Цель урока:
- развивающая
- развитие смекалки, фантазии, творческого мышления, наблюдательности;
- развитие художественного вкуса, воображения, чувства декоративности,
- развитие способности к эстетической оценке искусства и окружающей жизни.
- обучающая:
- расширение ассоциативных представлений обучающихся о стилизации различных форм,
- закрепление навыков работы с цветом и цветовыми гаммами,
- обучение характерным особенностям объектов и форм при их стилизации,
- расширение представлений обучающихся о цветовых контрастах,
- обучение детей самостоятельной работе.
- воспитывающая:
- формирование умения работать индивидуально,
- воспитание аккуратности в выполнении работы, сознательного отношения обучающихся к процессу рисования, стремлению довести работу до конца.
Новые термины и понятия: декоративность и стилизация шрифта, ассоциация, шрифт, текстура, фактура, графика, модерн, барокко, готика, витраж.
Зрительный ряд: репродукции белорусского и мирового искусства; наглядно-дидактические пособия, подготовленные преподавателем, наглядные пособия из методического фонда, работы обучающихся.
Оборудование для преподавателя: наглядный материал (цветовой круг, примеры стилизации, декоративности, шрифтов, репродукции белорусского и мирового искусства).
Оборудование для обучающихся: бумага формата А-3, акварель, тушь, гелиевые ручки, фломастеры, кисти, перья, простой карандаш, ластик, гуашь.
ПЛАН УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
1.1. Приветствие. Устанавливаю дисциплину в классе.
1.2. Подготовка обучающихся к активной учебно–познавательной деятельности.
2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭТАП
2.1. Объявление темы и цели урока.
2.2. Изучение нового материала:
а) Беседа о декоративности и стилизации в различных видах искусства (в интерьере, архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве;
б) С разнообразием декоративных и стилизованных форм учащихся знакомятся с помощью наглядного материала (репродукций белорусского и мирового искусства и пособий подготовленных преподавателем);
в) Беседа о графике, о шрифтах, их стилизации, изучение понятий: текстура, фактура, ассоциация, стилизация шрифтов, при этом используя наглядный материал.
2.3. Рассмотрение и анализ репродукций белорусского и мирового искусства; иллюстраций и образцов рисунков.
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
3.1. Самостоятельная художественно-творческая деятельность обучающихся.
По плану:
а) Инструктаж по охране труда и технике работы с красками и тушью.
б) Композиционное решение (1-ый этап деятельности)
- Обучающимся разъясняется задание и предлагается изобразить ассоциативную композицию на тему: «Декоративная стилизация шрифта».
- Обдумывание замысла, создание эскиза компоновки.
- Определение второстепенных элементов композиции.
- Легкая разметка – компоновка рисунка на заданном формате.
в) Цветовое решение (2-ой этап деятельности)
- Беседа и повторение гармоничных цветовых сочетаний.
- Применение цвета с учетом декоративности и цветовых контрастов.
3.2. Следить за последовательностью ведения работы.
- Воспитывать аккуратность при выполнении рисунка.
- Индивидуальная помощь обучающимся в решении возникающих вопросов.
4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
4.1. Рефлексия, анализ и оценка результатов художественно-творческой деятельности.
4.2. Уборка рабочих мест.
ХОД УРОКА:
1.Организационный этап
1.1. Приветствие.
1.2. Привлекая внимание к себе темой, устанавливаю дисциплину в классе. Обучающиеся готовят принадлежности к уроку, заполняю журнал, отмечаю отсутствующих и выясняю причины отсутствия.
2.Информационный этап
2.1. Преподаватель. Здравствуйте ребята и наши уважаемые гости.
Тема нашего урока: «Декоративная стилизация шрифта». О задании и как оно выполняется, я вам расскажу позже. Для начала немного поговорим о таких понятиях, как декоративность и стилизация в искусстве, а в частности в композиции.
2.2. а) Декоративность, в переводе с латинского, означает – украшаю.
Кто может сказать, что такое декоративность?
(Обучающийся): Декоративность – совокупность художественных свойств, усиливающих эмоциональную выразительность и художественно организационную роль произведений пластических искусств в окружающей человека предметной среде.
