Цели.
1. Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи.
2. Доказать значимость служебных частей речи.
3. Совершенствовать устную и письменную речь.
4. Воспитание коммуникативности, умения работать в паре.
Ход урока
1. Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на уроке. Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём работу.
Будем отвечать активно
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.
- Мы начинаем урок с записи числа и вида работы. Тема нашего урока “Служебные части речи”.
Какие слова из этой строчки вам понятны?
Какое новое слово вы услышали?
Когда и где вам приходилось сталкиваться с этим словом?
А в нашем словосочетании, как вы думаете, что будет обозначать слово “служебные”?
Чему хотели бы научиться на уроке?
Что вы ожидаете для себя от сегодняшнего урока?(запись на доске)
Чем бы вы хотели заниматься на уроке?
- На полях поставьте отметку, которую бы вы хотели заработать сегодня на уроке.
Цель нашего урока: узнать, какие части речи называются служебными.
Будем распознавать части речи и делить их на группы.
Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нет.
- Сколько таинственного и чудесного прячется за этими словами. Язык, на котором мы говорим, очень богат. В русском языке очень много частей речи и каждая часть речи имеет свое место.
2. Приглашаю вас, отправится сегодня в путешествие. А вот и маршрут нашего путешествия. (План на доске)
План:
1. Чистописание
2. Словарь
3. Самостоятельные части речи.
4. Служебные части речи.
5. Физминутка
6. Закрепление
7. Итог урока.
I. Чистописание
м
моряк морской
Наверное, вы догадались, в какое путешествие мы отправляемся? (Морское)
II. Словарь
Тема наших словарных слов “путешествие”
Запишите те словарные слова, которые можно отнести к этой теме. ракета, корабль, пассажир, вокзал, билет, автомобиль, расстояние.
Слайд со словарными словами.
Какие слова записали? Сравните свои слова с написанными на доске, которых у вас нет, допишите.
III. Сегодня отправимся в плаванье
В путь. Нас ждёт океан “Части речи”. Как вы думаете, почему океан, а не море или озеро?
Слово в русском языке очень много. Все слова отличаются друг от друга, но у слов есть общие признаки, объединяющие их в группы – части речи. Какие признаки имеет каждая часть речи? (Морфологические, грамматические, синтаксические)
Посмотрите на форзац учебника, как художник изобразил, этот океан. Какие суда плавают в нашем океане. Как художник показал связь, зависимость, существующую между словами разных частей речи? У вас на листах записан текст. Каждый выберет, с какой частью речи он хочет работать. В тексте надо найти эту часть речи и подписать её сверху над словом.
Запись текста.
В огромном океане “Части речи” ходят корабли, плывут яхты и лодочки. Впереди идут два больших корабля. Они гордо бороздят просторы океана. Рядом с ними плавно скользят красивые яхты. Лодочки появляются около яхт и кораблей, но сразу же исчезают.
- Поднимите руку, кто выбрал имена существительные? Один к доске человек. Кто выбрал имена существительные, проверьте, все ли существительные нашли. Другой ребёнок делает проверку.
Аналогично проверяются все части речи. (Имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, числительное)
Почему корабли имя существительное и глагол больше, чем другие?
В какую группу можно отнести все эти части речи? Какие части речи мы называем самостоятельными?
IV. Про какие маленькие лодочки рассказывается в тексте? Просмотр отрывка мультфильма “В порту”.
- Какие ещё части речи мы не назвали? Чем они отличаются от самостоятельных частей речи? Как в мультфильме показана связь между большими кораблями и маленькими лодочками?
Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос, как называет автор союз, частицу и предлог? (Слайд в виде таблицы)
Предлоги, союзы, частицы -
Все встали в один хоровод,
Служебные важные лица -
На редкость серьёзный народ.
Без них обойтись невозможно:
И знают об этом они.
Всегда и во всём осторожны :
Нигде не гуляют они.
Но исподволь и незаметно,
Значение своё привнесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут!
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет!
- Кто запомнил, как автор назвал союз, частицу, и предлог?
- Кому или чему они служат?
Давайте дадим определение служебным частям речи.
Что такое частица? Частицы - служебная часть речи. Они вносят дополнительные оттенки в значения других слов или предложений.
Что такое союз? Союз – служебная часть речи. Они соединяют однородные члены предложения или отдельные предложения.
Что такое предлог? Предлог – служебная часть речи. Они указывают на отношения (связь) между словами в предложении.
Используя полученные знания о служебных частях речи, отредактируйте предложения на доске.
Ветер … морю гуляет
… кораблик подгоняет.
Он бежит себе… волнах
... раздутых парусах.
- Из какого стихотворения эти строки и кто автор?
- Восстановите отрывок стихотворения. С помощью, каких слов это сделать?
- К какой группе относятся слова, которые вы вставили в стихотворение?
- Можно ли обойтись без служебных частей речи?
V. Физминутка.
Положите голову на стол закройте глаза и послушайте шум океана.
VI. Посмотрите на доску давайте восстановим таблицу
“Самостоятельные и служебные части речи”. (Учебник, стр. 45)
- На какие группы делятся все части речи?
- Какие части речи мы называем самостоятельными?
- Какие части речи мы называем служебными?
Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место (после сущ., гл., мест.), в переводе с греческого, обозначает перед словом, их не много около 200. Слово союз появилось в 17 веке. Союзов около 250, они занимают – 7 место. Частица - это достоверный перевод слова с латинского языка. Частица - это название всех частей речи (частиц речи), и одна из этих частиц речи.
А теперь задание на выбор. На столе лежит лист с заданиями №3 и №4.
В задании №3 записано предложение. Проанализируйте предложения, найдите служебные части речи и самостоятельные части речи? Распределите слова в две колонки.
Задание № 4. Таблица. Вам надо определить какая часть речи перед вами? Поставьте ручкой + напротив слова в 3 или в 4 колонке. Обратите внимание на правописание. Не ошибайтесь при списывании!
VII. Подведём итоги нашего урока
1. Что нового ты для себя узнал, чему новому научился?
2. В начале урока вы высказывали свои ожидания.
(Имя ребёнка) узнал(а), то что хотела? Сбылись ли твои ожидания?
Что тебе запомнилось на уроке больше всего? Что тебя сегодня расстроило (порадовало) на уроке? Почему?
Что тебе показалось на уроке самым трудным? Почему?
3. Что ты мог бы мне посоветовать, чтобы сделать наши уроки лучше?
Ребята, спасибо за урок.