Цель: познакомить с веществами и их свойствами.
Планируемые результаты.
Предметные: учащиеся научатся различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить наблюдения и ставить опыты.
Личностные: способность к сотрудничеству со сверстниками, доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению.
Метапредметные.
Регулятивные:
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; объективно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные:
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- анализировать, доказывать предложения, делать выводы.
Коммуникативные:
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, персональные нетбуки, электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова, интерактивные дидактические материалы, карточки с заданиями; раствор йода, пипетки, продукты (картофель, яблоко, хлеб, груша) для практической работы; соль, сахар и крахмал.
Ход урока
I. Организационный момент
Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Будем мы сейчас трудиться,
Отвечать и не лениться.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальные задания
(3 учащимся раздаются карточки с заданиями.)
1) Подчеркни красным карандашом твердые вещества, синим — жидкие, зеленым — газообразные.
Углекислый газ, соль, железо, медь, водород, серебро, молоко, вода.
2) Приведи примеры естественных, искусственных и небесных тел.
2. Выполнение теста
(Четыре ученика работают на нетбуках. Выполняют тест по теме “Вещество и энергия”. Интерактивные дидактические материалы.)
- Выберите и отметьте галочкой правильный ответ. (Приложение 1)
3. Фронтальный опрос
- Что такое тело? Какие бывают тела? Приведите примеры.
- Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры.
- Из чего состоят вещества? (Из молекул и атомов.)
III. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадки.
Думал, что мел, потому что бел,
А в руки взял — он водой побежал. (Снег.)
Не лес, а шумит.
Не конь, а бежит. (Вода.)
- Каким одним словом можно назвать эти понятия? (Вещества.)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о веществах, научимся их описывать. Наука, которая изучает вещества, называется химией.
(Просмотр электронного приложения к учебнику)
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
Разнообразие веществ
Первое вещество, которое мы рассмотрим, — поваренная соль.
- Что вы знаете о соли?
Поваренная соль — это одна из минеральных солей, встречаюшихся в природе. Некоторые из них люди добывают и используют как удобрение для растений.
Самое важное для человека свойство поваренной соли — то, что она солёная на вкус. Поэтому ее используют для подсаливания пищи.
В природе поваренная соль встречается не только под землей. Много её содержится в морской воде, а также в воде соленых озер. Есть она и в почве, и в телах живых организмов. (Подготовленный ученик делает сообщение о поваренной соли. Приложение 2.)
Следующее вещество — сахар.
- Что вы знаете о сахаре? Назовите его главное свойство. (Сладкий вкус.)
Без сахара у нас и дня не проходит - и чай с ним пьем, и кофе. Да и конфеты, и мороженое, и печенье без сахара не сделать.
- Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42. (Самостоятельное чтение)
- Какие еще сладкие вещества встречаются в природе? (Глюкоза.)
- Где в природе встречается глюкоза? (В различных частях растений. Особенно ее много в плодах винограда и в виноградном соке.)
Крахмал
Крахмал — это белый порошок. Его обычно используют, когда варят кисель. Это одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.
Ученые-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал и том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода поменяет цвет на сине-фиолетовый.
2. Практическая работа
(На столах у каждой группы продукты: картофель, яблоко, хлеб, груша, пипетка и раствор йода.)
- С помощью разбавленной настойки йода определите, есть ли крахмал в выданных вам продуктах.
- Результаты исследования запишите и зарисуйте в рабочей тетради.
(Дети выполняют практическую работу и заполняют таблицу в рабочей тетради с. 18.)
- Расскажите о полученных результатах.
3. Работа по учебнику
- Прочитайте в учебнике текст на с. 43—44.
- Как называется большая группа веществ, встречающих на кухне? (Кислоты.)
- В каких продуктах какие содержатся кислоты? (В лимоне - лимонная, в яблоке - яблочная, в листьях щавеля - щавелевая, в прокисшем молоке - молочная.)
- Назовите главное свойство кислот. (Кислый вкус.)
- Какие кислоты вы знаете?
- Любую ли кислоту можно пробовать на вкус? (Нет)
- Почему этого нельзя делать? (Кислоты едкие. Они разъедают кожу человека, ткани, древесину.)
- Как образуются кислотные дожди? (Ответы учеников.)
V. Физкультминутка
(Проводит дежурный ученик)
VI. Закрепление изученного материала
(Выполнение заданий в рабочей тетради.)
№ 1 (с. 16).
- Прочитайте задание. Найдите в учебнике часть текста о поваренной соли.
- Назовите главное свойство соли. (Соленая на вкус.)
- Где встречается соль? (В природе, под землей, в виде камня.)
- Где содержится поваренная соль? (В морской, озерной воде в почве, в телах живых организмов.)
- Запишите эти сведения в таблицу.
- Используя текст учебника, аналогично запишите сведения о сахаре и кислоте.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№2 (с. 16).
- Прочитайте задание. Что в этом списке лишнее? Докажите. (Глюкоза - разновидность сахара.)
VII. Рефлексия
1. Работа в группах. Составление синквейна
Первая и вторая группа составляют синквейн про сахар, третья и четвертая – про крахмал.
2. Игра “Определи на ощупь”
- Попробуйте на ощупь определить сахар, соль, крахмал.
(Проводится игра)
- Можно ли сделать то же самое, пробуя вещество на вкус? (Неизвестное вещество не следует пробовать на вкус, так как оно может оказаться ядовитым.)
- Итак, вещества очень разнообразны. В повседневной жизни люди сталкиваются с поваренной солью, сахаром, крахмалом и различными кислотами.
VIII. Подведение итогов урока
- С какими веществами мы сталкиваемся каждый день?
- Назовите главные свойства сахара, поваренной соли, крахмала, кислоты.
- Что новое вы узнали на уроке?
- Оцените свою работу на уроке. (Показывают разноцветные круги.)
IX. Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на с. 41—45, ответить на вопросы “Проверь себя” на с. 45. В рабочей тетради № 3, с.17.