Цель работы: познакомить учащихся с историей Бородинского сражения и всей войны 1812 года. Развить понимание нравственных жизненных ценностей, таких как долг и верность Отечеству, дружба и любовь к жизни и к людям, нетерпимость к злу, толерантность.
Ведущий:
200-летний юбилей Отечественной войне 1812 года занимает особое место, победа над французским нашествием привела к росту национального самосознания всех слоёв населения Российской империи и повлияла на духовное, культурное, социальное развитие Российского государства в течение многих десятилетий. Празднование победы русского народа в Отечественной войне, пожалуй, можно сравнить только с Днём Победы - 9Мая.
После войны 1812 года появился интерес к народу – победителю.
И все же много иностранных династий пустили корни на нашей земле. В памяти россиян единицы. А между тем давно сделано любопытное наблюдение: именно второе поколение переселенцев из той же Европы наиболее громко прославляло и свой род, и Россию, вторую родину. Мы частенько говорим, допустим, о доблестном М.Б. Барклае де Толли, чьи предки прибыли на Русь из Шотландии, но упускаем из виду представителей прочих фамилий, коим надо отдать должное.
Между тем проблема «иностранцы в России» при кажущейся абстрактности есть проблема общенародная, то бишь крайне познавательная для всех россиян. Особенно нарастает интерес к проблеме в наши дни, когда Россия вновь открыла границы. И важно, чтобы наши сограждане имели верное и достаточно полное представление о том, как происходило общение и сожительство россиян и иных народов в ушедшие века. Важно также, чтобы знали наши сограждане, кто из знаменитостей посещал Русскую землю, в баснословные времена; знали и, как говорится, помнили сынов Отечества, иностранного происхождения, для которых Россия стала родным домом.
(2 слайд)
Из кинофильма «Война и мир» (Начало) выплывает поле, река, звучит музыка и стоп-кадр.
Ведущая:
Иду по тихой я берёзовой аллее,
Смотрю на памятники – выстроились в ряд
И кажется: с опавшею листвою
Они мне о солдатах говорят
Ведущий:
О тех героях, что тогда сражались,
Отстаивая честь родной земли.
О тех солдатах, что своею жизнью
Отчизну от врагов уберегли
(3 слайд)
Выплывают два памятника (Французы и Русские)
«Битва гигантов» - это противоборство двух прославленных полководцев, двух преданных своим императорам стотысячных армий, каждая из которых имела свои представления о воинском долге, патриотизме, родине, религии.
(4 слайд)
История Руси – России есть, помимо всего прочего, история противостояния нашего Отечества, и остального мира; противостояния, которое шло бок о бок с сотрудничеством и взаимовлиянием. Таков парадокс русского бытия. Россия в течение всех веков своего существования то и дело воевала с другими государствами – и, воюя, гостеприимно пускала в свои пределы мирных иностранцев, привечала их, доверяла им важнейшие места в державе. С точки зрения логики было здесь нечто несуразное: выходило, что подчас иноземцы выступали на русской стороне против своих соотечественников.
И тема отношения русского народа и прочих народов, Населявших Россию, к иноземцам, и не только отношение, так сказать, сугубо бытовое, но и духовное – прежде всего фольклорное.
(5 слайд)
Но кроме фольклора была еще и другая сфера, имеется ввиду присутствие «иностранной проблематики» в русской классической литературе. У всех с отрочества в памяти грибоедовский «французик из Бордо» - но и до, и после этого персонажа было создано множество других ярких образов иностранцев.
(6 слайд)
Отрывок из кинофильма «Война и мир» битва со стоп-кадром на фоне кадра звучат слова: Во время Бородинской битвы русские генералы и офицеры, забывшись, отдавали команды на французском языке.
Много иностранных династий пустили корни на нашей земле. В памяти россиян единицы.
Мы частенько говорим, допустим, о доблестном М.Б. Барклае де Толли, чьи предки прибыли на Русь из Шотландии, но упускаем из виду представителей прочих фамилий, коим надо отдать должное.
(7 слайд)
Выплывает портрет Джорджа Дау.
Строки стиха на экране:
У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Иностранцу удостоится таких бессмертных стихов из «Полководца» (1835) от Пушкина – не значит ли это быть полноправным участником русской истории?
Войны с Наполеоном показали неиссякаемый нравственный потенциал русского народа давшего отечеству великое множество героев. Запечатлеть для потомков их облик и был призван Джордж Дау.
И Дау сумел сделать это. За неполных десять лет английский художник создал портретную галерею, в которую вошло около трехсот портретов. Для собрания было выделено особое помещение в Зимнем дворце, которое получило название Военной галереи. С неменьшим основанием эту залу можно было бы назвать и Галереей Славы, и там, среди портретов доблестных воинов, принимать иностранные делегации; думается, что в такой обстановке многие трудные переговоры шли бы успешнее…
И ныне посетитель галереи может созерцать всех верных сынов Отчизны. Созерцать – и поминать добрым словом Джорджа Дау, который проделал такую великую, благородную работу.
