Презентация на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности

Разделы: Иностранные языки


Современное образование в России перешло на Федеральный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Поэтому социальный заказ общества на образование коренным образом отличается  от предыдущего. В основе Стандарта нового поколения  лежит системно-деятельностный подход. Основная задача школы на современном этапе – научить не только знаниям, а как добывать эти знания, т.е. научить учиться. Поэтому на смену традиционным технологиям обучения должны прийти новые развивающие педагогические технологии.
Информационно-коммуникативные технологии – один из главных механизмов  реализации ФГОС. В последнее время произошло коренное изменение роли и места ПК и информационных технологий в жизни общества. Владение ИКТ ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Ещё В.Г.Белинский сказал: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса».
Компьютер новый инструмент в педагогике. Как любой инструмент его можно использовать по-разному. С разным успехом в разных руках. Сейчас это новый инструмент в руках учителя. Овладеть инструментом поможет передача опыта.
Имеющиеся в наличии компьютерные программы, интернет-странички, мультимедийные презентации содержат информацию, необходимую для изучения немецкого языка. Их применение в учебной деятельности школы способствует развитию личности обучаемого, позволяет устранить ситуацию неуспеха в обучении, снимает у обучающегося страх в самовыражении, позволяет усилить мотивацию учения, расширяет возможность предъявления учебной информации, является неисчерпаемым источником занимательности. На уроках немецкого языка я широко использую как готовые компьютерные презентации, так и собственного изготовления, вовлекая учащихся в интересный  процесс совместного творчества.

В чём целесообразность применения мультимедийных презентаций?

Презентации применяются:
- как наглядность при объяснении новой темы;
- как тренажёр при повторении и закреплении новой темы;
- как контроль для обработки результатов (всевозможные контролирующие, тестирующие программы);
- как форма самостоятельной творческой работы обучающихся.

Использование презентаций позволяет учителю:
- наглядно представлять материал;
- усилить образовательные эффекты;
- регулировать объём и скорость выводимой информации посредством анимации;
- повышать познавательную активность обучающихся;
- решить проблему мотивации учащихся;
- легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых обучающихся;
- экономить время на подготовку к уроку и оформление доски.

    Презентации позволяют обучающемуся:
- наглядно представить учебный материал;
- с большим успехом усваивать учебный материал;
- развивать познавательную активность;
- психологически облегчить процесс усвоения материала;
- повысить производительность труда на уроке и дома.
- Самостоятельная работа обучающихся по созданию презентаций развивает их поисковую деятельность, инициативность, творчество.
- Защита презентаций позволяет учащимся обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств.

Использование презентаций на уроках даёт возможность анимации. В презентацию можно добавить фотографии, таблицы. Данный приём способствует тому, что новый материал без труда усваивается обучающимися. Творчество учащихся на уроках с привлечением  информационных технологий даёт почувствовать необходимость изучения иностранного языка как  средства общения, которое помогает лучше узнать друг друга, сделать общение ярким и интересным.
Привлекаю учащихся к совместному созданию электронных кроссвордов. Данная работа расширяет их информационное пространство, повышает мотивацию в изучении немецкого языка, воспитывает информационно-коммуникативную компетенцию.

Однако при применении мультимедийных презентаций проявляется ряд недостатков:
- снижение зрения,
- ухудшение осанки,
- гиподинамия.
- Не всегда учитывается когнитивный стиль (индивидуальный стиль восприятия, мышления и действия обучающихся). Поэтому учитель всегда должен помнить о допустимой продолжительности демонстрации экранных пособий.

Класс                                            максимальная длительность
1-2                                                                  7-15 минут
3-4                                                                 15-20 минут
5-11                                                               20 – 25 минут

    Презентации можно использовать на всех этапах обучения:
- при объяснении нового материала;
- закреплении, повторении, обобщении;
- контроле знаний, умений и навыков;
-при самостоятельной поисковой и творческой работе.

На уроках немецкого языка они используются для
- работы над языковым материалом;
- развития основных видов речевой деятельности: говорения, чтения, аудирования и письма;
- построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки обучающегося;
- во внеурочной деятельности для повышения познавательной активности и мотивации учащихся, обеспечивая интенсификацию процесса обучения и самостоятельную деятельность обучающихся.

Участвуя в таких проектах, как, «Рождество в Германии и России», «Празднование Пасхи в Германии», «Моя родная деревня» и др., учащиеся  активно используют мультимедийные средства при выполнении проектных работ. Презентации позволяют обучающимся увидеть празднование католического Рождества и Пасхи, что способствует формированию способности к межкультурному сопоставлению  на основе традиций  празднования Рождества и Пасхи в России и Германии. Этот материал интересен обучающимся, мотивирует их учебную познавательную активность в русле предмета. Знакомясь с традициями стран изучаемого языка, у них формируется социокультурная компетенция.
С помощью мультимедийных презентаций учащиеся могут совершить виртуальные экскурсии в страну изучаемого языка, посетить музеи, выставки, картинные галереи. Например, побывать в Дрезденской картинной галерее и познакомиться с картинами таких выдающихся художников, как, Рембрант, Рафаэль, Дельфт и др. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Таким образом, использование мультимедийных презентаций на уроках и во внеурочной деятельности позволяет
- достичь оптимального темпа работы учащихся (индивидуальный подход);
- обучающиеся становятся субъектом обучения, так как программа требует от него активного управления;
- диалог с программой приобретает характер учётной игры, что у большинства учащихся вызывает повышение мотивации к учебной деятельности;
- позволяет вести мониторинг состояния учебной деятельности, осуществлять оперативный анализ результатов по итогам урока, недели, четверти;
- смягчить и устранить противоречие между растущими объёмами информации и рутинными способами её передачи, хранения и обработки.

Работая над темой «Применение мультимедийных презентаций на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности»,  я провела анкетирование обучающихся 9-11 классов. Статистика анкетирования такова:
1.Имеют ПК - 89%
2.имеют доступ к интернету - 80%
3.На 1 месте ПК используется для подготовки к учебным занятиям -100% обучающихся.
На 2 место - общение.
На 3 место – игры и пр.
4.Заменит ли ПК учителя? 100%  обучающихся ответили: « Нет»!
5.Что ждут от современных учителей  учащиеся?

«Вы можете и даже должны дать нам интересные задания, например, провести самостоятельные исследования, которые можно выполнять с помощью компьютеров или компьютероподобных устройств. Они помогут нам соображать и приведут к пониманию, размышлению и практическим навыкам и позволят нам пойти дальше «облегчённых» знаний, записанных в наших бумажных учебниках для того, чтобы мы достигли успеха в этом самом 21 веке».
Обобщая опыт применения мультимедийных презентаций на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности, можно прийти к выводу, что  их использование ускоряет процесс овладения иностранным языком, способствует повышению мотивации обучающихся, создаёт  предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Это даёт возможность перехода от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно получать новые знания.

Список используемых информационных источников:  

  1. Е.В.Якушина к.п.н.,с.н.с.лаб.медиаобразования ИСМО РАО http:// www.mediaeducation.ru/ Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС.
  2. Ефременко А. В. Применение информационных технологий. Иностранные языки в школе – 2007г.