Урок обобщающего повторения по теме "Южная Америка" "На далекой Амазонке". 7-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель урока: обобщить и оценить знания по теме "Южная Америка".

Задачи урока:

Образовательные:

  • обобщение знаний учащихся о характерных чертах природы материка – рельефе, климате, внутренних водах, растительном, животном мире и населении;
  • проверка умений учащихся определять местонахождение основных географических объектов Южной Америки и устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы материка, а так же между населением и его занятиями.

Развивающие:

  • развитие таких мыслительных операций как сравнение, обобщение, анализ;
  • развитие пространственного восприятия через закрепление зрительного образа материка посредством компьютерной презентации, через решение географических задач на пространственное ориентирование;
  • развитие процессов памяти.

Воспитательные:

  • развитие интереса к процессу обучения через использование «ситуации успеха» посредством игровой деятельности;
  • развитие коммуникативных компетенций, умение работать в команде.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма урока: игра-соревнование.

Оборудование: проектор, экран, компьютер.

Учебно-наглядный комплекс: атласы для 7 класса, настенная физико-географическая карта «Южная Америка», конверты с заданиями, турнирная таблица, презентация.

Ход игры

Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Заканчивается наше небольшое путешествие по Южной Америке, в ходе которого мы убедились, что Южная Америка – это удивительный и уникальный материк. Южная Америка – это все самое, самое….

Во-первых, это самый увлажненный и зеленый материк нашей планеты, около половины его площади занимают леса.

Во-вторых, в пределах материка расположены самые длинные горные цепи и самая многоводная река мира Амазонка с самой большой площадью бассейна, одна из самых засушливых пустыней мира – пустыня Атакама и самое высокогорное судоходное озеро мира Титикака, самый высокий водопад Анхель и самый высокий действующий вулкан Льюльяйльяко.

В-третьих, на материке обитают удивительные животные и растения: виктория амазонская – самое большое водное растение, колибри – самая маленькая птица на планете, анаконда – самая тяжелая змея, пиранья – самая опасная рыба.

В-четвертых, это один из наименее заселенных континентов.

Список природных рекордов можно продолжить.

И сегодня мы отправимся в игровое путешествие – соревнование «На далекой Амазонке» (слайд 1).

Правила игры

Класс делится на команды. Каждая команда должна пройти девять игровых этапов. Текст заданий раздается командам в распечатанном виде. Члены команды коллективно выполняют задания и получают баллы в зависимости от уровня выполнения и сложности задания. Баллы заносятся в турнирную таблицу. По окончании игры определяются команды-победители. Набранные баллы переводятся в отметку. Игра сопровождается презентацией.

1-й этап. «Южноамериканский пазл»

(слайд 2)

Каждая команда получает файл с разрезанной картой Южной Америки, которую необходимо собрать.

Время выполнения задания – 3 минуты. Цена задания – 5 баллов.

2-й этап. «Карта путешественника»

(слайд 3)

Команде необходимо на чистом контуре материка по памяти нанести как можно больше географических объектов.

Время выполнения задания – 5 минут. Цена задания – 0,2 балла за каждый верно нанесенный и грамотно подписанный объект.

3-й этап. «Из истории открытий»

(слайд 4)

Команде необходимо по краткому описанию узнать исследователей, которые внесли вклад в открытие и изучение материка Южная Америка.

  1. Он впервые предложил использовать шарообразность Земли, чтобы западным путем достигнуть берегов Индии. 16 лет ему понадобилось, чтобы добиться разрешения и средств на это плавание, и 33 дня, чтобы осуществить свою мечту.
  2. Испанский путешественник, который первым высказал мысль о существовании новых земель, которые позже были названы его именем. (1500-1502 гг.)
  3. Немецкий географ-путешественник. На рубеже 18-19 вв вместе с французским ботаником Э. Бонпланом изучал природу материка. Создал первую геологическую карту материка, описал течение у западных берегов. Изучая природу Анд, он обосновал идею высотной поясности.
  4. Выдающийся русский биолог, установивший географические центры древних очагов земледелия и происхождения культурных растений на материке. (1932-1933гг)

Время выполнения задания – 2 минуты. Цена задания – 4 балла.