И вышло так, что о некоторых русских героях мы теперь знаем многое, но представить себе их лица можем только благодаря кисти Дау. Не будь ее – и навсегда исчезли бы для потомков их подлинные облики.
(8 слайд)
Выплывают портреты из галереи Дау.
- Александр Фёдорович Ланжерон.
- Александр Ипсиланти.
- Антон – Генрих Вениаминович Жомини.
- Александр Фёдорович Ланжерон. (1763-1831)
(рассказчик представляет себя на французском языке)
Француз, военный и государственный деятель. Поступил в русскую службу в 1790 году и выказал в ней немалое усердие. Позднее столь же успешно исполнял должность генерал-губернатора Новороссии, где довольно коротко познакомился с Пушкиным.
Ты, Ланжерон, молодец…
Слова императора Павла I
(Рассказчик надевает головной убор императора Наполеона)
Итак, он служил во французской армии, а при начале революции эмигрировал и поступил в русскую службу. Случилось это в 1790 году (головной убор снимает).
Во время отечественной войны 1812 года командовал корпусов в Дунайской армии адмирала П.В. Чичагова. Выделялся в Лейпцигской «битве народов» и при взятии Парижа, за что был награждён орденом Св. Андрея Первозванного. Граф с достоинством служивший приютившей его земле 22 августа 1826 года, в день коронации Николая 1 получил алмазные подвески к Андреевскому ордену.
Александр Ипсиланти. (1792-1828)
(рассказчик представляет себя на греческом языке)
Грек, представитель древнего княжеского рода, политический и военный деятель. Генерал-майор русской службы, участник Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии, адъютант императора Александра 1. Предводитель восстания греков против турецкого ига (гетерии), после разгрома движения бежал в Австрию, где был заключен в тюрьму. Позднее был освобожден по ходатайству императора Николая 1. Кишиневский знакомый Пушкина.
…И с горя на берегах Дуная
Бунтует наш безрукой князь…
А.С.Пушкин
Рассказчик правую руку вставляет в чёрную подвязку.
Александр Ипсиланти симпатизировал России не издалека, но принимал активное участие в её бедах и совершениях, Он приехал в Империю и был определён в Кавалергардский полк. Служил не на паркетах мазурками и котильонами, а на полях сражений. Он прошёл войну 1812 года, затем воевал в 1813-м, потерял руку в сражении с Наполеоном под Дрезденом (современники звали его «безруком князем»), был флигель-адъютантом императора Александра. Короче говоря, он достойно не щадя жизни, служил России.
В XIX столетии семья Ипсиланти, вернее, несколько поколений этой семьи приобрели широкую известность в Империи и находились на авансцене общественных событий.
Антон – Генрих Вениаминович Жомини.(1779-1869)
(Рассказчик представляет себя на французском языке)
(Рассказчик надевает головной убор Наполеона)
Француз, военный деятель, теоретик военного искусства, историк и писатель. Перешёл из французской службы в русскую (в чине генерал-лейтенанта) в 1813 году, вскоре стал авторитетным военным советником императора Александра 1.Поминали Жомини мастера отечественной словесности, в частности, Пушкин. Так, в черновиках первой главы «Евгения Онегина» читаем, что герой романа, оказывается мог
Вести ученый разговор
И даже мужественный спор
О Байроне, о Манюэле,
О карбонарах, о Парни,
Об генерале Жомини.
И Давыдов, и Пушкин, и прочие писатели точно и не без иронии подметили огромную популярность Жомини в русском обществе той поры. Иначе, вероятно, и быть не могло: ведь Империя только что пережила эпоху наполеоновских войн, и её живо интересовало всё, связанное с этим славным периодом и с военным искусством вообще. А Антон-Генрих Жомини был и участником громких компаний. И историографом множества сражений. К тому же он, иностранец связал свою судьбу с Россией.
Во время похода в Россию в 1812 году был начальником штаба у маршала Нея. Летом 1813 года перешёл к союзникам и был принят на русскую службу в чине генерал-лейтенанта, стал военным советником императора Александра 1.Такой крутой поворот судьбы был бы невозможен в двадцатом столетии – но в предыдущие века подобные метаморфозы случались и не расценивались как предательство. Особенно радушно принимала вчерашних недругов Россия, принимала, забывая старое, полагая, что недавний благородный противник будет столь же благородно служить и ей. Чаще всего такие «перебежчики» оправдывали ожидания.
Антон-Генрих Жомини принадлежал к их числу. В последующие десятилетия он подолгу жил в России, время от времени наезжая во Францию. Заслуги барона перед российским государством несомненны.
