Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает источники духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Народное искусство является первоосновой профессионального искусства.
Воспитание гражданина, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. И поэтому я неслучайно обратилась к народному искусству, выбрав тему проект, напрямую связанную с народностью.
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста;
- педагог ИЗО;
- музыкальный руководитель;
- воспитатели групп;
- родители воспитанников.
Длительность проекта: учебный год (с сентября по май).
Познавательно-исследовательская деятельность: Убедиться в том, что особенности прикладного творчества народа напрямую зависят от географического местоположения и народного календаря.
Цели проекта:
- развитие у детей познавательных и творческих способностей, через знакомство с народным искусством, его наследием;
- приобщение к истокам духовности. Истории России;
- воспитание интереса к традициям русского народа.
Задачи:
- развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народного декоративно-прикладного искусства;
- развивать декоративное творчество детей на основе усвоения народного искусства;
- воспитывать интерес к народному искусству, коммуникативные способности, умение работать в коллективе.
Этапы реализации проекта:
- изучение интересов детей старшего дошкольного возраста:
Детские вопросы.
- Какой промысел существует в городе Нижнем Тагиле?
- Почему деревня, в которой лепят глиняные игрушки, называется Дымка?
- Почему посуда с сине-голубым узором называется Гжель?
- Сбор информации по выбранной теме.
- Составление и обсуждение с участниками проекта поэтапного плана работы.
Алгоритм реализации проекта:
- создание банка идей и предложений;
- подбор литературы, иллюстраций, образцов декоративно-прикладного искусства, альбомов по ДПИ, репродукций известных художников о народных праздниках, подбор народных игр;
- помощь родителей в сборе ин6формации о народных праздниках;
- выставки книг, сказок, образцов декоративно - прикладного искусств, стихов о календарно-обрядовых праздниках;
- написание конспектов и сценариев;
- оформление выставки декоративного творчества “Народные мотивы”;
- оформление музыкального зала детскими работами для проведения фольклорного развлечения “Ярмарка”;
- изготовление поделок для Рождественской и Пасхальной ярмарок (при Казанском мужском монастыре);
- проведение интегрированного развлечения “Ярмарка умельцев”;
- составление электронной презентации по результатам работы по теме проекта.
Предполагаемый результат:
- расширение знаний детей о декоративно-прикладном искусстве;
- приобщение детей к культуре, традициям русского народа;
- сплочение детей, педагогов, родителей в процессе активного сотрудничества.
Анализ.
В соответствии с ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155, в своей работе, который помогает сделать жизнь детей интересней, связать ее с окружающей действительностью использовала:
- Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса. Тема, которая была взята для реализации проекта, раскрывает источники духовной жизни русского народа, оставляет в душе ребенка глубокий след, вызывает устойчивый интерес.
- Создание предметно-развивающей среды, способствующей приобщению детей к народному искусству.
- Принцип интеграции организационных форм, различных видов деятельности тесно связан с принципом комплексно-тематического планирования.
- Совместную деятельность, во время которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество между участниками процесса.
Инновации:
- сотрудничество с музеем изобразительных искусств;
- использование современной компьютерной техники;
- встречи с мастерами по росписи подносов (Т.В. Божиной).
В работе я использовала различные методы (словесный, наглядный, практический и др.). Художественные приемы (двойной мазок, примакивание, лессировка др.). Различные формы работы (встречи с художниками, экскурсии в музеи города, праздники–развлечения и др.).
Работа с детьми велась по следующим направлениям:
- по следам народных промыслов России;
- народные календарно-обрядовые праздники в творчестве детей;
- иллюстрирование произведений устного народного творчества.
- посещение музея изобразительных искусств;
- участив в различных выставках и конкурсах;
- изготовление поделок для благотворительных ярмарок (для Казанского мужского монастыря), для городских мероприятий.
Работая над проектом, я тесно взаимодействовала с педагогами и провела следующую работу:
- составление плана работы, сценариев;
- салон “Калейдоскоп” 265 лет уральской лаковой росписи по металлу;
- практикум “Тагильская роза”;
- мастер-класс “Чердачная игрушка”;
- мастер-класс “Изготовление народных оберегов”.
Родители детей подготовительной группы изготовили проекты “Народные праздники”, способствующие расширению знаний детей о народных традициях, обрядах, праздниках русского народа. Родители совместно с детьми изготовляли различные поделки для благотворительных ярмарок для Казанского мужского монастыря, для различных конкурсов разного уровня.
За время работы над проектом проводились:
- выставка детских работ “Народные мотивы” в детском саду;
- принимали участие в выставке декоративно-прикладного искусства “Талантливая семья ЕВРАЗ” 2013;
- принимали участие в Рождественской ярмарке при Казанском мужском монастыре. Пасха 2013;
- принимали участие в Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества “Рыжий кот” в различны номинациях;
- принимали участие в пасхальной ярмарке при Казанском мужском монастыре. Пасха 2012. Пасха 2013;
- принимали участие в изготовлении рождественских поделок для ярмарки “Христос рождается – славите”;
- принимали участие в 63 выставке детского технического и декоративно-прикладного творчества. Номинация: “Мама, папа, я - умелая семья”, посвященный дню города;
- епархиальный конкурс детского творчества “Красная горка;
- конкурс для детей и педагогов “Талантоха 5”. Декоративно-прикладное творчество. “Моя уральская роспись” (участие педагога по ИЗО);
- конкурс “Лучший по профессии” в МАДОУ “Радость” среди специалистов по ИЗО (проект по народному искусству) – педагог ИЗО.
Как итог работы над проектом были проведены для детей:
- фольклорное развлечение “Ярмарка”;
- интегрированное развлечение “Ярмарка мастеров”.
В заключении хочется сказать, что разнообразие народного художественного материала, интегрирование его в различных видах деятельности позволяет с успехом решать задачи эстетического развития детей дошкольного возраста.
Данный проект может быть использован в работе с дошкольниками.