Народное искусство в формировании творческих способностей дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает источники духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Народное искусство является первоосновой профессионального искусства.

Воспитание гражданина, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. И поэтому я неслучайно обратилась к народному искусству, выбрав тему проект, напрямую связанную с народностью.

Участники проекта:

- дети старшего дошкольного возраста;

- педагог ИЗО;

- музыкальный руководитель;

- воспитатели групп;

- родители воспитанников.

Длительность проекта: учебный год (с сентября по май).

Познавательно-исследовательская деятельность: Убедиться в том, что особенности прикладного творчества народа напрямую зависят от географического местоположения и народного календаря.

Цели проекта:

- развитие у детей познавательных и творческих способностей, через знакомство с народным искусством, его наследием;

- приобщение к истокам духовности. Истории России;

- воспитание интереса к традициям русского народа.

Задачи:

- развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народного декоративно-прикладного искусства;

- развивать декоративное творчество детей на основе усвоения народного искусства;

- воспитывать интерес к народному искусству, коммуникативные способности, умение работать в коллективе.

Этапы реализации проекта:

- изучение интересов детей старшего дошкольного возраста:

Детские вопросы.

- Какой промысел существует в городе Нижнем Тагиле?

- Почему деревня, в которой лепят глиняные игрушки, называется Дымка?

- Почему посуда с сине-голубым узором называется Гжель?

- Сбор информации по выбранной теме.

- Составление и обсуждение с участниками проекта поэтапного плана работы.

Алгоритм реализации проекта:

- создание банка идей и предложений;

- подбор литературы, иллюстраций, образцов декоративно-прикладного искусства, альбомов по ДПИ, репродукций известных художников о народных праздниках, подбор народных игр;

- помощь родителей в сборе ин6формации о народных праздниках;

- выставки книг, сказок, образцов декоративно - прикладного искусств, стихов о календарно-обрядовых праздниках;

- написание конспектов и сценариев;

- оформление выставки декоративного творчества “Народные мотивы”;

- оформление музыкального зала детскими работами для проведения фольклорного развлечения “Ярмарка”;

- изготовление поделок для Рождественской и Пасхальной ярмарок (при Казанском мужском монастыре);

- проведение интегрированного развлечения “Ярмарка умельцев”;

- составление электронной презентации по результатам работы по теме проекта.

Предполагаемый результат:

- расширение знаний детей о декоративно-прикладном искусстве;

- приобщение детей к культуре, традициям русского народа;

- сплочение детей, педагогов, родителей в процессе активного сотрудничества.

Анализ.

В соответствии с ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155, в своей работе, который помогает сделать жизнь детей интересней, связать ее с окружающей действительностью использовала:

  • Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса. Тема, которая была взята для реализации проекта, раскрывает источники духовной жизни русского народа, оставляет в душе ребенка глубокий след, вызывает устойчивый интерес.
  • Создание предметно-развивающей среды, способствующей приобщению детей к народному искусству.
  • Принцип интеграции организационных форм, различных видов деятельности тесно связан с принципом комплексно-тематического планирования.
  • Совместную деятельность, во время которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество между участниками процесса.

Инновации:

- сотрудничество с музеем изобразительных искусств;

- использование современной компьютерной техники;

- встречи с мастерами по росписи подносов (Т.В. Божиной).

В работе я использовала различные методы (словесный, наглядный, практический и др.). Художественные приемы (двойной мазок, примакивание, лессировка др.). Различные формы работы (встречи с художниками, экскурсии в музеи города, праздники–развлечения и др.).

Работа с детьми велась по следующим направлениям:

- по следам народных промыслов России;

- народные календарно-обрядовые праздники в творчестве детей;

- иллюстрирование произведений устного народного творчества.

- посещение музея изобразительных искусств;

- участив в различных выставках и конкурсах;

- изготовление поделок для благотворительных ярмарок (для Казанского мужского монастыря), для городских мероприятий.

Работая над проектом, я тесно взаимодействовала с педагогами и провела следующую работу:

- составление плана работы, сценариев;

- салон “Калейдоскоп” 265 лет уральской лаковой росписи по металлу;

- практикум “Тагильская роза”;

- мастер-класс “Чердачная игрушка”;

- мастер-класс “Изготовление народных оберегов”.

Родители детей подготовительной группы изготовили проекты “Народные праздники”, способствующие расширению знаний детей о народных традициях, обрядах, праздниках русского народа. Родители совместно с детьми изготовляли различные поделки для благотворительных ярмарок для Казанского мужского монастыря, для различных конкурсов разного уровня.

За время работы над проектом проводились:

- выставка детских работ “Народные мотивы” в детском саду;

- принимали участие в выставке декоративно-прикладного искусства “Талантливая семья ЕВРАЗ” 2013;

- принимали участие в Рождественской ярмарке при Казанском мужском монастыре. Пасха 2013;

- принимали участие в Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества “Рыжий кот” в различны номинациях;

- принимали участие в пасхальной ярмарке при Казанском мужском монастыре. Пасха 2012. Пасха 2013;

- принимали участие в изготовлении рождественских поделок для ярмарки “Христос рождается – славите”;

- принимали участие в 63 выставке детского технического и декоративно-прикладного творчества. Номинация: “Мама, папа, я - умелая семья”, посвященный дню города;

- епархиальный конкурс детского творчества “Красная горка;

- конкурс для детей и педагогов “Талантоха 5”. Декоративно-прикладное творчество. “Моя уральская роспись” (участие педагога по ИЗО);

- конкурс “Лучший по профессии” в МАДОУ “Радость” среди специалистов по ИЗО (проект по народному искусству) – педагог ИЗО.

Как итог работы над проектом были проведены для детей:

- фольклорное развлечение “Ярмарка”;

- интегрированное развлечение “Ярмарка мастеров”.

В заключении хочется сказать, что разнообразие народного художественного материала, интегрирование его в различных видах деятельности позволяет с успехом решать задачи эстетического развития детей дошкольного возраста.

Данный проект может быть использован в работе с дошкольниками.

Презентация