Урок окружающего мира на тему «Осень: природа готовится к зиме» по программе «Школа-2100». 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цель урока: познакомить учащихся с осенними явлениями, научить их отличать признаки осени.

Задачи урока: познакомить с основными признаками осени; развитие умений наблюдать, анализировать, делать выводы, способствовать расширению кругозора; воспитывать любовь к природе родного края, животным; бережное отношение к тому, что нас окружает.

Планируемые результаты:

  • личностные – проявлять интерес к изучаемому материалу, развивать устную речь; формирование уважительного отношения к природе, осознание целостности окружающего мира;
  • предметные – освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, сравнение); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; учиться высказывать свою версию на основе работы с иллюстрацией учебника; проводить самостоятельные наблюдения на экскурсии;
  • коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме, согласовывать действия с партнером.

Оборудование: набор иллюстраций живой и неживой природы, учебник, рабочая тетрадь, демонстрационный материал – плакат «Осень».

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Звонок зовет
Первоклашек на урок
Слушать, видеть, рисовать,
Мир вокруг нас изучать,
А сейчас, ребята, поудобнее садитесь,
Не шутите, не вертитесь,
Слушайте внимательно.
А спрошу вас – отвечайте.
Вам условие понятно?
Это слышать мне приятно.

 

Дети приводят в порядок рабочее место.

 

 

 

– Да

Регулятивные УУД (самоконтроль).
Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)
2. Актуализация знаний и постановка проблемы

Подготовка к восприятию нового материала.

– Послушайте стихотворение А.С.Пушкина:

«Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса–
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса …»

 

 

Слушают.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний).
Регулятивные УУД (уметь высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника)
Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя.
– А каком времени года идет речь в этом стихотворении? – Об осени.
– Посмотрите внимательно на иллюстрацию в учебнике на с.48 и дайте общее название (что здесь изображено?) или на слайд №2. Отвечают на вопросы учителя:
– По каким признакам вы узнали, что здесь изображено именно это время года?
– О чем наш сегодняшний урок?
– На уроке мы уточним, как природа готовится к зиме. Слайд №3
– Осень, осенняя природа.
– Птицы улетают, дети тепло одеты, грибы в корзинке …
– Об осени.
3. Совместное открытие новых знаний

1. Работа с плакатом «Осень»

– Осень – одно из самых красивых времен года. Многие поэты посвятили свои стихи именно осени. Давайте послушаем небольшие отрывки стихотворений, которые вам прочитают девочки из нашего класса. Слушайте внимательно. Ответьте на вопрос:
– О каком месяце идет речь?

 

За ранее подготовленные ученики читают стихи о временах года, после ответа вывешивают табличку с названием данного месяца и иллюстрации осенних месяцев.

1) «Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?» (Сентябрь). Слайд №4.

Познавательные УУД (умение работать с предложенным заданием, перерабатывать полученную информацию).
Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний).
Регулятивные УУД (уметь высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией).
– А как вы догадались? (назовите признаки сентября). – Улетели птицы, люди убирают урожай, школьники начинают учиться.
  2)  «Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?» (Октябрь). Слайд №5
– О каком месяце идет речь? Что помогло узнать название месяца? –  Увяли травы, оголились деревья, часто идет дождь, земля стала черная, многие животные готовятся к спячке, уже собран урожай. Слайд №6
  3) «Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
Льдом покрыты воды рек,
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь). Слайд №7
– По каким признакам вы догадались, что речь идет именно о ноябре?  

– Появляется снег, реки покрываются льдом, становится еще холоднее.

– Мы с вами знаем одну физкультминутку об осени. Я предлагаю вам ее выполнить. Физкультминутка

«Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз наклон и два – наклон,
Зашумел листвою клен.

2. Работа с «Дневником наблюдений»

– Приготовились слушать. Заиграл, засверкал всеми своими нарядными красками сентябрьский осенний лес. Стоит в ярком убранстве багрянца и позолоты, сыплет под ноги грибникам множество цветных листьев. А как горят в эту пору костры рябин! Слайд №8
Впечатляюще! Недаром с ней, осенней красавицей, связана народная примета: «В лесу много рябины – осень будет дождливая, а мало – сухая». Часто приносит с собой сентябрь и пасмурное небо, и хмурый горизонт, и мелкую сетку дождей. Но на переломе месяца подчас возвращаются сухие, солнечные деньки. Пору эту издавна называют в народе «бабьим летом». Это то, что мы сейчас наблюдаем за окном. С ним связана одна долгосрочная примета: «Много паутины на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме».

