Урок-лабиринт по теме "Имя существительное. Повторение". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цель:

  • закрепить и повторить знания учащихся об имени существительном;
  • потренировать учащихся в практическом применении этих знаний.

Воспитательная цель:

  • дать учащимся почувствовать, что они, выполняя задания разной сложности, продвигаются в своем развитии;
  • воспитывать положительный интерес к русскому языку.

Коррекционная цель:

  • активизировать мышление и речь учащихся;
  • расширять их кругозор.

Ход урока

1. Рапорт.

2. Мотивация.

1) Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. (Слайд №2)

Отгадку найдете, если по порядку расположите цифры от 1 до 19; переверните их; прочитайте – имя существительное.

2)Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40% всех слов в русском языке – имена существительные.

Послушайте несколько строк из стихотворения А.Фета, которое состоит почти из одних имён существительных. Л.Толстой писал: “В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина”.

Шёпот, робкое дыханье, (Слайд №3)
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

– Сделаем вывод, что с помощью существительных можно “нарисовать” картину природы, портрет и т.д.

- Что же такое имя существительное? (Слайд №4)

- А для чего нужно изучать правила об имени существительном?

(Чтобы писать грамотно, не ошибаться и т.д.)

3. Цели и задачи.

– Сегодня мы с вами повторим и закрепим некоторые знания об имени существительном, полученные на предыдущих уроках, потренируемся в правописании существительных и для этого мы отправимся в лабиринт.

- А кто знает, что это такое? (Слайд №5)

1.Запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений [первонач. в Древней Греции и Египте большое здание со сложно расположенными переходами].

^ 2. перен. Сложное, запутанное расположение, сочетание чего–н. Л. улиц. Л. мыслей.

Древнегреческому герою Тесею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала царевна Ариадна.

С давних времён выражение “нить Ариадны” означает путеводная нить. (Слайд №6)

Нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и практические навыки. Поэтому девизом нашего урока будут слова пословицы: “Мир освещается солнцем, а человек – знанием!”. (Слайд №7)

На выходе из лабиринта нас ожидают “5” и “4”.Счастливого пути!

4. Повторение.

1) Препятствие № 1. “А знаешь ли ты?”

– Что может обозначать имя существительные кроме предмета? (Существительные называют явления природы, признаки, действия)

Таблица “Значение предметности” (Слайд №8)

– Образуйте и запишите существительные от:

  • глаголов: бежать, кричать,встречать, прыгать;
  • прилагательных: тихий, свободный, морской, городской.

По цепочке учащиеся пишут на доске:

Действие: бег, крик,встреча, прыжок.

Признаки: тишина, свобода,море,город.

– Приведите несколько существительных, которые называют явления природы.

(Явление природы: снег, метель, вьюга, дождь.).

Зарядка для глаз. Используется зарядка для глаз из авторской презентации Горячевой Е.А., учителя МОУ СОШ №14 г. Новочеркасск.

2) Препятствие №2.“Попробуй, разбери!” (Комментированное письмо). Мы только вошли в лабиринт, а уже встретили обвал из камней. Давайте составим предложение из данных фрагментов и прокомментируем его.

У работника в руках дело огнем горит.

- Каким членом предложения является существительное?

3) Препятствие № 3. “Расскажи о существительном”.

Морфологический разбор существительного.

Огнем – сущ., огонь, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., ед. ч.,Т.п.

4) Препятствие №4. Блиц-опрос

Назовите постоянные и непостоянные грамматические признаки существительного.

Учащиеся самостоятельно составляют таблицу “Грамматические признаки существительного”.

Таблица.(Слайд №9)

5. Физкультминутка. Препятствие №5. “Клубок Ариадны”.

Чтобы преодолеть это препятствие, надо подняться.

Я бросаю клубок кому-нибудь из вас, называя имя существительное, вы должны назвать род и склонение существительного.

Былина, восстание, биография, власть, забастовка, равенство, крепость, монархия, жандарм, правительство.

- На каком уроке мы часто используем данные слова? (на уроке истории)

- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

Таблица “Склонение существительных” (Слайд №10)

6) Препятствие №6. “Волшебный квадрат”(Слайд №11)

Учитель читает слова, дети отмечают: ь или ставят прочерк

Самостоятельная индивидуальная работа учащихся на “квадратах”:

гараж, мелочь, молодежь, плащ

мышь,училищ, кирпич,речь

ночь, ландыш, задач, полночь

крыш, печь, глушь, карандаш

– Закрасьте зеленым карандашомпрочерки.

– Сверьте свой рисунок с рисунком на экране. Самопроверка. (Слайд №12)

Как пишутся существительные с шипящей на конце?

Таблица “Правописание существительных с шипящей на конце”(Слайд №13)

7) Препятствие № 7. “Определи падеж”. Работа в парах.

Учебник, № 79, с.60-61. Прочитайте текст и скажите,из чего складывается образ родины у русского человека. Запишите 1-е предложение. Вставьте безударные окончания существительных.

6. Домашнее задание. № 79.

– Допишите текст. Определите падеж у существительных.

8) Препятствие № 8. “Найди ошибку”

Найдите речевые ошибки в предложениях. Исправь их.(Слайд №14)

- Почему существительное “купе” не изменило формы? Как оно называется?(Слайд №15)

7. Обобщение.

Итак, мы успешно преодолели все препятствия. Вышли из лабиринта. Давайте попробуем оценить свою работу с помощью имён существительных. Какие качества потребовались вам на уроке? (внимание, мышление, сообразительность, знания, память)

Оценки за урок.

10. Итог.

Приложение 1

Приложение 2