Пояснительная записка
В настоящее время особое внимание уделяется модернизации российского образования, главная цель которой – повышение его качества. Одной из задач психологической службы является оказание психологической профилактической помощи педагогам с целью предупреждения у них эмоционального выгорания, которое является одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога.
Эмоциональное выгорание — это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Впервые термин “эмоциональное выгорание” был введен в научный лексикон американским врачом-психиатром X. Дж. Фрейденбергом в 1974 году. Этот термин был применен для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Базой исследования ученый взял своих коллег. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной беспомощности, а позднее он получил новую трактовку. Следует отметить, что эволюция термина происходила около трех десятилетий, пока термин не приобрел современную, хотя и не окончательную, трактовку. Согласно современным походам, под эмоциональным выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы, системы “человек-человек”.
Определенный вклад в его становления внесла группа ученых под руководством социального психолога Кристины Маслач. Они выделили три основные составляющие:
- эмоциональную истощенность (наличие чувства эмоциональной опустошенности и усталости от работы);
- деперсонализацию (циничное отношение к труду и объектам своего труда);
- редукцию профессиональных достижений (возникновение у специалиста чувства некомпетентности и осознание неуспеха в выбранной профессии).
Актуальность программы определяется тем, что профессия учитель относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции. По данным социальных исследований, труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда. Профессиональная деятельность педагогов вызывает эмоциональное напряжение, которое проявляется в снижение устойчивости психических функций и понижение работоспособности. Низкий уровень психической культуры, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что значительная часть педагогов (в соотношение с другими профессиями) страдает болезнями стресса — многочисленными соматическими и нервно психическими болезнями (Л. А. Китаев-Смык, 1983; Р. О. Серебрякова, 1987).
Не всегда данную проблему определяют термином “эмоциональное выгорание”, но присущие этому явлению симптомы знакомы всем. Это и потеря интереса к изначально любимой работе, и немотивированные вспышки агрессии и гнева по отношению к ученикам, коллегам, и утрата мотивации негативные установки по отношению к своей работе, и, как следствие, снижение эффективности работы, ее интереса, пренебрежение исполнением своих обязанностей, негативная самооценка, усиление агрессивности, пассивности, чувства вины. Накопившись, эти проявления приводят человека к депрессии, результатом которой становятся попытки избавиться от работы: уйти из школы, сменить профессию, отвлечься любыми доступными, как правило, саморазрушительными способами. Одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога, остается проблема эмоциональной саморегуляции. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять организации целенаправленной работы по сохранению психического здоровья педагогов, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование и развитие личности профессионала.
Цель программы: обучение педагогов приемам психосаморегуляции с целью профилактики и преодоления эмоционального выгорания.
Задачи.
1. Развитие информационно-теоретической компетентности педагогов.
2. Обучение педагогов психотехническим приемам саморегуляции негативных эмоциональных состояний.
3. Развитие у педагогов мотивации к профессиональному самосовершенствованию личности через повышение самооценки, снятие тревожности.
4. Способствовать сохранению в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата, снижению уровня конфликтности, агрессивности.
Сроки реализации программы: общая продолжительность программы составляет 20 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 2 академических часа. Наполняемость группы составляет 12-15 человек.
Система внутреннего контроля за реализацией программы осуществляется руководителем образовательного учреждения, на основании предоставленных педагогом-психологом промежуточных и итоговых результатов диагностики.
Используемые методы и методики.
- Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (см. Приложение 2).
- Опросник выявления эмоционального выгорания MBI К. Маслач, С Джексон (см. Приложение 3).
- Анкета НПУ “Прогноз” (изучение нервно-психической устойчивости педагогов) (см. Приложение 4).
- Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора (см. Приложение 5).
- Метод наблюдения.
Условия проведения: занятия проводятся на базе образовательного учреждения в групповой форме, в отдельном кабинете. Занятия могут проводиться под музыкальное сопровождение, что способствует расслаблению, включенности в работу, снятию психологических барьеров, мышечно-двигательных зажимов, повышению настроения.
Материально-техническое оснащение.
- Помещение не менее 18 м2.
- Столы и стулья из расчета на группу.
- Ковровое покрытие (для проведения релаксирующих упражнений и медитации).
- Магнитофон или музыкальный центр и аудиозаписи / компьютер.
- Маркерная доска.
- Проектор.
- Писчая бумага, цветные карандаши, фломастеры, шариковые/ гелиевые ручки из расчета на одного человека.
Участники программы: педагоги образовательных учреждений.
Предполагаемые результаты:
1. Повышение уровня информационно-теоретической компетентности педагогов.
2. Овладение педагогами психотехническими приемами саморегуляции негативных эмоциональных состояний.
3. Повышение самооценки, стрессоустойчивости, работоспособности, снижение уровня тревожности, эмоциональной напряженности, утомления.
4. Снижение уровня конфликтности, агрессивности в педагогическом коллективе.
