Цель урока: познакомить учащихся с осенними явлениями, научить их отличать признаки осени.
Задачи урока: познакомить с основными признаками осени; развитие умений наблюдать, анализировать, делать выводы, способствовать расширению кругозора; воспитывать любовь к природе родного края, животным; бережное отношение к тому, что нас окружает.
Планируемые результаты:
- личностные – проявлять интерес к изучаемому материалу, развивать устную речь; формирование уважительного отношения к природе, осознание целостности окружающего мира;
- предметные – освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, сравнение); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
- регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; учиться высказывать свою версию на основе работы с иллюстрацией учебника; проводить самостоятельные наблюдения на экскурсии;
- коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме, согласовывать действия с партнером.
Оборудование: набор иллюстраций живой и неживой природы, учебник, рабочая тетрадь, демонстрационный материал – плакат «Осень».
ХОД УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Организационный момент
|
Дети приводят в порядок рабочее место.
– Да |
Регулятивные УУД (самоконтроль). Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером) |
2. Актуализация знаний и постановка
проблемы Подготовка к восприятию нового материала. – Послушайте стихотворение А.С.Пушкина:
|
Слушают. |
Коммуникативные УУД (построение
речевых высказываний). Регулятивные УУД (уметь высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника) Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя. |
– А каком времени года идет речь в этом стихотворении? | – Об осени. | |
– Посмотрите внимательно на иллюстрацию в учебнике на с.48 и дайте общее название (что здесь изображено?) или на слайд №2. | Отвечают на вопросы учителя: | |
– По каким признакам вы узнали, что
здесь изображено именно это время года? – О чем наш сегодняшний урок? – На уроке мы уточним, как природа готовится к зиме. Слайд №3 |
– Осень, осенняя природа. – Птицы улетают, дети тепло одеты, грибы в корзинке … – Об осени. |
|
3. Совместное открытие новых знаний 1. Работа с плакатом «Осень» – Осень – одно из самых красивых времен года.
Многие поэты посвятили свои стихи именно осени.
Давайте послушаем небольшие отрывки
стихотворений, которые вам прочитают девочки из
нашего класса. Слушайте внимательно. Ответьте на
вопрос: |
За ранее подготовленные ученики читают стихи о временах года, после ответа вывешивают табличку с названием данного месяца и иллюстрации осенних месяцев. 1) «Опустел наш школьный сад, |
Познавательные УУД (умение
работать с предложенным заданием,
перерабатывать полученную информацию). Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний). Регулятивные УУД (уметь высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией). |
– А как вы догадались? (назовите признаки сентября). | – Улетели птицы, люди убирают урожай, школьники начинают учиться. | |
2) «Все мрачней лицо природы, Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился?» (Октябрь). Слайд №5 |
||
– О каком месяце идет речь? Что помогло узнать название месяца? | – Увяли травы, оголились деревья, часто идет дождь, земля стала черная, многие животные готовятся к спячке, уже собран урожай. Слайд №6 | |
3) «Поле черно-белым стало, Падает то дождь, то снег. Льдом покрыты воды рек, Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? (ноябрь). Слайд №7 |
||
– По каким признакам вы догадались, что речь идет именно о ноябре? | – Появляется снег, реки покрываются льдом, становится еще холоднее. |
|
– Мы с вами знаем одну физкультминутку об осени. Я предлагаю вам ее выполнить. | Физкультминутка «Ветер тихо
клен качает, |
|
2. Работа с «Дневником наблюдений» –
Приготовились слушать. Заиграл, засверкал всеми
своими нарядными красками сентябрьский осенний
лес. Стоит в ярком убранстве багрянца и позолоты,
сыплет под ноги грибникам множество цветных
листьев. А как горят в эту пору костры рябин!
