Педагогические задачи: cоздать условия для осознания цели научиться образовывать и писать сложные слова.
Планируемые результаты образования:
Образовательные: научаться образовывать сложные слова с помощью соединительных гласных о, е, получат возможность извлекать информацию из разных источников.
Коммуникативные: организовать условия для общения при работе в парах, возможность строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы, использовать интонационную выразительность.
Личностные: используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда, также стремятся дарить людям тепло и заботу.
Средства обучения: учебник, компьютер, презентация, тест, карточки, набор цветных карандашей, рисунок “цветик-семицветик”.
Ход урока
I. Приветствие гостей. Проверка готовности к уроку.
- На уроке у нас гости, поприветствуйте их.
Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).
- А сейчас проверь, дружок,
- Ты готов начать урок?
- Все ль на месте,
- Все ль в порядке,
- Ручка и тетрадка?
- Руки? (На месте)
- Ноги? (На месте)
- Локти? (У края)
- Спинка? (Прямая)
На полях нарисуйте треугольник зелёного цвета, если вы хотите всё понять на уроке, хорошо работать, думать. Если есть сомнения - нарисуйте треугольник жёлтого цвета. А в конце урока вы соотнесёте свои цели в начале уроке с тем, что у вас получится в заключение урока (треугольник зелёный - всё получилось, жёлтый- постараюсь быть внимательным, красный – пока не совсем усвоил материал)
II. Актуализация опорных знаний.
1. Минутка чистописания. Игра “Данетка”
2. “Я задумала природное явление” На компьютере слайд с иллюстрациями природных явлений (иней, дождь, радуга, снегопад, молния).
- Вы мне задаёте вопросы, я могу отвечать только да и нет.
- Я задумала природное явление.
Ученик. Это существительное женского рода?
- Нет.
Ученик. Это существительное мужского рода?
- Да.
Ученик. Он поливает всё?
- Нет.
Ученик. Деревья красивые?
- Да.
Ученик. Это иней.
- Да
- Найдите в словаре точное определение слова иней (по желанию один ученик). (Тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности)
- Какая буква лишняя? (Е, она не имеет звука)
- Запишем красиво все остальные буквы. (И н й)
- Кто может найти сложное слово? (Снегопад)
- Давайте выпишем из него все буквы, которые обозначают согласные звуки.
с г п д
- Для чего нам этот этап урока?
(Мы учились извлекать информацию с помощью вопросов, повторили написание некоторых букв, уточнили, что буква е звука не имеет, повторили буквы согласных звуков)
3. Игра “Будь внимательным”
Расположить слова в 3 столбика по видам орфограмм. Дополните слова.
Непроизносимый …. Парный ……. Безударный … (на доске)
(Редкий, честный, вода, праздник, счастливый, носить, Волгоград)
- Проверка по эталону. (Слайд 3)
- У кого слово Волгоград записано 2 раза? Почему? (Это сложное слово и 2 орфограммы)
- Из каких двух слов состоит это слово? (город, Волга)
- Обозначьте корни.
- С каким чувством мы говорим о городе? (С чувством гордости о городе- герое, в котором мы живём)
- Зачем этот этап урока?
(Чтобы повторить, что мы уже знаем и задуматься о чём-то новом)
- Оцените свою работу, используя критерии оценивания (на доске).
“5” - без ошибок
“4” - 1, 2 ошибки, более 2-х ошибок – надо повторить правила правописания
- Какую роль выполняет корень в словах? (Вкорне заключён общий смысл всех однокоренных слов)
- Достаточно ли взять два корня, чтобы получилось слово? (Нет)
- Что необходимо для этого сделать? (Соединить два корня)
- Как это сделать? Проблема?
- Подумайте, из каких слов можно ещё образовать сложное слово? (Водонос)
- С помощью чего вы соединили 2 корня? (С помощью буквы о)
III. Постановка цели урока
- Как вы думаете, над чем мы будем работать на уроке? (Мы будем составлять сложные слова и правильно писать соединительный гласный)
- Остаётся выяснить, когда же пишется О, а когда Е.
IV. Актуализация новых знаний, работа над новым материалом
1. Образование и запись сложных слов:
Падать, листья (листопад) (слайд 4) и полюбуемся этим природным явлением.
- Что мы знаем об экосистеме леса? (Замкнутый круговорот веществ)
Вода, падать (водопад) иллюстрация. (Слайды 5, 6, 7, 8)
-Человек, который разводит цветы. (Цветовод)
- Варит кашу? (Кашевар)
- Какие соединительные гласные вы использовали? (О е)
Работа с учебником. Упр 128 с.108 с комментированием у доски
Первоклассный (т.е. очень хороший, качественный сегодня в нашей стране День качества)
Ледокол
Пылесос
Мухомор
Лесоруб
Овощерезка
Для чего этот вид работы? (Упражнялись в образовании и написании сложных слов)
- Когда в сложных словах пишется соединительный гласный -е, а когда -о?
(О после твёрдых согласных, Е - после мягких согласных, шипящих и Ц)
- Сравните с выводом автора.
- Расскажите по алгоритму, как будете работать.
2. Работа в парах (упр. 131)
- Образуйте сложные слова, допишите свои слова самолёт, самовар, самокат, самолюбие, Самоделкин. (Самострел, самосвал, самозванец)
- Какая пара выполнит - поднимите руки шалашиком.
- Самопроверка по эталону. (Слайд 9, 10)
- Объясните слово самолюбие, используя словарь. (Чувство собственного достоинства, соединённое с ревнивым отношением к мнению о себе окружающих (болезненное самолюбие, щадить чьё-нибудь самолюбие))
3. Физминутка. (Слайд 11, 12)
4. Самостоятельная работа по карточкам.
Образуйте и запишите новые слова, подчеркните соединительный гласный.
I вариант
лед рубка
мясо воз
дом хозяйка
молоко ход
II вариант
мясо провод
везде комбинат
сено ход
тепло косилка
Самопроверка (слайд 13). Я проверю ваши тетради и карточки, и если вы себя оценили объективно - поставлю отметки в журнал.
- А сейчас ответьте на вопросы теста. Верный ответ соответствует букве.
Тест
1) Слова, у которых два корня, называются:
н) простыми; с) сложными.
2) В сложных словах есть буквы соединительных гласные:
п) о, е; г) у, я; р) э, ю.
3) После букв твердых согласных пишется соединительная буква:
к) е; а) о; м) у.
4) После букв мягких согласных пишется соединительная буква:
с) е; п) о; р) ы.
5)Укажите слово, в котором пишется буква е:
г) сам…вар; и) коф…молка; е) хлеб…роб.
6) Укажите слово, в котором допущена ошибка:
г) вездеход; д) животновод; б) пишиход.
7) Какое слово сложное?
л) прибежал; о) пароход; ч) налетел.
- Получилось слово … (спасибо!)
5. Д/з: упр132 с.110.
V. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке
(Cлайд 14, 15)
Мне удалось …
Меня удивило
Мне понравилось
Я порадовался за
Я хочу поблагодарить … за …
Я могу похвалить себя за
- Оцените свою работу на уроке, нарисуйте на полях тетради треугольник.
- На доске цветок.
- Как называется этот цветок? (Цветик-семицветик)
- Назовите корни.
- О чём бы вы хотели меня спросить? (Почему соединительная гласная и?)
- Всё ли мы знаем о сложных словах? (Нет)
Это значит, что на уроках русского языка нас ждут новые открытия.
- Вы говорили: “Я хочу поблагодарить…”.
Благодарность – сложное слово, значит дарить благо, добро. Давайте будем стараться всем делать добро.