Слушают. Познавательные УУД (уметь перерабатывать  полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт).
Коммуникативные УУД ( уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других).
– О том, как меняется природа, вы самостоятельно пронаблюдали в дневнике и сделали выводы. Несколько учеников читают свои выводы, написанные в рабочей тетради на с.21.
– Давайте подумаем, почему так происходит?
– Главное изменение, которое происходит осенью – это похолодание. За короткий день воздух и земля не успевают прогреться, поэтому наступает похолодание. Дуют холодные ветры, идут затяжные дожди, понижается температура воздуха и почвы, Становится меньше тепла и света, больше облаков на небе.
Ученики высказывают свои версии.
– Похолодание меняет жизнь растениям. У деревьев начинают опадать листья. Как называется это явление? – Это явление называется листопад. Слайд №9
– Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?
– С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней почвенная влага. Холодную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега. Поэтому происходит листопад.
Ученики высказывают свои версии.
– Вместе с листьями опадают семена. Дуб рассеял свои желуди, клен и липа – крылатки, семена, похожие на крылья стрекоз.
– Что же произойдет с этими семенами? Какой же вывод можно сделать? Так, что осенью жизнь умирает?
Ученики рассматривают плоды и семена.

– Прорастут на следующий год.
– Жизнь продолжается.

3.  Игра «От какого дерева листья?»

– А теперь, ребята, поиграем. Проверим, сможете ли Вы по листочкам отгадать дерево. Я показываю листья, а вы мне название дерева, к которому они принадлежат.
– Молодцы! Отлично справились с заданием.

 

Отгадывают названия деревьев (клен, рябина, дуб, тополь, береза). Слайд № 10, 11, 12,13,14

– А все ли деревья сбрасывают листья и меняют свою окраску?
Ветки ели и сосны покрыты игольчатыми листьями, которые называются хвоей.
– Нет, не все. Хвойные деревья круглый год зеленые и иголки не сбрасывают. Слайд №15
4. Беседа об изменениях в живой природе

– Про желтые листочки я знаю физкультминутку. Предлагаю ее выполнить.

Физкультминутка

«Дует, дует ветер, (наклоны влево, вправо)
Дует, задувает,
Желтые листочки
С дерева срывает.
И летят листочки (вниз руками, медленно)
С ветки на дорожки,
И бегут по листьям (бег)
Маленькие ножки.
Мы с тобой гулять пойдем (шаг)
И листочки соберем. (наклон вперед)

Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером)
– С приходом осени изменяется жизнь не только растений, но и животных. А об этом нам расскажет Виталик. Слайд №16. Слушайте внимательно, я буду задавать вопросы. Заранее подготовленный ученик рассказывает о том, как животные готовятся к зиме. Общеучебные УУД (умение выделять существенное)
Познавательные УУД (умение работать с предложенным заданием, перерабатывать полученную информацию)
Коммуникативные УУД (уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других).
Вопросы:
1.Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы? (белка)
2.Как животные готовятся к зиме?
Отвечают на вопросы учителя.
Готовят жилища к зиме – барсук, енот, медведь. Слайд №17. Меняют летнюю «шубку» на зимнюю – заяц, лиса, волк. Слайд 18. Накапливают жир – кабан, барсук, бобер. Слайд №19. Птицы улетают в теплые края –журавли, гуси, ласточки. Слайд №20. Делают запасы на зиму – мыши, белка, еж. Слайд №21  
5. Самостоятельное применение знаний

– Предлагаю вам поработать в паре и выполнить задание в рабочей тетради с.19 №5 Задание. Раскрась осенние листья в нужный цвет. Найди ошибку.

Дети работают в паре. Отвечают по заданию. Общеучебные УУД (умение работать в паре, умение работать в рабочей тетради, умение выделять существенное)
Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний, согласованность действий с партнером).
6. Рефлексия и подведение итогов урока

– Какая была тема нашего урока?
– По каким признакам мы установили, что наступила осень?
– Как же растения и животные готовятся к зиме?

– Тема нашего урока «Осень».
– Стало холоднее, день короче становится, дуют холодные ветры, идут дожди. Слайд №22.
– Листья деревьев меняют свою окраску и опадают. Животные делают запасы на зиму, готовят жилище, меняют «шубку».
Коммуникативные УУД (уметь оформлять свои мысли в устной форме)
–  Наш урок подошел к концу. Вы все очень хорошо работали. А сейчас определим, с каким настроением вы уйдете с урока. Слайд №23. Если у вас хорошее настроение, вы узнали что-то новое, хотите поделиться с родителями – нарисуйте солнышко. Если у вас что-то не получилось, и из-за этого хмурое настроение – нарисуйте тучку. Спасибо за внимание. Урок закончен. Слайд №24. Определяют свое настроение на уроке. Личностные УУД (уметь определить свое настроение на основе критерия успешности учебной деятельности).