4-й этап. «Что такое? Кто такой?»

(слайд 5)

Командам предлагаются 16 слов.

  1. Пассаты
  2. Гевея
  3. Сельва
  4. Пампа
  5. Гаучо
  6. Пончо
  7. Ранчо
  8. Кондор
  9. Самбо
  10. Метис
  11. Мулат
  12. Патагония
  13. Атакама
  14. Поророка
  15. Титикака
  16. Капибара

Необходимо дать точное и краткое объяснение слов.

Время выполнения задания – 5 минут. Цена задания – 0,25 балла за каждое слово.

5-й этап. «Засекреченный объект»

(слайд 6)

Командам предлагаются 5 географических координат.

  1. 6° с.ш. 62° з.д.
  2. 1° ю.ш. 78° з.д.
  3. 57° ю.ш. 70° з.д.
  4. 26° ю.ш. 54° в.д.
  5. 32° ю.ш. 70° з.д.

С помощью атласа необходимо определить, какой объект «скрывается» за данными координатами.

Время выполнения задания – 3 минуты. Цена задания – 5 баллов.

6-й этап. «Вопрос на засыпку»

(слайд 7)

Командам предлагаются 10 вопросов.

  1. Какими полезными ископаемыми богата Южная Америка?
  2. Приведите доказательства молодости Анд.
  3. Почему в Южной Америке выпадает больше осадков, чем на любом другом материке?
  4. Какое личное снаряжение необходимо взять с собой, если вы отправляетесь в наши зимние месяцы в центральную часть Бразильского плоскогорья?
  5. Что общего между озером Титикака и озером Байкал?
  6. В какой реке встречается такое явление как поророка? Что это такое?
  7. Объясните причины полноводности Амазонки.
  8. У живущей на широте экватора южно-американской ламы густая длинная шерсть. Как это связано с условиями обитания животного?
  9. От чего зависит количество высотных поясов в горах?
  10. К какой расе относятся коренные жители Южной Америки?

Необходимо дать правильный ответ.

Время выполнения задания – 7 минут. Цена задания – 0,5 балла за каждый правильный ответ.

7-й этап. «В мире животных»

(слайд 8)

Определите животное, о котором идет речь в коротком рассказе.

  1. Это животное всю жизнь проводит на деревьях в подвешенном состоянии. Спит по 15 часов в сутки. Очень медлительное. Имеет зеленоватый окрас шерсти, что делает его практически незаметным в лесу. Питается листьями, побегами, плодами деревьев. На земле совершенно беспомощен, с трудом передвигается, ищет, за что зацепится когтями.
  2. Вес этой птицы 1,5–2 г, клюв тонкий и длинный (по длине превосходит голову, шею и туловище). Ножки слабые. Оперение разнообразное. Сердце занимает почти половину полости тела, частота его сокращений до 1000 ударов в минуту! Может двигаться вперед, назад, в стороны, летать задним ходом, делая до 50 взмахов в секунду. Птицы очень много едят (нектар цветков, насекомых, паучков). В неволе практически не живут.
  3. Это хищное животное, обитатель амазонской сельвы. В длину достигает 2 м, весит до 120 кг. Имеет сильное тело, сильные и стройные ноги. Отлично бегает и плавает, хорошо залезает на деревья, охотится на любых животных (от мышей до обезьян), на домашних животных нападает редко. Имеет два названия. Одно из них позаимствовала английская автомобильная фирма, другое – фирма по производству спортивной одежды и обуви в США.
  4. Эта рыба, имея небольшие размеры, красивую золотисто-черную окраску, наводит ужас на любого, кто увидит ее в Амазонке и ее притоках. Имеет тяжеловесную челюсть, на которой 77 острых зубов. Охотится за всем, что движется в воде, со дна ничего не берет. Очень агрессивна, нападает стаей, атака молниеносна. В считанные секунды от жертвы остается скелет.

