Два мира в сказке-повести А.Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино"

Разделы: Начальная школа


Цели:
Создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски.
Помочь учащимся осознать ценность самостоятельной деятельности. 
Содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки. 

Ход урока.

I. Актуализация знаний.

- Ребята, любители ли вы сказок?

- Подберите к слову « ЛЮБИТЬ» антонимы.

- Правильно, ненависть – это любовь наоборот. Часто ненависть существуют в человеке вместе с местью. Человек так сильно начинает кого-нибудь ненавидеть, что хочет отомстить ему и сделать ему какое-нибудь зло.
- Сегодня я познакомлю вас с героями поучительной сказки М.А.Андрианова «Как месть и ненависть Ясень погубили».

 [?] Почему я назвала сказку поучительной?

 Прямо возле старой исхоженной дороги, которая вела из деревни в город, решили вырасти два больших дерева. Ясень и Береза. Дорога эта для людей была важной, поэтому за день по ней проезжало и проходило очень много людей. И вот на этой самой дороге произошла история, которая началась с самого маленького пустяка.
А началось все с того, что один из корней Ясеня чуть вылез из земли прямо посередине дороги. Люди иногда нечаянно наступали на этот корень, а это очень не нравилось Ясеню. Сначала он немного сердился на людей, а потом и вовсе разозлился, стал людей ненавидеть и каждому прохожему старался обязательно отомстить. Если человек шёл посередине дороги, то Ясень заранее корень свой повыше поднимал, чтобы споткнулся человек и упал. А если человек по краю дороги шел, то Ясень ветки свои пониже опускал, чтобы человек лицо поцарапал. Каждый раз Ясень злобно радовался, когда ему удавалось людям отомстить, а ветки его от смеха начинали еле заметно трястись. Смотрела Береза на все это, удивлялась и никак не могла понять, как можно так сильно ненавидеть людей и так долго им мстить. Ведь Ясень сам решил вырасти рядом с дорогой и сам свои корни под дорогу пустил. Разве виноваты люди в том, что наступают на его корень, когда идут по своей дороге. Шли как-то раз по этой самой дороге в город плотник со своей маленькой дочкой. Проходят мимо Ясеня и песни весело поют. Увидел их Ясень и корень свой повыше поднял. Споткнулась девочка, упала и, больно ударившись, заплакала. Успокоил ее отец, вытер с ее щек слезы и, достав из сумки топор, обрубил торчавший корень. – Теперь никто уже не будет спотыкаться, идя по дороге, – сказал плотник своей дочке, и они пошли дальше. Никто теперь Ясеню на корень не наступал. А Ясень все равно, как и прежде, всех людей ненавидел и еще больше прежнего всех прохожих своими ветками задевал и поцарапать старался.
Через два дня ночью шел по дороге обратно из города тот самый плотник со своей дочкой. Ясень заметил их, ветви свои больше прежнего опустил и расставил, никак не дождется, когда же люди лица свои перецарапают. Увидел плотник ветки и стал терпеливо их рукой убирать, чтобы дочке своей дорогу расчистить. Но последней веткой Ясеню все же удалось лицо девочке поцарапать. Заплакала она, а Ясень довольный опять от смеха ветками стал потряхивать. Успокоил отец дочку, посадил ее около Березы, а сам достал пилу и обрезал у Ясеня все опущенные ветки, чтоб другие люди не царапались и одежду свою не рвали. Устал плотник пилой пилить и после работы прилег отдохнуть под Березой.

 А Ясень все никак успокоиться не может. Уже и без корня торчащего остался и без веток, а все равно о мести думает. Задумал Ясень к себе ураган сильный позвать, чтобы прилетел он, подул сильно на его ветки и повалил его прямо на плотника с дочкой, под Березой отдыхающих. Тихими заклинаниями, которые знают только деревья, стал призывать Ясень к себе сильный ветер-ураган. А когда тот прилетел, Береза успела шепнуть ему о том, какую страшную и жестокую месть задумал Ясень для плотника и его дочки. Рассердился ураган, услышав о злом и мстительном Ясене, подул на него с невиданной силой и повалил его.., да только не на людей лежащих, а совсем в другую сторону.

- Как вы думаете, что произошло с героями сказки дальше?

А сейчас послушайте, чем заканчивает сказку автор.

