Цель урока: обобщить и оценить знания по теме "Южная Америка".
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщение знаний учащихся о характерных чертах природы материка – рельефе, климате, внутренних водах, растительном, животном мире и населении;
- проверка умений учащихся определять местонахождение основных географических объектов Южной Америки и устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы материка, а так же между населением и его занятиями.
Развивающие:
- развитие таких мыслительных операций как сравнение, обобщение, анализ;
- развитие пространственного восприятия через закрепление зрительного образа материка посредством компьютерной презентации, через решение географических задач на пространственное ориентирование;
- развитие процессов памяти.
Воспитательные:
- развитие интереса к процессу обучения через использование «ситуации успеха» посредством игровой деятельности;
- развитие коммуникативных компетенций, умение работать в команде.
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Форма урока: игра-соревнование.
Оборудование: проектор, экран, компьютер.
Учебно-наглядный комплекс: атласы для 7 класса, настенная физико-географическая карта «Южная Америка», конверты с заданиями, турнирная таблица, презентация.
Ход игры
Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Заканчивается наше небольшое путешествие по Южной Америке, в ходе которого мы убедились, что Южная Америка – это удивительный и уникальный материк. Южная Америка – это все самое, самое….
Во-первых, это самый увлажненный и зеленый материк нашей планеты, около половины его площади занимают леса.
Во-вторых, в пределах материка расположены самые длинные горные цепи и самая многоводная река мира Амазонка с самой большой площадью бассейна, одна из самых засушливых пустыней мира – пустыня Атакама и самое высокогорное судоходное озеро мира Титикака, самый высокий водопад Анхель и самый высокий действующий вулкан Льюльяйльяко.
В-третьих, на материке обитают удивительные животные и растения: виктория амазонская – самое большое водное растение, колибри – самая маленькая птица на планете, анаконда – самая тяжелая змея, пиранья – самая опасная рыба.
В-четвертых, это один из наименее заселенных континентов.
Список природных рекордов можно продолжить.
И сегодня мы отправимся в игровое путешествие – соревнование «На далекой Амазонке» (слайд 1).
Правила игры
Класс делится на команды. Каждая команда должна пройти девять игровых этапов. Текст заданий раздается командам в распечатанном виде. Члены команды коллективно выполняют задания и получают баллы в зависимости от уровня выполнения и сложности задания. Баллы заносятся в турнирную таблицу. По окончании игры определяются команды-победители. Набранные баллы переводятся в отметку. Игра сопровождается презентацией.
1-й этап. «Южноамериканский пазл»
(слайд 2)
Каждая команда получает файл с разрезанной картой Южной Америки, которую необходимо собрать.
Время выполнения задания – 3 минуты. Цена задания – 5 баллов.
2-й этап. «Карта путешественника»
(слайд 3)
Команде необходимо на чистом контуре материка по памяти нанести как можно больше географических объектов.
Время выполнения задания – 5 минут. Цена задания – 0,2 балла за каждый верно нанесенный и грамотно подписанный объект.
3-й этап. «Из истории открытий»
(слайд 4)
Команде необходимо по краткому описанию узнать исследователей, которые внесли вклад в открытие и изучение материка Южная Америка.
- Он впервые предложил использовать шарообразность Земли, чтобы западным путем достигнуть берегов Индии. 16 лет ему понадобилось, чтобы добиться разрешения и средств на это плавание, и 33 дня, чтобы осуществить свою мечту.
- Испанский путешественник, который первым высказал мысль о существовании новых земель, которые позже были названы его именем. (1500-1502 гг.)
- Немецкий географ-путешественник. На рубеже 18-19 вв вместе с французским ботаником Э. Бонпланом изучал природу материка. Создал первую геологическую карту материка, описал течение у западных берегов. Изучая природу Анд, он обосновал идею высотной поясности.
- Выдающийся русский биолог, установивший географические центры древних очагов земледелия и происхождения культурных растений на материке. (1932-1933гг)
Время выполнения задания – 2 минуты. Цена задания – 4 балла.
4-й этап. «Что такое? Кто такой?»
(слайд 5)
Командам предлагаются 16 слов.
- Пассаты
- Гевея
- Сельва
- Пампа
- Гаучо
- Пончо
- Ранчо
- Кондор
- Самбо
- Метис
- Мулат
- Патагония
- Атакама
- Поророка
- Титикака
- Капибара
Необходимо дать точное и краткое объяснение слов.
Время выполнения задания – 5 минут. Цена задания – 0,25 балла за каждое слово.
5-й этап. «Засекреченный объект»
(слайд 6)
Командам предлагаются 5 географических координат.
- 6° с.ш. 62° з.д.
- 1° ю.ш. 78° з.д.
- 57° ю.ш. 70° з.д.
- 26° ю.ш. 54° в.д.
- 32° ю.ш. 70° з.д.
С помощью атласа необходимо определить, какой объект «скрывается» за данными координатами.
Время выполнения задания – 3 минуты. Цена задания – 5 баллов.
6-й этап. «Вопрос на засыпку»
(слайд 7)
Командам предлагаются 10 вопросов.
- Какими полезными ископаемыми богата Южная Америка?
- Приведите доказательства молодости Анд.
- Почему в Южной Америке выпадает больше осадков, чем на любом другом материке?
- Какое личное снаряжение необходимо взять с собой, если вы отправляетесь в наши зимние месяцы в центральную часть Бразильского плоскогорья?
- Что общего между озером Титикака и озером Байкал?
- В какой реке встречается такое явление как поророка? Что это такое?
- Объясните причины полноводности Амазонки.
- У живущей на широте экватора южно-американской ламы густая длинная шерсть. Как это связано с условиями обитания животного?
