Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии

Разделы: Биология


В условиях модернизации школьного образования первостепенной задачей является духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. В современном обществе востребованы интеллектуально-развитые и духовно-нравственные граждане России, умеющие решать нестандартные проблемы в различных сферах и видах деятельности. Общество способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, природе родного края, к самобытной культуре и культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Главные для человека вопросы о цели и смысле жизни тесно связаны с его мировоззрением. Именно в школьном возрасте формируются мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, художественные и прочие вкусы у детей. Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки..

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д.Ушинского настоящего учителя и учеников роднит “особенная теплота и задушевность отношений”, основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души. И не важно, какой предмет он ведёт, главное, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности. Важное значение для реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников имеет фактор жизненной и профессиональной активности самого учителя, так как воспитанник фиксирует прежде всего то, что ярче всего проявляется в личности наставника. Поэтому очень важен процесс осмысления педагогом ответственности своей социальной роли.

“Природа дала человеку в руки оружие — интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах”. Так говорил Аристотель.

Сегодня высокая нравственность — черта едва ли не самая важная для человека и общества в целом.

Высокоразвитое гражданское самосознание, понятие о долге и чести руководят нашими чувствами, умонастроениями, поступками. И первична здесь не природа, а воспитание.

Развитие и воспитание духовно-нравственной личности учащихся - непрерывный процесс на всех этапах становления личности, начиная с семьи, детского сада, продолжая в школе. Учитель может участвовать в этом процессе своим нравственным примером, личностно-ориентированным обучением, а также средствами своего предмета.

Поскольку в базовых национальных ценностях присутствует природа то средствами предмета биологии учитель непосредственно участвует в духовно-нравственном развитии учащихся.

Молодежь впитывает представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь.

Дети ,подрастая,копируют поведение взрослых:родителей, педагогов, соседей и т.д., поэтому необходимо помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, у станков и чертежных досок, за пультами управления, на полях и фермах. Но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня. И уроки нравственности они усваивают сегодня. Дома, в школе, в частности и на уроках биологии. “Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитать сердце” — писал, Ф. Шиллер. “Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик” — говорил Гёте.

Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением дает возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека, необходимости охраны окружающей среды и приумножения богатств природы.

Земля — планета животных и растений не в меньшей степени, чем планета людей. И все, что мы делаем на Земле, затрагивает прямо или косвенно всю планетарную систему жизни. Систему, за счет которой мы существуем, неотъемлемой частью ... и главным врагом которой являемся.

Биология — наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы — непременное условие не только существования, но и развития человечества, что всё живое уникально и этим только уже ценно .

Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. В связи с этим актуальное значение приобретает биологизация и гуманизация образования в целом, основная задача которого — воспитание нравственности у учащихся, нравственности, определяющей поведение человека в обществе, его духовные и душевные качества, его отношение к природе. Эта нравственность определяет мораль нового типа: “То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено”.

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Роль школы — развивать не только интеллектуальную, но и духовную, культурную жизнь школьника, так как недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.

Представьте себе человека, который никогда не слышал, как журчат ручьи, не видел, как первый росток проламывает корку земли, не любовался красотой цветка и не замирал, восхищенный вызолотившим осенний лес закатным солнцем. Не выйдет из такого человека ни ученого, ни поэта, ни просто человека, ибо природа — мать удивления и любопытства, пробуждающих в нас творческое начало. Она есть, говоря словами поэта, тайник вселенной, кладезь неизвестного, источник силы, успокаивающей и оздоравливающей наш дух.

Сухомлинский писал: “Природа — сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть”.

Уметь видеть природу — первое условие воспитания через природу. Научиться нужно самим и научить нужно ребенка видеть вокруг себя чудесное. Рассматривая зимнюю почку сирени на уроке, нельзя не обратить внимание на удивительную способность кроющих чешуек сохранять в трескучие морозы крошечные нежные листочки, которые распустятся весной. Когда дети осознают чудесность этого явления, их лица начинают светиться.

Изучая строение цветка, как не восторгаться с детьми совершенством форм и изяществом линий, приспособленностью цветка и насекомого-опылителя. Дети начинают приводить примеры из личных наблюдений, рассказывая с восторгом о жизни насекомых и растений. А таинство зарождения новой жизни от слияния двух крошечных клеток. И таких примеров можно приводить огромное количество.

Традиционно биологическое образование, прежде всего, связывается с получением школьниками определенного объема соответствующих знаний. Биологическое образование будет развивающим, если целенаправленно создать условия для развития творческих способностей школьника, показать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека и природы, включить их в созидание и сохранение красоты Российской природы. Человека,наделённого экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. В отечественной педагогике имеется уникальный опыт использования в воспитательных целях природной среды и создания “открытой” педагогической системы в тесной взаимосвязи с окружающей природной средой. Опыт этот принадлежит В.А. Сухомлинскому. Воспитание человека через обще6ние с природой пронизывает всю созданную им педагогическую систему. Но он неоднократно подчеркивал, что природа сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в фактор воспитания лишь в умелых руках педагога.

Организуя ежегодные походы, я могу наблюдать результат своего труда и продолжить обучение и воспитание детей в естественных природных условиях. Возвращаясь в цивилизацию, учащиеся создают творческие отчеты о путешествиях. В этих отчетах нельзя не заметить любовь к родной природе, восторженное описание пейзажа или явления, неподдельный интерес к встреченным растениям и животным, желание узнать о них как можно больше.

Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья,оказание первой помощи пострадавшему и др.)

Можно рассматривать несколько аспектов нравственного воспитания на уроках биологии:

- нравственный - научить не только видеть, но и чувствовать красоту природы, понимать необходимость разумного применения современных технологий для дальнейшего развития человечества и окружающей среды;

- патриотический — компонент, предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины;

- здоровьесберегающий — предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества;

- гражданственный-формирование творческой личности с активной жизненной позицией.

Таким образом, нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что он сам возведет в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой.

“Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит”.

Литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, М. “Просвещение”, 2009 г.

2. Новое воспитание. Н.Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России”, 2000 г.

3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования “Вестник образования России”, 2004, № 12, 13.