Девиз урока: «Только вера в свои силы и знания нам поможет добиться успеха.»
Цель:
Обучающая
- обобщить и закрепить знания учащихся о глаголе, как части речи (неопределённая форма, вид, лицо, время, спряжение, правописание частицы «не» с глаголами);
Развивающие
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- развивать кругозор, воображение, восприятие;
Воспитывающая
- воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А.С.Пушкина.
Оборудование:
- презентация к уроку,
- кроссворды (у всех),
- индивидуальные карточки (у всех) для самоконтроля за учебной деятельностью,
- сказительница (ученица),
- портрет А.С. Пушкина,
- детские книги А.С. Пушкина.
- задания для работы в группах (на листочках в кейсах).
Ход урока
№ пп |
Ход урока |
№ слайда |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
I. |
Целеполагание (целевая установка учебной задачи). – Ребята, сегодня наш урок необычный, у нас гости. А ещё он необычен тем, что будет сказочным и поэтичным. – Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закройте глаза, представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет. В этом вам поможет музыкальный отрывок.
– Но наш корабль, на котором мы сегодня отправляемся путешествовать, плыть только с помощью ветра не может. Его нужно завести с помощью отгадывания кроссворда. Отгадав его, вы узнаете тему нашего урока и повторите словарные слова. |
№ 1 Титульный Лист №2 МР3 запись отрывка сказки. Модель парусника. |
– постановка учебной задачи перед учениками
– ставит учебную задачу. |
|
|
II. |
Мотивация Учитель читает отрывки с пропуском словарных слов (эти слова даны в скобках), дети записывают слова в личные кроссворды, а проверку осуществляют со слайда № 3. Проверка со слайда № 3.
|
№ 3 Отрывки из сказки с пропусками словарных слов.
слайд № 4 кроссворд готовый выделено слово ГЛАГОЛ |
– читает отрывок с пропуском словарных слов |
– записывают слова в личные кроссворды – проверяют словарные слова со слайда №3
Проверяют кроссворд |
|
III. |
Практическая значимость знаний и умений. 1. Наша первая остановка у пристани «Вспоминайка». Учитель диктует отрывок:
Учитель: – С помощью каких слов А.С.Пушкин показал, что происходит с ветром? (гуляет, подгоняет) – Какой частью речи являются эти слова? (глаголы) – Что они обозначают? (действие предмета) – На какие вопросы отвечают? (что делает?) – Подчеркните глаголы. – Определите вид (несов. вид) Проверяют со слайда № 4. Обобщаем-глаголы в предложении подчеркиваем двойной линией, вид несовершенный, потому что отвечаетна вопрос (что делает?). 2. Наша вторая остановка у пристани «Сказочная». Послушайте нашу сказительницу. Выходит ученица. Учитель: Вот и царевна из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» делает добро людям. Задание: – Найди глаголы. Вывод, обобщение со слайда № 6. 3. Наша следующая остановка у пристани «Словознайка». Учитель: – Что такое время? – В.И. Даль Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время-это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками». Помните в сказке. Читаем со слайда (ученеки). Работа в парах Задание: – Запишите транскрипцию этого слова. время - [вр'эм''а]- 2 слога 2 гласн., 2 согласн., 5 букв, 5 звуков. Обобщение Что мы сейчас повторили? (фонетику) Молодцы! Проверяем со слайда № 6. 4. Следующая остановка нашего корабля у пристани «Шуточная». Я вам расскажу про одного Лейтяйкина. Однажды я у него спросила: «Если я говорю: он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются. Какое это время?» Лентяйкин не задумываясь воскликнул: «Утро!» – А вы как думаете, в каком времени употреблены глаголы? (в настоящем). Дети пишут в тетради. – Определите число, лицо глаголов.
– А в каком времени ещё употребляются глаголы? – На какие вопросы отвечают? Вывод-глаголы бывают настоящего, прошедшего, будущего времени. 5. Остановка у пристани «Думайка» – Выпиши глаголы в три столбика: 1 столбик – настоящее время, 2 столбик – прошедшее время, 3 столбик – будущее время. Проверяем со слайда
6. Учитель:
Мы продолжаем наше путешествие. Наша следующая остановка у пристани «Угадайка». – Вы знаете как изменяются глаголы, если замените формы 1-го лица ед. ч. глаголами неопределенной формы. Вопросы неопределенной формы (что делать? Что сделать?). Проверяем со слайда. Вывод: глаголы спрягаются 7. Давайте сделаем остановку у пристани «Здоровье». Физкультминутка. 8. Пристань «Пушкинская». Работа в группах. Повернулись друг к другу (группами). Задание: чья группа быстрее справится с заданием. Групп 6. Задания на листочках 1 группа Раскрой скобки и напиши 3 группа «не с глаголами». 2 группа Напиши –тся -ться в 4 группа глаголах 5 группа Из каких сказок А.С. 6 группа Пушкина были отрывки? Что повторили о глаголе? 9. Рефлексия. Оценка достижений учащихся. – Что больше всего понравилось на уроке? – У кого в индивидуальном листочке «5» -? и «4»-? Почему? – Наше путешествие закончилось. |
Слайд № 5
Слайд №6 «Сказка о глаголе»
Слайд № 7
Слайд № 8, 9
Слайд № 10
Слайд № 11
Н.в. – спасена, чувствует П.в. – послушалась, вынесла Б.в. – вынет, покинет
Слайд № 12
Слайд № 13
Слайд № 14 Д/з Слайд № 15, 16
Слайд № 17 «Спасибо за внимание» |
– диктует отрывок
– учитель рассказывает про Лентяйкина
– задает вопросы
– дает задание
– задайте вопросы
– проходит по рядам, оказывает направляющую помощь |
Записывают предложение в тетрадях
– отвечают на вопросы учителя. – подчеркивают глаголы, определяют вид глаголов. – отмечают в индивидуальном листе.
– слушают сказку
– находят и подчеркивают
– работают в парах, объясняют.
– записывают в тетради – проверяют – делают вывод, обобщают
– читают отрывок со слайда
– заносят результаты в личные таблицы
– отвечают на вопросы – записывают глаголы в неопред. спр-е
– работают в группах на листочках – отвечают, доказывают – делают выводы по каждому этапу (пристани) урока |
|