Преподаватель. Правильно. Декоративность свойственна всем видам искусств и является одним из главных художественных средств, произведений декоративно–прикладного искусства. Художественные приемы, обусловливающие декоративность произведения искусства, богаты, многообразны и специфична для каждого вида искусства. Важную роль в создании эффекта декоративности произведения играют: декор (в т.ч. орнамент или его детали), выразительность природной фактуры материалов и присущих особенностей пластической формы, композиции, организация линейных ритмов, цветовых пятен, выразительность и фактура красочного мазка и др.
В архитектуре, в архитектурном ансамбле декоративность часто играет подчиненную роль и выступает в органичном единстве с художественным содержанием произведения.
В конце ХIХ века в Европе возникло очень модное направление в искусстве – модерн. Наиболее интенсивно он проявлялся не только в архитектуре особняков, но и при постройке различных заний, например, вокзалов, больших магазинов. Его направление пришлось на то время, когда было стремительное развитие индустрии.
Именно по этой причине он характеризуется не только декоративностью, но и использованием бетона, керамики и стекла. В те времена, когда использовался такой стиль, как модерн, не было четкого разделения между функциональными и декоративными составляющими. Смотря на здание, любовались, прежде всего, его красотой, а о назначении часто забывали. <Рисунок 1>, <Рисунок 2>.
Основа модерна – это принцип “извне наружу”, т.е. планировка проходила от внутренних помещений к внешнему виду самой постройки. Декоративный облик здания отражал уютность и функциональность, находящихся внутри комнат.
Широкое применение находили балконы из дерева, лестницы, разнообразно урашенные стены и окна. Притягательно выглядели и декоративные элементы, такие, как колонны, либо карнизы. И даже в наше время модерн используется в архитектуре. Но в архитектуре есть еще стили…
Барокко – стиль европейского искусства и архитектуры XVII-XVIII вв. Поначалу этот термин носил оскорбительный оттенок, абсурд (обозначает уродливую жемчужину).<Рисунок3>.
Самые характерные черты барокко – броская цветистость и динамичность (Рубенс, Караваджо). Этот стиль невозможно перепутать ни с каким другим. В нем объединены два понятия: стиль и образ жизни. Пространственный размах, пышность, великолепие и роскошь, орнаменты, причудливые узоры, возвышенность, объемность, превосходство.
Готика – период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI вв. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин “готика” чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, т.е.”устрашающе величественный” (в переводе с итал. – непривычный, варварский). Это храмы, монастыри. <Рисунок 4>.
В готике присутствует множество витражей. Что такое витраж?
(Обучающийся): Витраж – произведение произведение декоративного искусства. Выполненное из цветного стекла или другого, пропускающего свет материала.
Преподаватель. Да. Витраж используют для урашения окон, стеклянных дверей и т.д. Свет, проходя через витраж окрашивает в его цвет и создает особую эммоциональную атмосферу в интерьере. <Рисунок 5>.
Дизайн интерьера – дело не простое, но тоже увлекательное. Каждый интерьер имеет свою декоративность. Зачастую при планировании интерьера и его декорировании мы не успеваем за своей фантазией. Хочется попробовать все. Все уловки в оформлении интерьера сводятся к тому, чтобы было комфортно и удобно обитать в своем жилище. Старую, не интересную, обычную квартиру можно в корне изменить, перекрасив мебель, стены, добавив несколько модных стильных аксессуаров, т.е. декорировать. Добавить немного акцентов. Главное в декоративных интерьерах: уникальность, индивидуальност, необычность. <Рисунок6>, <Рисунок 7>.
Успех сотворения любого интерьера завист во многом от выбранной цветовой гаммы. Именно колористическая декоративная композиция сохраняется в памяти, а не детали планировки.
Без предметов интерьера и стильных аксессуаров дом выглядит безликим, обычным и незаконченным. Это мешает и полноценно отдыхать и качественно работать в офисе. А ведь всем так хочется уюта… Даже небольшие, но профессионально подобранные дизайнерские декоративные предметы интерьера способны преобразить любое пространство. Декоративные блюда и вазы для цветов, панно и настенные часы сделают оригинальными гостинную, кухню и т.п. Эти предметы еще и расскажут о вкусе хозяев.