Слайд №8 |
Слушают. | Познавательные УУД (уметь
перерабатывать полученную информацию,
находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт). Коммуникативные УУД ( уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других). |
– О том, как меняется природа, вы самостоятельно пронаблюдали в дневнике и сделали выводы. | Несколько учеников читают свои выводы, написанные в рабочей тетради на с.21. | |
– Давайте подумаем, почему так
происходит? – Главное изменение, которое происходит осенью – это похолодание. За короткий день воздух и земля не успевают прогреться, поэтому наступает похолодание. Дуют холодные ветры, идут затяжные дожди, понижается температура воздуха и почвы, Становится меньше тепла и света, больше облаков на небе. |
Ученики высказывают свои версии. | |
– Похолодание меняет жизнь растениям. У деревьев начинают опадать листья. Как называется это явление? | – Это явление называется листопад. Слайд №9 | |
– Как вы думаете, почему в природе
происходит листопад? – С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней почвенная влага. Холодную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега. Поэтому происходит листопад. |
Ученики высказывают свои версии. | |
– Вместе с листьями опадают семена. Дуб
рассеял свои желуди, клен и липа – крылатки,
семена, похожие на крылья стрекоз. – Что же произойдет с этими семенами? Какой же вывод можно сделать? Так, что осенью жизнь умирает? |
Ученики рассматривают плоды и семена. –
Прорастут на следующий год. |
|
3. Игра «От какого дерева листья?» –
А теперь, ребята, поиграем. Проверим, сможете ли
Вы по листочкам отгадать дерево. Я показываю
листья, а вы мне название дерева, к которому они
принадлежат. |
Отгадывают названия деревьев (клен, рябина, дуб, тополь, береза). Слайд № 10, 11, 12,13,14 |
|
– А все ли деревья сбрасывают листья и
меняют свою окраску? Ветки ели и сосны покрыты игольчатыми листьями, которые называются хвоей. |
– Нет, не все. Хвойные деревья круглый год зеленые и иголки не сбрасывают. Слайд №15 | |
4. Беседа об изменениях в живой
природе – Про желтые листочки я знаю физкультминутку. Предлагаю ее выполнить. |
Физкультминутка «Дует, дует
ветер, (наклоны влево, вправо) |
Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером) |
– С приходом осени изменяется жизнь не только растений, но и животных. А об этом нам расскажет Виталик. Слайд №16. Слушайте внимательно, я буду задавать вопросы. | Заранее подготовленный ученик рассказывает о том, как животные готовятся к зиме. | Общеучебные УУД (умение выделять
существенное) Познавательные УУД (умение работать с предложенным заданием, перерабатывать полученную информацию) Коммуникативные УУД (уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других). |
Вопросы: 1.Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы? (белка) 2.Как животные готовятся к зиме? |
Отвечают на вопросы учителя. Готовят жилища к зиме – барсук, енот, медведь. Слайд №17. Меняют летнюю «шубку» на зимнюю – заяц, лиса, волк. Слайд 18. Накапливают жир – кабан, барсук, бобер. Слайд №19. Птицы улетают в теплые края –журавли, гуси, ласточки. Слайд №20. Делают запасы на зиму – мыши, белка, еж. Слайд №21 |
|
5. Самостоятельное применение
знаний – Предлагаю вам поработать в паре и выполнить задание в рабочей тетради с.19 №5 Задание. Раскрась осенние листья в нужный цвет. Найди ошибку. |
Дети работают в паре. Отвечают по заданию. | Общеучебные УУД (умение работать в паре,
умение работать в рабочей тетради, умение
выделять существенное) Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний, согласованность действий с партнером). |
6. Рефлексия и подведение итогов
урока – Какая была тема нашего урока? |
– Тема нашего урока «Осень». – Стало холоднее, день короче становится, дуют холодные ветры, идут дожди. Слайд №22. – Листья деревьев меняют свою окраску и опадают. Животные делают запасы на зиму, готовят жилище, меняют «шубку». |
Коммуникативные УУД (уметь оформлять свои мысли в устной форме) |
– Наш урок подошел к концу. Вы все очень хорошо работали. А сейчас определим, с каким настроением вы уйдете с урока. Слайд №23. Если у вас хорошее настроение, вы узнали что-то новое, хотите поделиться с родителями – нарисуйте солнышко. Если у вас что-то не получилось, и из-за этого хмурое настроение – нарисуйте тучку. Спасибо за внимание. Урок закончен. Слайд №24. | Определяют свое настроение на уроке. | Личностные УУД (уметь определить свое настроение на основе критерия успешности учебной деятельности). |