- От чего зависит количество высотных поясов в горах?
- К какой расе относятся коренные жители Южной Америки?
Необходимо дать правильный ответ.
Время выполнения задания – 7 минут. Цена задания – 0,5 балла за каждый правильный ответ.
7-й этап. «В мире животных»
(слайд 8)
Определите животное, о котором идет речь в коротком рассказе.
- Это животное всю жизнь проводит на деревьях в подвешенном состоянии. Спит по 15 часов в сутки. Очень медлительное. Имеет зеленоватый окрас шерсти, что делает его практически незаметным в лесу. Питается листьями, побегами, плодами деревьев. На земле совершенно беспомощен, с трудом передвигается, ищет, за что зацепится когтями.
- Вес этой птицы 1,5–2 г, клюв тонкий и длинный (по длине превосходит голову, шею и туловище). Ножки слабые. Оперение разнообразное. Сердце занимает почти половину полости тела, частота его сокращений до 1000 ударов в минуту! Может двигаться вперед, назад, в стороны, летать задним ходом, делая до 50 взмахов в секунду. Птицы очень много едят (нектар цветков, насекомых, паучков). В неволе практически не живут.
- Это хищное животное, обитатель амазонской сельвы. В длину достигает 2 м, весит до 120 кг. Имеет сильное тело, сильные и стройные ноги. Отлично бегает и плавает, хорошо залезает на деревья, охотится на любых животных (от мышей до обезьян), на домашних животных нападает редко. Имеет два названия. Одно из них позаимствовала английская автомобильная фирма, другое – фирма по производству спортивной одежды и обуви в США.
- Эта рыба, имея небольшие размеры, красивую золотисто-черную окраску, наводит ужас на любого, кто увидит ее в Амазонке и ее притоках. Имеет тяжеловесную челюсть, на которой 77 острых зубов. Охотится за всем, что движется в воде, со дна ничего не берет. Очень агрессивна, нападает стаей, атака молниеносна. В считанные секунды от жертвы остается скелет.
На слайдах появляется коллаж из фотографий животных, которых необходимо узнать и правильно написать название.
Время выполнения задания – 2 минуты. Цена задания – 0,25 балла за каждое верно угаданное животное.
8-й этап. «Удивительные растения»
(слайд 9)
Определите растение, о котором идет речь в коротком рассказе.
- Из плодов этого дерева индейцы готовили напиток, который называли «тео брома», то есть напиток богов, дающий смелость, силу и бодрость. Европейцы добавили к этому напитку сливки и сахар, получив при этом вкусное лакомство.
- Пожалуй, нет на Земле человека, который бы не знал этого растения, часто называемого вторым хлебом. В Росси до второй половины XIII века его не знали. В Европе растение впервые появилось благодаря Христофору Колумбу. В Испании его называли «папа», в Италии – «трюфель», во Франции – «земляное яблоко». В Россию мешок с плодами этого растения прислал Петр Первый из Голландии При царском дворе его называли «тартуфель» и подавали только на банкетах.
- Это ценнейшее дерево растет в Бразилии, в Амазонии. Оно дает млечный сок – лактес, из которого получают каучук, т.е. натуральную резину. Что это за дерево?
- У первых растений, привезенных из Америки, плоды были желтого цвета и очень мелкие, как райские яблочки. На солнце эти плоды так светились, что итальянцы ахнули: «Помо доро!» Золотое яблоко! Сначала их сажали на клумбах для красоты, пробовать плоды не разрешалось, ходили слухи, что они вредны для здоровья. Самыми смелыми оказались португальцы, потом немцы, французы и итальянцы. Растение переселилось с клумбы на огород.
- Испанцы привезли из Америки цветок, похожий на солнце и подарили его ботаническому саду в Мадриде.. В Россию растение пришло из Голландии, где его увидел Петр Первый. Масло, получаемое из семян этого растения, используется для приготовления салатов, маргарина, майонеза, кондитерских изделий. Из очищенных семян делают халву и козинаки. Что же это за «цветок солнца»?
На слайде появляется коллаж из фотографий растений, среди которых необходимо узнать и правильно написать название тех растений, который описаны в тексте.
Время выполнения задания – 3 минуты. Цена задания – 0,25 балла за каждое верно угаданное растение.
9-й этап «Географическая задача».
(слайд 10)
Командам предлагается 3 задачи.
- Нынешняя столица Бразилии – город Бразилиа. Её построили в конце 1950-х годов вдали от побережья, в географическом центре страны. Как вы думаете, с какой целью был осуществлен перенесен столицы?
- «Южноамериканский континент тоже получил от природы свою долю пустынь»,-писал исследователь Южной Америки Жан Дорст. Определите, какая одна из самых засушливых пустыней есть на материке, определите причины ее образования.
- На гербе этого государства. Изображен корабль с поднятыми парусами, а рядом рог изобилия, из которого сыплются зерна кофе. Кофе-главное богатство страны, основной экспортный товар. Хотя по размерам производства эта страна уступает Бразилии, ей принадлежит ведущее место по поставкам высококачественных, так называемых мягких сортов кофе. Монокультура кофе стала складываться в начале 20 века. На протяжении всего 19 века в экспорте страны доминировало золото, табак, хинин. По добыче золота это государство и сейчас занимает ведущее место в Латинской Америке. Кроме того, это крупнейший в мире экспортер изумрудов, большинство которых экспортируется в Индию и страны Востока. Что это за страна? Что вы знаете о ней?
Используя географический атлас, необходимо дать решение.
Время выполнения задания – 5 минут. Цена задания – 1 балл за каждое верное решение.
Итог игры
По турнирной таблице команды подсчитывают общее количество баллов. Команды-победительницы награждаются поощрительными призами.