Цель:
- закрепить и повторить знания учащихся об имени существительном;
- потренировать учащихся в практическом применении этих знаний.
Воспитательная цель:
- дать учащимся почувствовать, что они, выполняя задания разной сложности, продвигаются в своем развитии;
- воспитывать положительный интерес к русскому языку.
Коррекционная цель:
- активизировать мышление и речь учащихся;
- расширять их кругозор.
Ход урока
1. Рапорт.
2. Мотивация.
1) Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (Слайд №2)
Отгадку найдете, если по порядку расположите цифры от 1 до 19; переверните их; прочитайте – имя существительное.
2)Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40% всех слов в русском языке – имена существительные.
Послушайте несколько строк из стихотворения А.Фета, которое состоит почти из одних имён существительных. Л.Толстой писал: “В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина”.
Шёпот, робкое дыханье, (Слайд №3)
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
– Сделаем вывод, что с помощью существительных можно “нарисовать” картину природы, портрет и т.д.
- Что же такое имя существительное? (Слайд №4)
- А для чего нужно изучать правила об имени существительном?
(Чтобы писать грамотно, не ошибаться и т.д.)
3. Цели и задачи.
– Сегодня мы с вами повторим и закрепим некоторые знания об имени существительном, полученные на предыдущих уроках, потренируемся в правописании существительных и для этого мы отправимся в лабиринт.
- А кто знает, что это такое? (Слайд №5)
1.Запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений [первонач. в Древней Греции и Египте большое здание со сложно расположенными переходами].
^ 2. перен. Сложное, запутанное расположение, сочетание чего–н. Л. улиц. Л. мыслей.
Древнегреческому герою Тесею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала царевна Ариадна.
С давних времён выражение “нить Ариадны” означает путеводная нить. (Слайд №6)
Нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и практические навыки. Поэтому девизом нашего урока будут слова пословицы: “Мир освещается солнцем, а человек – знанием!”. (Слайд №7)
На выходе из лабиринта нас ожидают “5” и “4”.Счастливого пути!
4. Повторение.
1) Препятствие № 1. “А знаешь ли ты?”
– Что может обозначать имя существительные кроме предмета? (Существительные называют явления природы, признаки, действия)
Таблица “Значение предметности” (Слайд №8)
– Образуйте и запишите существительные от:
- глаголов: бежать, кричать,встречать, прыгать;
- прилагательных: тихий, свободный, морской, городской.
По цепочке учащиеся пишут на доске:
Действие: бег, крик,встреча, прыжок.
Признаки: тишина, свобода,море,город.
– Приведите несколько существительных, которые называют явления природы.
(Явление природы: снег, метель, вьюга, дождь.).
Зарядка для глаз. Используется зарядка для глаз из авторской презентации Горячевой Е.А., учителя МОУ СОШ №14 г. Новочеркасск.
2) Препятствие №2.“Попробуй, разбери!” (Комментированное письмо). Мы только вошли в лабиринт, а уже встретили обвал из камней. Давайте составим предложение из данных фрагментов и прокомментируем его.
У работника в руках дело огнем горит.
- Каким членом предложения является существительное?
3) Препятствие № 3. “Расскажи о существительном”.
Морфологический разбор существительного.
Огнем – сущ., огонь, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., ед. ч.,Т.п.
4) Препятствие №4. Блиц-опрос
Назовите постоянные и непостоянные грамматические признаки существительного.
Учащиеся самостоятельно составляют таблицу “Грамматические признаки существительного”.
Таблица.(Слайд №9)
5. Физкультминутка. Препятствие №5. “Клубок Ариадны”.
Чтобы преодолеть это препятствие, надо подняться.
Я бросаю клубок кому-нибудь из вас, называя имя существительное, вы должны назвать род и склонение существительного.
Былина, восстание, биография, власть, забастовка, равенство, крепость, монархия, жандарм, правительство.
- На каком уроке мы часто используем данные слова? (на уроке истории)
- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
Таблица “Склонение существительных” (Слайд №10)
6) Препятствие №6. “Волшебный квадрат”(Слайд №11)
Учитель читает слова, дети отмечают: ь или ставят прочерк
Самостоятельная индивидуальная работа учащихся на “квадратах”:
гараж, мелочь, молодежь, плащ
мышь,училищ, кирпич,речь
ночь, ландыш, задач, полночь
крыш, печь, глушь, карандаш
– Закрасьте зеленым карандашомпрочерки.
– Сверьте свой рисунок с рисунком на экране. Самопроверка. (Слайд №12)
Как пишутся существительные с шипящей на конце?
Таблица “Правописание существительных с шипящей на конце”(Слайд №13)
7) Препятствие № 7. “Определи падеж”. Работа в парах.
Учебник, № 79, с.60-61. Прочитайте текст и скажите,из чего складывается образ родины у русского человека. Запишите 1-е предложение. Вставьте безударные окончания существительных.
6. Домашнее задание. № 79.
– Допишите текст. Определите падеж у существительных.
8) Препятствие № 8. “Найди ошибку”
Найдите речевые ошибки в предложениях. Исправь их.(Слайд №14)
- Почему существительное “купе” не изменило формы? Как оно называется?(Слайд №15)
7. Обобщение.
Итак, мы успешно преодолели все препятствия. Вышли из лабиринта. Давайте попробуем оценить свою работу с помощью имён существительных. Какие качества потребовались вам на уроке? (внимание, мышление, сообразительность, знания, память)
Оценки за урок.
10. Итог.