Имя незаурядного иностранца, когда-то гремевшее в свете, фактически забыто. В очередной раз надо поблагодарить отечественную словесность, которая сумела донести до нас хоть какие-то следы пребывания барона на нашей земле, в России.
И было бы несправедливо, если и эти, едва заметные следы, время безжалостно изгладит.
(9 – 18 слайд)
Выплывает портретная галерея Дау.
Сразу:
Ведущие говорят: «Странное, ностальгическое чувство охватывает человека, который в наши дни смотрит на эти благородные лица, на аксельбанты и ордена… Вот, оказывается, что такое русская армия, победившая того, кого зачислили в непобедимые. Смотришь на портреты – и как будто проникаешься духом того времени, и пробуждается в душе нечто бодрое, возвышенное».
(19 слайд)
Звучит маршевая музыка и выплывает медаль.
В грозном 1812 году вся Россия поднялась на борьбу с армией Наполеона.
С приближением окончания войны было задумано учредить награду для ее участников. В декабре 1812 года в армии распространился слух о учреждении ордена «Спаситель Отечества»
В центре ее лицевой стороны изображалось «Всевидящее Око» (или «Око проведения»).
«Всевидящему Оку» соответствовала надпись на обороте медали: «НЕ НАМЪ, НЕ НАМЪ, А ИМЕНИ ТВОЕМУ». Она являлась усеченной цитатой из девятого стиха 113 псалма царя Давида, а полностью слова эти звучат так: «Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей».
Первое награждение новой медалью состоялось тридцатого августа 1812 года во время ее освящения в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Среди награжденных были генерал от кавалерии А.П. Тормасов, генерал-лейтенант А.Б. Фок (бывший начальник штаба отдельного корпуса Ф.Ф. Штейнгеля) и другие.
Наградная медаль в память 1812 года являлась драгоценной реликвией; она почиталась во всех слоях русского общества и воспринималась как свидетельство участия награжденного в общенациональном подвиге. Некоторые декабристы, участники отечественной войны 1812 года, после возвращения из Сибири ходатайствовали о восстановлении своих прав на ношение именно этой награды, смиряясь с потерей других, иногда и более высоких по своему достоинству.
Медалью в память 1812 года иногда награждались и иностранцы, находившиеся на русской службе и участвовавшие в боевых действиях 1812 года. Например, в конце 1813 года получили медали 39 офицеров Русско-немецкого легиона, которые поставили Отечество свое, «дабы в России силу оружия содействовать к общей пользе». Среди награжденных были полковник К. Клаузевиц (Известный впоследствии военный теоретик и историк), майор Э.Пфуль – автор первой популярной в 1813 году работы о разгроме наполеоновской армии в России.
К моменту вступления русских войск в Париж более 90 тысяч солдат, офицеров и генералов имели на груди медаль за 1812 год.
Наполеон Бонапарт в день своего отъезда на остров Эльбу спросил генерал-адъютант графа П.А. Уварова, назначенного сопровождать его в пути, о незнакомой ему медали. П.А. Уваров ответил, что она учреждена «в память счастливого исхода войны 1812 года».
Молча выслушав это пояснение, Наполеон вышел во двор.
(20 слайд)
Звучит музыка, выплывает портрет Франца Алексеевича Рубо.(1856-1928)
Сын небогатого французского коммерсанта, переселившегося в Одессу в середине 19 века. Всегда считал себя русским художником. Традиции русского искусства, унаследованные Рубо, появились в возвышенно-патриотическом характере восприятия Бородинской битвы, который был созвучен «Бородину» М.Ю. Лермонтова, «Полководцу» А.С. Пушкина, эпопее «Война и мир» Л.М. Толстого. Создатель панорамы Великой Битвы закончил свою работу в1912 году. Рубо хорошо понимал, что зрелищность, которая привлечёт внимание людей, разных по уровню образования, профессии, возрасту, не должна скрывать основную патриотическую мысль Бородина.
(21 слайд)
Выплывает панорама Рубо на стоп-кадре
Ведущие читают стихи Сергея Васильева:
Бородино! Тверда земля твоя!
Одно твое торжественное имя
Выводит павших из небытия
И чудодейно властвует живыми.
История, как известно, не терпит легкомысленных аналогий, и сурово наказывает тех, кто механически проецирует прошлое на настоящее. Однако история для того и дана нам, чтобы мы, «ленивые и нелюбопытные» (А.С. Пушкин), изучали ее глубоко и творчески, постоянно – и делали важные выводы, попадая в исторически похожие ситуации. Многие тысячи иностранцев приезжали к нам, и жили здесь, и славили своими делами и себя, и нашу страну, и она – словно своими сыновьями – гордилась ими…
(22 слайд)
Выплывает Храм Христа Спасителя.
Духовное единство всегда помогало воинам одерживать победы над врагом. Воинство в России неизменно руководствовалось Евангельскими словами Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»
Звучит громко Праздничный колокольный звон.