На слайдах появляется коллаж из фотографий животных, которых необходимо узнать и правильно написать название.

Время выполнения задания – 2 минуты. Цена задания – 0,25 балла за каждое верно угаданное животное.

8-й этап. «Удивительные растения»

(слайд 9)

Определите растение, о котором идет речь в коротком рассказе.

  1. Из плодов этого дерева индейцы готовили напиток, который называли «тео брома», то есть напиток богов, дающий смелость, силу и бодрость. Европейцы добавили к этому напитку сливки и сахар, получив при этом вкусное лакомство.
  2. Пожалуй, нет на Земле человека, который бы не знал этого растения, часто называемого вторым хлебом. В Росси до второй половины XIII века его не знали. В Европе растение впервые появилось благодаря Христофору Колумбу. В Испании его называли «папа», в Италии – «трюфель», во Франции – «земляное яблоко». В Россию мешок с плодами этого растения прислал Петр Первый из Голландии При царском дворе его называли «тартуфель» и подавали только на банкетах.
  3. Это ценнейшее дерево растет в Бразилии, в Амазонии. Оно дает млечный сок – лактес, из которого получают каучук, т.е. натуральную резину. Что это за дерево?
  4. У первых растений, привезенных из Америки, плоды были желтого цвета и очень мелкие, как райские яблочки. На солнце эти плоды так светились, что итальянцы ахнули: «Помо доро!» Золотое яблоко! Сначала их сажали на клумбах для красоты, пробовать плоды не разрешалось, ходили слухи, что они вредны для здоровья. Самыми смелыми оказались португальцы, потом немцы, французы и итальянцы. Растение переселилось с клумбы на огород.
  5. Испанцы привезли из Америки цветок, похожий на солнце и подарили его ботаническому саду в Мадриде.. В Россию растение пришло из Голландии, где его увидел Петр Первый. Масло, получаемое из семян этого растения, используется для приготовления салатов, маргарина, майонеза, кондитерских изделий. Из очищенных семян делают халву и козинаки. Что же это за «цветок солнца»?

На слайде появляется коллаж из фотографий растений, среди которых необходимо узнать и правильно написать название тех растений, который описаны в тексте.

Время выполнения задания – 3 минуты. Цена задания – 0,25 балла за каждое верно угаданное растение.

9-й этап «Географическая задача».

(слайд 10)

Командам предлагается 3 задачи.

  1. Нынешняя столица Бразилии – город Бразилиа. Её построили в конце 1950-х годов вдали от побережья, в географическом центре страны. Как вы думаете, с какой целью был осуществлен перенесен столицы?
  2. «Южноамериканский континент тоже получил от природы свою долю пустынь»,-писал исследователь Южной Америки Жан Дорст. Определите, какая одна из самых засушливых пустыней есть на материке, определите причины ее образования.
  3. На гербе этого государства. Изображен корабль с поднятыми парусами, а рядом рог изобилия, из которого сыплются зерна кофе. Кофе-главное богатство страны, основной экспортный товар. Хотя по размерам производства эта страна уступает Бразилии, ей принадлежит ведущее место по поставкам высококачественных, так называемых мягких сортов кофе. Монокультура кофе стала складываться в начале 20 века. На протяжении всего 19 века в экспорте страны доминировало золото, табак, хинин. По добыче золота это государство и сейчас занимает ведущее место в Латинской Америке. Кроме того, это крупнейший в мире экспортер изумрудов, большинство которых экспортируется в Индию и страны Востока. Что это за страна? Что вы знаете о ней?

Используя географический атлас, необходимо дать решение.

Время выполнения задания – 5 минут. Цена задания – 1 балл за каждое верное решение.

Итог игры

По турнирной таблице команды подсчитывают общее количество баллов. Команды-победительницы награждаются поощрительными призами.