

- Вы говорили: “Я хочу поблагодарить…”.

Благодарность – сложное слово, значит дарить благо, добро. Давайте будем стараться всем делать добро.