А теперь немного остановимся на таком жанре, как натюрморт (от французского слова “мертвая природа”).
Как самостоятельное явление в искусстве он сформировался в конце ХVII века в Голландии. Именно голландцы поставили натюрморт в один ряд с такими жанрами изобразительного искусства как пейзаж, портрет, историческая картина.
Давайте вспомним, что является объектами изображения в натюрмортах (посуда, цветы, предметы быта), т.е. неживая природа. <Рисунок 8>.
А вот декоративный натюрморт явление сравнительно новое, появившееся в конце ХIХ начале ХХ вв., а эпоху зарождения самых разнообразных напрвлений. Это время художественных экспериментов с цветом, формой, пространством.
б)<Рисунок 9>,<Рисунок 10>,<Рисунок 11>.
Преподаватель. Как вы думаете, чем отличается декоративный натюрморт от реалистического?
(Обучающийся):Яркостью красок, плоскостным изображением, условностью цвета, свободной трактовкой формы.
Преподаватель. Правильно. Для декоративного натюрморта характерно условное изображение реальной постановки, он исключает; отображение воздушного пространства, формы, материальности, плановости. А на первый план выступают задачи: цвет, линия, контур.
Главная задача в декоративном натюрморте – стилизация предметов, их формы, цвета и фона.
Вот мы и подошли ко второму важному понятию в нашей теме.
в) Что такое стилизация?
(Обучающийся): Стилизация (франц. – «стиль») – подчинение художественного изображения условным, орнаментальным формам. (Стилизация выражается в декоративном обобщении изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы, цвета и объема).<Рисунок 12>.
Преподаватель. Конечно! Художники используют стилизацию как в станковых видах искусства, так и декоративно-прикладных. Вы ездите на природу, на пленэр, рисуете с натуры, но каждый все это перерабатывает и видит как-то по своему. <Рисунок 13>,<Рисунок 14>.
– Что мы делаем с этой зарисовочкой<Рисунок 15>? Можем оформить в рамочку, подарить кому-нибудь… Вот и все. А если мы переработаем эту форму, возьмем более декоративные цвета, то можем еще использовать в орнаменте, сделать батик, витраж, для элемента одежды, ювелирных украшений. <Рисунок 16>, <Рисунок 17>,<Рисунок 18>.
2.3. Основное применение стилизации – это декоративно-прикладное искусство: чтобы создать более острый образ, более значимый, нежели натурный. Мы должны всегда отталкиваться от натуры. Суть художника не в том, чтобы передать увиденное, а в передаче характера, настроя. <Рисунок 19>,<Рисунок 20>, <Рисунок 21>,<Рисунок 22>.
Ребенок в детстве передаст элементы стилизации интуитивно. Малышу, не владеющему навыком чтения, художественный рисунок служит своеобразным ориентиром. Например, когда он рисует девочку: он же не видит коленного или локтевого сустава, а видит руки и ноги – палочками, голова кружочком, а платьице – треугольничек – это и есть момент обобщения. <Рисунок 23>,<Рисунок 24>.
У художника свой собственный мир, который он может показать. Можно использовать разные материалы, но главную мысль, которую он хочет донести до зрителя.
Для того чтобы образы возникали надо очень много работать с натуры.
Мои рекомендации – это чаще ходить на пленэр, писать с натуры предметы и собрать в папочку. Затем длинными, долгими вечерами можно использовать этот материал для витражей, живописи, батика и т.п. Зная натуру «от» и «до» художник может правильно и грамотно стилизовать. В натуре ищем главное и создаем образ. Применяется и в других профессиях, например дизайн одежды.
Вот мы с вами вплотную подошли к выполнению нашего задания.
3.Практический этап
3.1. Самостоятельная художественно-творческая деятельность учащихся
по плану :
а) Провожу инструктаж о работе с красками и тушью
б) Преподаватель. Ребята, мы с вами изучили такие понятия как декоративность и стилизация, рассмотрели их в различных видах искусств. Задание же у нас: «Декоративно стилизовать слово», что это значит?
Немного затронем такой вид искусства, как графика. Она бывает разная:
Прикладная – это графические произведения, рассчитанные на практическое применение в быту;
Книжная – это книжные иллюстрации, заставки, буквицы, обложки.