 Недолго поваленный Ясень лежал около дороги. Через несколько дней ехал на телеге человек, увидел рядом с Березой поваленное дерево и, распилив его на части, повез к себе домой печь топить…
Так Береза осталась стоять возле дороги одна. Но она не сильно расстроилась. Лучше одной стоять, чем с таким ненавидящим и мстительным соседом.
[?] – Какие качества погубили ясеня? (Ненависть, злоба, мстительность)
– Кто виноват люди или Ясень, в том, что ему часто наступали на корень? (Ясень сам решил вырасти у дороги и иногда специально выставлял корни)
– Правильно ли поступил плотник, когда обрезал ветки и корень?
– Может быть, плотник тоже мстил Ясеню за свою дочку? (Нет, он думал о других людях)

[?] Какие мысли автор высказал прямо? - Почему я назвала сказку поучительной? (Ненависть и месть очень плохие качества. Мстительный и ненавидящий человек приносит вред не только другому, но прежде всего самому себе, потому что сильная злость и желание мстить разрушают его собственную душу. Когда человек ненавидит и хочет отомстить, он долго обдумывает, как бы похуже сделать тому, кто его обидел, в нем много сильных и очень злых мыслей, которые ему вредят. Любовь всегда рождает дружбу и радость, а ненависть и желание отомстить порождают только вражду и еще большую злость.)

- Как вы думаете, какой теме мы посвятим урок?
- Правильно. Мы сегодня поговорим о двух мирах:
О МИРЕ ДОБРА И МИРЕ ЗЛА.

II. Развитие умений.

1. А сейчас мы поговорим о героях повести - сказки Алексея Николаевича Толстого.

 Игра «ДОПОЛНИ СЛОВЕЧКО» (Работа в группах.)

Задание учащимся 1 группы:
В Италии и Бразилии
Не верят коту ...

Задание учащимся 2 группы:
Не боятся дети вас,
Бородатый ...

Задание учащимся 3 группы:
На стене висит картина,
На картине - ...

Задание учащимся 4 группы:
Была она артисткой

Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.
Учила Буратино,
Зовут её …

- О героях какой повести - сказки Алексея Николаевича Толстого идёт речь?
- Одинаковы ли по характеру герои данного произведения?

2. Минуты творчества.

Дифференцированная работа:
Задание учащимся 1 группы (делятся на 2 подгруппы):

«Конкурс художников» в своей работе изобразить угаданного сказочного героя (кот Базилио)

Устно дать краткую характеристику поступкам, характеру, внешности угаданного сказочного героя (кот Базилио). Подтверди словами из текста.

 Задание учащимся 2 группы (делятся на 2 подгруппы):

«Конкурс художников» в своей работе изобразить угаданного сказочного героя (Карабас-Барабас)

Устно дать краткую характеристику поступкам, характеру, внешности угаданного сказочного героя (Карабас-Барабас). Подтверди словами из текста.

Задание учащимся 3 группы (делятся на подгруппы):

«Конкурс художников» изобразить угаданного сказочного героя (Буратино)

Тетрадь по литературному чтению. Страница 18, задание III (2) (Буратино) Подтверди словами из текста.

Задание учащимся 4 группы (делятся на подгруппы):

«Конкурс художников» изобразить угаданного сказочного героя (Мальвина)

 Тетрадь по литературному чтению. Страница 18, задание III (2) (Мальвина) Подтверди словами из текста

3. Проверка.

 3.1 «Конкурс художников»
- Посмотрите внимательно на рисунки. На сколько групп можно их разделить по цветовой гамме?
- На какие? Каких героев мы отнесём к каждой группе?
- Что олицетворяют светлые тона? ( свет, добро, чистоту, невинность, молодость и правду, мир).

3.2 Защита своих героев учащимся 3 группы. (Тетрадь по литературному чтению. Страница 18, задание III (2) )

–Почему Буратино – любимый герой многих поколений?

– Всё ли вам нравится в Буратино? (Временами Буратино груб, он не хочет учиться, неряшлив, непослушен. Но в целом он добрый, жизнерадостный, настоящий друг, смелый и решительный в опасных ситуациях. Именно ему открывают тайну золотого ключика.)
– Скажите, в действиях Буратино кто - нибудь увидел себя? В чём?

3.3 Защита своих героев учащимся 4 группы. (Тетрадь по литературному чтению. Страница 18, задание III (2) )

– А что вы можете сказать о Мальвине?
– Всё ли вам нравится в Мальвине?
– Мальвина - сказочный персонаж. Скажите, кто - нибудь из вас имеет сходство с Маль-виной? Обоснуйте своё мнение?

3.4 Коллективная работа. Выразительное чтение по ролям текста (Мальвина учит Бура-тино математике)

 - Учитывая темперамент героев, слова-подсказки в сказке как будут говорить герои?
- Как вы считаете такими представлял себе автор Буратино и Мальвину?
- К какой группе мы соотнесём наших героев? (Мир Добра) - Кого ещё из героев повести - сказки Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» мы смогли бы поселить в Мир Добра?

1. А сейчас мы поговорим о героях повести - сказки Алексея Николаевича Толстого.

 Игра «ДОПОЛНИ СЛОВЕЧКО» (Работа в группах.)

Задание учащимся 1 группы:
В Италии и Бразилии
Не верят коту ...

Задание учащимся 2 группы:
Не боятся дети вас,
Бородатый ...

Задание учащимся 3 группы:
На стене висит картина,
На картине - ...