Тематическое планирование
№ п\п | Тема занятия | Цель занятия | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
Психологические аспекты и факторы эмоционального выгорания педагога (2 ч.) | |||
1 | Эмоциональное выгорание: методологические основы, причины. | 1. Знакомство с понятием
“эмоциональное выгорание” и основными
теоретико-методологическими основами выделения
его причин. 2. Самодиагностика: выявление уровня СЭВ у педагогов. |
2 |
Влияние личностных особенностей педагога на процесс эмоционального выгорания (8 ч). | |||
2 | Источники напряжения в профессиональной деятельности. | 1. Анализ собственных источников
негативных переживаний на работе, выявление
ресурсов профессиональной деятельности,
направлений роста. 2. Снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки. |
2 |
3 | Самооценка и уровень притязаний. | 1. Знакомство с понятием
“самооценки”, “уровня притязаний” и их
влиянием на успешность профессиональной
деятельности педагога. 2. Самодиагностика уровня самооценки и уровня притязаний. 3. Выработка навыков повышения уровня самооценки. Осознание своих личностных особенностей с точки зрения того, какие возможности они открывают в профессиональной деятельности и какие накладывают ограничения. |
2 |
4 | Коммуникативная компетентность | 1. Знакомство с понятием
“общение”, структура общения, вербальное и
невербальное общение. 2. Осознание своих коммуникативных особенностей. 3. Выработка навыков эффективного общения в различных сферах своей деятельности. |
2 |
5 | Конструктивное поведение в конфликтах | 1. Информирование о конфликтах:
видах, основных структурных элементах,
механизмам возникновения и конструктивных/
неконстуктивных стратегиях поведения в
конфликте. 2. Осознание своего поведения в конфликте. 3. Формирование навыков консруктивного поведения в конфликтах. |
2 |
Методы психопрофилактики эмоционального выгорания педагогов (10 ч.) | |||
6. | Методы профилактики СЭВ | 1. Знакомство с
теоретико-методологическими основами
психопрофилактики “эмоционального выгорания”. 2. Знакомство с методами психопрофилактики эмоционального выгорания у педагогов. |
1 |
7. | Целеполагание | 1.Помощь в осознание своих
жизненных и профессиональных целей. 2. Помощь в осознании своих ценностных ориентаций и личных приоритетов. |
2 |
8. | Тайм-менеджмент | 1. Информирование об основных
причинах дефицита времени, знакомство с
основными правилами планирования времени. 2. Анализ использования рабочего времени, его планирование. 3. Выработка навыков эффективного планирования и контроля своего времени. |
2 |
9. | Аутогенная тренировка и саморегуляция | 1. Понятие “аутогенной
тренировки”, “саморегуляции” как средств
снятия эмоционального напряжения и физической
усталости, улучшения самочувствия, повышения
работоспособности и творческой активности. 2. Освоение методов предотвращения состояния стресса. Приобретение навыков и умений эмоциональной устойчивости. |
2 |
10. | Дыхательная и звуковая гимнастика. | 1. Знакомство педагогов с методом
“дыхательной и звуковой гимнастики”. 2. Обучение основным приемам дыхательной и звуковой гимнастики. |
2 |
11. | Обобщающее занятие | 1. Закрепить полученные знания. 2. Самодиагностика: выявление уровня СЭВ у педагогов. |
1 |
Всего: | 20 ч. |
Библиографический список
1. Аминов А. Н. Российская энциклопедия социальной работы // Синдром эмоционального выгорания: В 2 т. Т. 2. – М., 1997.
2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева — М., Просвещение, 1997.
3. Антипов В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В. В. Антипов. — М., 2002.
4. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить коммуникационные и организационные качества. / А. В. Батаршев.— М., 2003.
5. Битянова В. Н. Психология личностного роста / В. Н. Битянова. — М., 1996.
6. Бойко В.В. Синдром “эмоционального выгорания” в профессиональном общении / В.В. Бойко. — СПб.: Питер, 1999. – 105 с.
7. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания и его профилактика. / Психология профессионального здоровья. / Под ред. Проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во “Речь”, 2006.
8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова.— СПб.: Изд-во “Речь”, 2005. – 336 с.
9. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. — М., 1988.
10. Качюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия / Р. Качюнас. – М., 2004.
11. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. — М., 2000.
12. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии / Е.С. Кузьмин. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 173 с.
13. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса: Учебное пособие // Вестник МГУ, серия 14. “Психология”, 2000, № 3.
14. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / Под ред. Л.М. Митиной.— М.: Издательский центр “Академия”, 2005. — 336 с.
15. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя./ Л.М. Митина. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 200 с.
16. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. / Л. М.Митина.– М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 320 с.
17. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел — М.: Институт психологии РАН , 2005. – 329 c.
18. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А.П. Панфилова. — М., 2002.
19. Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении // Психологический журнал. — Т. 12, 1991, № 1, с. 47–55.
20. Психогимнастика в тренинге. Серия: Психологический тренинг / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой.— СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2001.
21. Розанова В.А. Психология управления / В. А. Розанова. – М.: ЗАО “Бизнес-школа “Интел-синтез””, 2000. – 384 с.
22. Самаукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения / Н. В. Самаукина. — М.: Изд-во “Новая школа”, 2001.
23. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие / Е. М. Семенова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
24. Тарасов Е. А. Как победить стресс / Е. А. Тарасов. — М., 2002.
25. Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального сгорания” как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. №6. –С.57-64.