Станковая – станковый рисунок, эстамп (печатная графика).
Компьютерная графика – где используются компьютеры, как инструмент для создания изображений и обработки информации.
К графике относятся и шрифты. Как давно они произошли?
(Обучающийся): История шрифта неразрывно связана с историей письменности, возникновение которой относится к глубокой древности. Рисунки букв находятся в прямой зависимости от того на каком материале и какими инструментами эти буквы написаны, какой художник писал их, в какое историческое время. Шрифт, как и архитектура, является зеркалом своего времени.
Преподаватель. Да. Письмо, как система письменных знаков, передающая речь человека, рассчитанных на зрительное восприятие, возникло из потребности закреплять в памяти какие-либо события и т.д. <Рисунок 25>,<Рисунок 26>,<Рисунок 27>.
Шрифт – это буквы, слова. Вот вы должны сейчас выбрать слова, написанные на доске и их «оживить», используя стилизацию и декоративность. Сделать это надо так, чтоб человек не умеющий читать, понял и почувствовал, что обозначает это слово. <Рисунок 28>, <Рисунок29>, <Рисунок 30>, <Рисунок 31>, <Рисунок 32>, <Рисунок 33>, <Рисунок 34>. Это слово у вас должно вызвать какие-то ассоциации, эмоции.
Рисуйте легко, ярко, с настроением. Используйте разные материалы. Рисуйте так, как подсказывает вам рука, играйте с формой, цветом, объемом!
3.2. Слежу за работой, в ходе делаю опрос обучающихся:
Вопросы учащимся:
Преподаватель. Какими выразительными средствами пользовались художники декоративно-прикладного и станкового искусства?
- Цветовой контраст
- Ритм
- Стилизация
- Цветовая гамма, колорит (спокойный, радостный, тревожный, грустный, теплый, холодный, светлый, теплый)
Преподаватель. Назовите контрастные (дополнительные) цвета?
- Красный – зеленый
- Желтый – синий
- Оранжевый – голубой, бирюзовый
- Салатовый – пурпурный, фиолетовый
4.Заключительный этап
4.1. Рефлексия, анализ и оценка результатов художественно-творческой деятельности обучающихся.
4.2. Уборка рабочих мест.
Список использованной литературы:
- Голубева О. Л. Основы композиции. – М.: Искусство, 2004;
- Даглдиян К. Декоративная композиция. Издательство «Феникс», 2010;
- Заброцкая В. С. Планы-конспекты уроков по изобразительному искусству. 3 класс. I-полугодие: учебно-методическое пособие для учителей начальных классов. – Мозырь ООО ИД «Белый ветер», 2007;
- Иванова Р. В. Натюрморт в Западно-европейской живописи. Выпуск 1. – М.: Издательство «Изобразительное искусство», 1989;
- Кликушин Г. Ф. Шрифты для художественно-оформительских работ. – Витебск, 2003;
- Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства. – М.: Просвещение, 1983;
- Левитин Е. С. Западно-европейское искусство второй половины ХIХ века. Сборник статей. – М.: Искусство, 1975;
- Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. – М.: ВЛАДОС, 2005;
- Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. – М.: Просвещение, 1986;
- Мелик-Пашаев А. А. Развитие у детей способности пользоваться цветом, как выразительным средством. Психолого-педагогические рекомендации для преподавателей детских художественных школ и художественных отделений школ искусств. – М., 1985;
- Миронова Л. Н. Цветоведение. –Мн.: Вышейшая школа, 1984;
- Претте М. К., Копальдо А. Творчество и выражение: в 2 т./ Пер. с итал. – М., 1985;
- Саливон Т. Большая иллюстрированная энциклопедия истории искусств. – М.: Махаон, 2007;
- Сокольникова Н. М. Основы композиции. Учебник для учащихся 5-8 классов. (Изобразительное искусство-3). – ОБНИНСК. ИЗДАТЕЛЬСТВО « Титул», 1996;
- Сурина М. О. цвет и символ в искусстве , дизайне и архитектуре. Второе издание, измененное и дополненное. - Москва – Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2006;
- Третьякова Н. Е. История искусства для детей. Историческая картина.–М.: ООО РОСМЭН-ПРЕСС, 2002;
- Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.