Задание учащимся 4 группы:
Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.
Учила Буратино,
Зовут её …

 - О героях какой повести - сказки Алексея Николаевича Толстого идёт речь?
- Одинаковы ли по характеру герои данного произведения?

2. Минуты творчества.

Дифференцированная работа:

Задание учащимся 1 группы (делятся на 2 подгруппы):

 «Конкурс художников» в своей работе изобразить угаданного сказочного героя (кот Базилио)
Устно дать краткую характеристику поступкам, характеру, внешности угаданного сказочного героя (кот Базилио). Подтверди словами из текста.
Задание учащимся 2 группы (делятся на 2 подгруппы):
«Конкурс художников» в своей работе изобразить угаданного сказочного героя (Карабас-Барабас)

Устно дать краткую характеристику поступкам, характеру, внешности угаданного сказочного героя (Карабас-Барабас). Подтверди словами из текста.

Задание учащимся 3 группы (делятся на подгруппы):

«Конкурс художников» изобразить угаданного сказочного героя (Буратино) Тетрадь по литературному чтению. Страница 18, задание III (2) (Буратино) Подтверди словами из текста. Задание учащимся 4 группы (делятся на подгруппы): «Конкурс художников» изобразить угаданного сказочного героя (Мальвина) Тетрадь по литературному чтению. Страница 18, задание III (2) (Мальвина) Подтверди словами из текста

 3. Проверка.

 3.1 «Конкурс художников»
- Посмотрите внимательно на рисунки. На сколько групп можно их разделить по цветовой гамме?
- На какие? Каких героев мы отнесём к каждой группе? - Что олицетворяют светлые тона? ( свет, добро, чистоту, невинность, молодость и правду, мир).
3.2 Защита своих героев учащимся 3 группы. (Тетрадь по литературному чтению. Страница 18, задание III (2) )
–Почему Буратино – любимый герой многих поколений? – Всё ли вам нравится в Буратино? (Временами Буратино груб, он не хочет учиться, неряшлив, непослушен. Но в целом он добрый, жизнерадостный, настоящий друг, смелый и решительный в опасных ситуациях. Именно ему открывают тайну золотого ключика.) – Скажите, в действиях Буратино кто - нибудь увидел себя? В чём? 3.3 Защита своих героев учащимся 4 группы. (Тетрадь по литературному чтению. Страница 18, задание III (2) ) – А что вы можете сказать о Мальвине? – Всё ли вам нравится в Мальвине? – Мальвина - сказочный персонаж. Скажите, кто - нибудь из вас имеет сходство с Мальвиной? Обоснуйте своё мнение? 3.4 Коллективная работа. Выразительное чтение по ролям текста (Мальвина учит Буратино математике) - Учитывая темперамент героев, слова-подсказки в сказке как будут говорить герои? - Как вы считаете такими представлял себе автор Буратино и Мальвину? - К какой группе мы соотнесём наших героев? (Мир Добра) - Кого ещё из героев повести - сказки Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» мы смогли бы поселить в Мир Добра?

 III. Физическая минутка под песню «Буратино»

1.1 - Скажите, а кто из героев мог бы быть предводителем Мира Зла, а кто его помощником? Обоснуйте своё мнение. Выступления учащихся 2 группы (Составление рассказа о Карабасе-Барабасе, Дуремаре). Дать краткую характеристику поступкам, характеру, внешности Карабасу - Барабасу. (Цвета - тёмные. Олицетворение - зла, опасности и большой беды, смерти). – Зачем Карабасу был нужен золотой ключик? 1.2 Какая роль отводится в сказке коту Базилио? Выступления учащихся 1 группы (Составление рассказа о лисе Алисе и коте Базилио). - Чем заканчивается сказка - повесть Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»?

 ΙV. Домашнее задание.
- А у меня всегда встаёт вопрос «А что дальше? Что ждёт наших героев там за ВОЛШЕБНОЙ ДВЕРЬЮ? Поэтому, я предлагаю вам дома вспомнить Страну Вообразилию и пофантазировать в рисунках или в сочинениях о дальнейшей судьбе наших героев.

V. Итог урока.
Беседа об идее сказки. - Алексей Толстой написал прекрасную сказку "Золотой ключик, или приключения Буратино". Книжка написана давно. Как вы думаете, почему и теперь, в наши дни, можно встретиться с полюбившимися героями, причём, не только перелистывая ее страницы? О приключениях весёлого деревянного мальчишки рассказывают детские и кукольные спектакли, оперы и балеты. По сказке "Золотой ключик" был поставлен также кино- и телефильм. - Какие мысли автор не высказал прямо, а спрятал между строк? Какой совет и кому даёт автор сказки? (Душа человека растёт и расцветает добротой. Без порядочности в поступках человек лишает себя многих радостей и хорошего настроения.) - Понравилось ли вам работать на уроке? - С каким настроением уходите с урока? - Как бы вы сами оценили свою работу? Обоснуйте своё мнение.