1. Паспорт проекта.
1.1. Полное название проекта: “Слагаемые успеха”.
1.2. Организация заявитель: муниципальное общеобразовательное учреждение “Видимская средняя общеобразовательная школа”.
1.3. Автор проекта: Серова М.В. – педагог-психолог.
1.4. География проекта: МОУ “Видимская COШ”.
1.5. Срок выполнения: сентябрь 2013 г. – май 2014 г.
2. Описание целей и задач.
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах профилактики употребления детьми и подростками психоактивных веществ; подготовить специалистов из числа педагогических работников для профилактической работы в школе; через подготовленных педагогов развивать у детей и подростков формы поведения, ведущие к здоровью; усилить у детей и подростков факторы стрессоустойчивости; не допустить в популяции подростков и молодежи возникновение потребности в употреблении психоактивных веществ.
Задачи: обучение педагогов конкретным методам и техникам профилактики употребления психоактивных веществ детьми и подростками, навыкам эффективного социально-поддерживающего поведения; обучение поведению, ведущему к здоровью; обучение педагогов навыкам преодоления проблем; формирование позитивной и устойчивой Я – концепции.
3. Описание и обоснование проекта.
3.1. Постановка проблемы
Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Участились случаи приобщения к наркотическим и другим психоактивным веществам детей 10-13 лет, отмечены случаи употребления ПАВ детьми 6-7 лет.
По мнению исследователей, если в самое ближайшее время не будут осуществлены меры на государственном уровне, сбудутся прогнозы независимых экспертов ВОЗ, согласно которому при нынешнем темпе наркотизации к 2060 году 80% подростков и молодежи станут потребителями наркотиков.
Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, которая стремится к предупреждению приобщения детей к психоактивным веществам и формирования наркозависимости. Образовательное учреждение обладает рядом уникальных возможностей для проведения профилактической работы, имеет доступ к семье ребенка и механизмы воздействия на ребенка. Успешная работа по профилактике социально-негативных явлений среди детей и подростков в решающей степени зависит от личности педагога. Воспитывать личность может только личность. В современных условиях педагоги, прежде чем научить детей здоровому жизненному стилю должны сами иметь определенные навыки общения и решения своих личных проблем, обладать достаточно высоким уровнем личностного здоровья, быть ответственными за свою жизнь, иметь адекватную самооценку, уметь делать выбор.
В школе есть реальная возможность сформировать у детей и подростков понятие о здоровом образе жизни через их окружение – учителей. Получив определенные знания и навыки, педагог может помочь детям преодолевать конфликты, проблемы, трудности без употребления психоактивных веществ.
В нашей школе не выявлены факты употребления детьми и подростками наркотических средств, но мы ведем целенаправленную, эффективную работу по профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися.
3.2. Описание проекта:
- добровольное участие педагогов в проекте;
- использование разнообразных форм проведения встреч с педагогами – добровольцами;
- четкое определение времени встреч с педагогами;
- оценка критериев эффективности внедрения проекта при помощи предварительного и заключительного тестирования;
- расширение сфер действия проекта по типу “снежного кома”.
Этапы проекта:
1 этап. Организационный. Сентябрь 2013 г.
Определение группы педагогов - добровольцев. Ознакомление с общим планом работы.
2 этап. Реализация проекта. Октябрь 2012 г. – май 2013 г.
Проведение педагогических гостиных, на которых будут рассматриваться вопросы профилактики социально – негативных явлений у детей и подростков. Педагоги получат полное представление о проблеме употребления психоактивных веществ, будут обладать необходимыми знаниями и информацией, иметь навыки общения с обучающимися, навыки оказания помощи детям и подросткам в решении их проблем.
3 этап. Подведение итогов. Май 2014 г.
Заключительное тестирование. Неудачи и перспективы.
3.3. Ожидаемые результаты:
- повышение уровня компетентности педагогов в вопросах профилактики употребления психоактивных веществ, педагогической культуры;
- обучение навыкам социально – поддерживающего и развивающего поведения во взаимоотношениях с подростками;
- накопление опыта творческой деятельности у всех участников проекта;
- удовлетворенность педагогов содержанием и результативностью профилактической работы в образовательном учреждении;
- появление материала готового к внедрению и использованию в школах;
- уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению табачных и алкогольных изделий, наркотических средств, в детской и подростковой среде;
- воспитание устойчивого неприятия негативных привычек у детей и подростков.
3.4. Оценка достижений намеченных результатов.
Положительные результаты работы по проекту можно оценить по следующим показателям:
- наличие положительных откликов участников проекта;
- увеличение количества педагогов - добровольцев;
- социальная активность педагогов;
- результаты мониторинга компетентности педагогов в вопросах предупреждения употребления детьми и подростками психоактивных веществ.
Утверждаю:
Директор школы ____________Щеколдина Л.В.
“____”____________2013 г.
3.5. План-график проекта.
№ | Содержание | Сроки |
1 | Встреча. Представление организационно - тематической структуры проекта. Установление доверия и контакта в группе. | Сентябрь |
2 | Психофизиологические особенности детей подросткового возраста, проблема употребления психоактивных веществ подростками. | Октябрь |
3 | Участие в месячнике по ЗОЖ в школе (школьный слет волонтерских отрядов). | Ноябрь |
4 | Стратегии и навыки преодоления стрессовых ситуаций. | Декабрь |
5 | Способы разрешения проблем и принятие решений. | Декабрь |
6 | Как помочь ребенку сказать “НЕТ”? | Январь |
7 | Формирование и развитие Я – концепции. | Февраль |
8 | Как помочь ребенку стать уверенным? | Март |
9 | Участие в Дне здоровья в школе. | Апрель |
10 | Участие в Дне отказа от курения. | Май |