Цель: подвести итог проделанной работы на уроках обучения грамоте; активизировать познавательную деятельность учащихся воспитывать любовь к чтению.
Ведущий: Уважаемые гости, дорогие ребята, начинаем наш праздник «Прощание с Азбукой». Совсем недавно наши первоклашки впервые переступили порог школы и получили свой первый учебник – «Азбуку» (СЛАЙД) (Приложение 1)
Звучит музыка. Входит Азбука.
Ведущий: Ой, здравствуй, а кто ты?
Азбука: Здравствуйте, дети!
Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать,
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Ведущий: Дорогая Азбука! Мы рады видеть тебя на нашем празднике. Будь нашей гостьей! А ребята покажут тебе, чему они научились с твоей помощью.
Азбука: Спасибо за приглашение! С большим удовольствием! (Азбука садится)
1-й ученик: Всех знакомых, незнакомых
И серьёзных, и весёлых
Первый класс, первый раз
Пригласил на праздник Вас.
2-й ученик: Букв сначала мы не знали –
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
3-й ученик: Я с этой книжкой первый раз
Пришёл в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
Ведущий: Вот мы и преодолели самую первую, самую трудную ступеньку в школьной жизни. Преодолели благодаря вашему старанию, трудолюбию и желанию учиться, а так же при помощи ваших родителей. Вы запомнили все буквы русского алфавита и научились хорошо читать. А помогла в этом Азбука!
Азбука: Ребята я вас всех приглашаю в путешествие по городу в котором я живу – а город мой называется Азбукоград (СЛАЙД)
Ведущий: Давайте посмотрим как же называется первая улица «Загадки»
Азбука и Ведущий: Итак, давайте по отгадываем.
1. До чего же скучно братцы,
На чужой спине кататься!
Дал мне кто бы пару ног,
Чтобы сам я бегать мог! (Ранец)
2. По коричневому полю
Белым пишут то и дело. (Доска)
3. Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (Карандаш)
4. То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь)
5. Чёрные, кривые, от рождения немые,
Встанут в ряд – сейчас заговорят! (Буквы)
6. Не куст, а с листочками,
Не человек, а рассказывает! (Книга)
Ведущий: С этими заданием вы справились и теперь мы попали на следующую улицу Шифровальная (СЛАЙД)
Азбука: Здесь живут шифровки – секретные записи.
Ведущий: Нам надо их расшифровать. Для этого поставьте буквы в нужном порядке, чтобы получилось новое слово.
ВАЛИК (ВИЛКА)
ЖИЛЫ (ЛЫЖИ)
ЛАПОТЬ (ПАЛЬТО)
СОСНА (НАСОС)
МЫШКА (КАМЫШ)
Ведущий: Дальше нас ждёт Парк Отдыха (СЛАЙД)
Дети поют песню.
Ведущий: И вот мы оказались на улице Героев (СЛАЙД)
Азбука: Угадай героя сказок.
Детям: Многим долго неизвестный,
Стал он каждому знаком.
Всем по сказке интересной
Мальчик луковка знаком.
Очень просто и не длинно
Он зовётся … (Чипполино)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (Айболит)
Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же.
Кто это такая? Кто тут подскажет? (Золушка)
Работать умела красиво и ловко
В деле любом проявляла сноровку.
Хлеба пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла..
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка
Как зовётся сам мальчишка? (Буратино)
Старик вышел к морю, он невод забросил.
Кого-то поймает, о чём-то попросит. (А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»)
Азбука: Теперь мы попали на улицу Стихотворную (СЛАЙД)
Азбука: 33 родных сестрицы,
Писанных красавицы,
На одной живут страницы,
А повсюду славятся.
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, –
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.
Чтение стихов от А до Я
А: А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
Астра, азбука, айва
Начинаются на А.
И кончаются на А
Астра, азбука, айва.
Б: Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
В: Вот буква В
Видна вдали – красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
Г: Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
Д: Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
Е: Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.
Ё: Е и Ё – родные сёстры,
Различать сестёр не просто,
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Ж: Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж!
З: З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
И: Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
– Три!
А какая буква?
– И
Й: Буква Й зовут «И кратким»
Й, как И, в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
К: Это – Ж, а это К:
Целый жук
И полжука.
Л: Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
М: Взявшись за руки
Мы встали
И на М похожи стали.
Н: На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенку.
О: Посмотри на колесо
И увидишь букву О
В старом дереве дупло,
Ну совсем как буква О.
П: На хоккее, на футболе,
Буква П – ворота в школе.
Р: Дрожу от страха
До сих пор! – воскликнуло полено.
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
С: Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Т: Буква Т стоит на крыше
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
У: Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.
Ф: Филин, в книжку залетев,
Превратился в букву Ф.
Х: Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка,
Ветра вольного подружка.
Ц: Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Ч: Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!
Ш: Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
Щ: На расчёску Щ похожа,
Три зубца всего?
Ну что же?
Ъ: Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – Ъ,
Чтобы не облиться.
Ы: Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилось буква Ы –
Все мы знать её должны.
Ь: Буква Р перевернулась.
Мягким знаком обернулась.
Э: Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
Ю: Чтобы о не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите, что случилось:
Получилась…буква Ю.
Я: Я сказала про себя:
– Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит.
Гол! Закончен алфавит!
Азбука: Ай, какие вы всех молодцы. Точно всех моих сестриц назвали!
Ведущий: Мы азбуку благодарим!
4-й ученик: Прощай, дорогая «Азбука»,
Расставаться с тобою жаль.
Мы знаем буквы, знаем слоги,
За всё огромное спасибо тебе,
Дорогая «Азбука».
5-й ученик: «Азбуку» прочли до корки,
Нам по чтению –
Пятёрки!
Позади нелёгкий труд
Медленного чтения:
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ния!
6-й ученик: В том, что «Азбуку» прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки!
Страна Литературия
7. Здравствуй, гостья, дорогая
Приходи сюда скорей
Расскажи нам про отчизну,
Про природу…
8. Про друзей, что живут
На всей планете
Расскажи про всё на свете
Рады мы с тобой дружить
Будем дружбой дорожить.
«Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели. Не пишите на мне ни ручкой, ни карандашом – это так не красиво. Если вы закончили читать и боитесь потерять место, где остановились, вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть. В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому, что такая погода мне вредна.
Помогите мне остаться свежей и чистой, а я помогу вам быть счастливыми!
Следите, ребята, за книгами, так как ими после вас будут пользоваться и другие ребята.
Учитель: Что ж, ребята! Наш праздник подходит к концу. Теперь мы с вами стали настоящими и полноправными читателями. Теперь мы можем свободно читать новую книгу, которая с нетерпением ждёт вас.
АЗБУКА: Ну, вот наш праздник и подошел к концу. Сегодня вам предстоит проститься со мной.
Вот и подошел расставания час.
И грустно мне немного сейчас.
Но за вас я спокойна,
В жизнь войдете вы достойно.
Получайте знания приличные,
И отметки только отличные.
Многому еще вам предстоит учиться,
Не лениться, а трудиться,
Год за годом промелькнут,
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога.
Ждут вас открытия важные,
Не робейте, а дерзайте.
И задачи вы решайте,
Сочиненья сочиняйте,
Знаньями всех удивите,
Верят в вас учителя и родители!